научная статья по теме ВЗАИМОСВЯЗЬ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ И ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ Психология

Текст научной статьи на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ И ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 6, с. 69-86

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ КВАНТОВОЙ ФИЗИКИ И ПСИХОЛОГИИ СОЗНАНИЯ1

© 2014 г. В. Ф. Петренко*, А. П. Супрун**

*Член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Москва; **Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института системного анализа РАН, Москва

Рассматривается проблема трактовки понятия "реальность", а также её методологическое представление в физике и психологии. Обсуждаются различные подходы к вопросу о существовании "объективной реальности", независимой от позиции наблюдателя. С точки зрения А. Эйнштейна, единственной задачей науки является определение "того, что есть", а с точки зрения Н. Бора и В. Гейзенберга, переход от возможного к реальному происходит во время акта наблюдения, и нет независимой от наблюдателя реальности. Более сильное выражение последней позиции заключено в утверждениях Р. Пенроуза и М.Б. Менского об участии сознания в редукции волновой функции. С позиции психологической науки авторы статьи рассматривают данную проблему как переход в описании мира от языка волновых процессов, обладающих "связностью" или "спутанностью" (язык гильбертовых пространств, на котором "говорит" бессознательное), к предметному языку сознания, для которого процессы более адекватно описываются в пространстве-времени с соответствующей метрикой (Евклида, Лобачевского или Римана).

Ключевые слова: квантовая физика, методология психологии, редукция волновой функции, сознание, бессознательное, пространство Гильберта, нелокальность бытия, феномен связности (или спутанности), парадокс Эйнштейна-Подольского-Розена (ЭПР).

СОЗНАНИЕ И ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Вероятно, многим покажется странным обращение психологов к современной физике. Однако проблема реальности и ее отображения в сознании актуальна как для психологов, так и физиков. Современная наука строится на принципах постнеклассической рациональности [45] и обязательно включает анализ собственной позиции исследователя (наблюдателя) и его инструментария, образующих совместно с объектом познания единую открытую самоорганизующуюся систему. И, если до ХХ века, согласно фон Нейману [30], можно было формально разделять физическую и психическую реальности, придерживаясь "принципа параллелизма", то теперь эта возможность катастрофически исчезает.

В квантовой физике, с момента ее возникновения в начале XX века, на конференциях, в личных

1 Исследования проводятся при финансовой поддержке РФФИ (грант № 14-06-00212-а).

беседах и письмах была развернута дискуссия об интерпретации получаемых в экспериментах данных. Наиболее ярко она была представлена в спорах А. Эйнштейна и Н. Бора об онтологии квантовой реальности [9, 24, 51, 69, 78]. На наш взгляд, эта дискуссия о базовых принципах бытия имеет прямое отношение и к психологической науке. В обыденном сознании проблема существования объективной действительности решается просто: достаточно открыть глаза, и мы увидим мир "таким, какой он есть". Можно, закрыв глаза, пощупать объекты, понюхать их, лизнуть и скоординированно воспринять наблюдаемый объект, хотя и с разной степенью точности для разных органов чувств, определить его локализацию, примерные размеры, твёрдость, тяжесть и т.д. Но уходя от "наивного реализма", ещё Дж. Локк в XVII веке (см. [15]) выделял первичные, т.е. независимые от наблюдателя качества, и вторичные, обусловленные спецификой наших органов чувств. Например, цвет объекта обусловлен для человеческого зрения длиной электромагнитной волны, которая не содержит такой психологи-

ческой характеристики, как цвет. Аналогично, в физической реальности нет запаха или вкуса объекта, и все они обусловлены спецификой наших органов чувств, которые помогают биологическому организму выжить в среде обитания. Наличие таких "вторичных качеств" и подвигло епископа Дж. Беркли (см. [8]) использовать их в качестве доказательства "бытия божьего", ибо именно Бог "наблюдает всё многообразие и многоцветно сть мира, когда человек спит". Иначе бы, по мысли Беркли, множество вторичных качеств исчезало бы с отсутствием наблюдателя. В дальнейшем круг первичных качеств всё сужался и сужался. Например, согласно современной физике, тяжесть не является свойством самого объекта, а зависит от гравитационного взаимодействия двух тел; а, например, невесомость космонавта на околоземной орбите представляет собой его свободное падение. Т. Гоббс (см. [28]) выделял в качестве первичных качеств только пространственно-временные: протяжённость и движение. Так или иначе, у Рене Декарта [14] уже остались только два базовых первичных качества: пространственная и временная координата объекта, а И. Кант объявил этот последний бастион объективности - пространство и время - не объектными качествами, а категориями (интуициями) сознания. Для крупнейшего теологического и философского авторитета своего, да и нынешнего времени, епископа Беркли, все физические качества являются вторичными и, пользуясь современной психоаналитической терминологией, выступают проекциями божественного сознания. Беркли принадлежит крылатое высказывание: "Существовать - значит быть воспринимаемым", - вводящее божественного наблюдателя в качестве необходимого компонента. Материалистическая философия делает акцент на существовании объективной реальности независимо от присутствия наблюдателя. Хотя в современной философии оппозиция "материализм/идеализм" постепенно становится анахронизмом, и уже трудно обнаружить однозначно материалистическую позицию, в психологической науке большинство ученых не сомневаются в существовании объективной действительности ("того, что есть на самом деле", как сформулировал известный психолог В.М. Аллахвердов [2] в дискуссии с одним из авторов данной статьи).

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕАЛЬНОСТИ В КВАНТОВОЙ МЕХАНИКЕ

В качестве аргумента в споре об онтологии реальности можно обратиться к квантовой физике, дающей возможность чётко сформулировать и

операционально проверить те или иные гипотезы об участии субъекта в построении физической реальности. Так, своеобразный возврат к философии Дж. Беркли можно увидеть во взглядах известного английского физика Р. Пенроуза [33] и отечественного физика М.Б. Менского [26, 27] утверждающих, что в редукции волновой функции необходимо присутствует сознание. По мнению лидера отечественной философии В.С. Стёпина [44, 45], общие принципы познания естественных и гуманитарных наук едины.

Современная физика привлекает внимание философов и психологов, прежде всего тем, что в ней наиболее остро поставлены вопросы о том, чем же является та самая реальность, в которой мы существуем? При этом становление квантовой физики вновь и вновь возвращает философов и историков физики к началу прошлого века, когда проходили жаркие "битвы за реальность" между сторонниками классического и квантового понимания мира. "Оказалось, что предложить интерпретацию - гораздо более сложная задача, чем просто вывести уравнения", - заявил Поль Дирак пятьдесят лет спустя после Сольвеевско-го конгресса 1927 года2 [82, с. 52], на котором и был сформирован своеобразный "символ веры" -принцип дополнительности Бора и так называемая "копенгагенская интерпретация" квантовой механики, о которой пойдет речь ниже.

Создание квантового компьютера [5] и эксперименты по квантовой телепортации [6, 19] вновь привлекли внимание к старым нерешенным проблемам начала прошлого века. С 1990 года в США постоянно проводятся конференции, посвящён-ные логическим и техническим особенностям физических экспериментов, затрагивающим основы нашего миропонимания. Нерешенные методологические вопросы, поставленные на Сольве-евском конгрессе 1927 года, до сих пор актуальны и не позволяют рассматривать их только в историческом плане. Для нас представляют интерес основные позиции физиков в этом споре о статусе реальности, поскольку актуален вопрос о том, существуют ли иные возможности интерпретации реальности, не затронутые оппонентами, и какие психологические установки могли ограничивать выбор этих возможностей?

Сегодня все большее число исследователей считает, что истину следует искать на более глубоком уровне, чем сама квантовая механика.

2 Сольвеевский конгресс назван так по имени учёного-промышленника, выступившего его спонсором. Из 28 участников конгресса 1927 года 17 являлись или стали впоследствии лауреатами Нобелевской премии.

«Теория, ответом которой являются слова "может быть", - говорит лауреат Нобелевской премии физик-теоретик Герард'т Хоофт, - должна восприниматься как неточная» [60, с. 37-38]. Он верит, что Вселенная детерминирована, и занят поисками фундаментальной теории, которая объяснила бы все странные, противоречащие интуиции особенности квантовой механики.

Есть и другое мнение: "Не ошибусь, если скажу, что квантовую механику не понимает никто" [68, с. 129], - заявил Ричард Фейнман, американский физик, получивший Нобелевскую премию в 1965 году, через десять лет после смерти Эйнштейна, когда за копенгагенской интерпретацией закрепилась репутация ортодоксальной теории, и большинство физиков просто следовали совету Фейнмана: "Если можете, перестаньте мучить себя вопросом, как такое может быть? Этого не знает никто" [там же].

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ПРИЧИННОСТЬ

Мировоззрение Эйнштейна основывалось на его непоколебимой вере в реальность, существующую "вне" и "независимо" от нас. Реальность, которую представлял себе Эйнштейн, должна быть локальной и управляться законами, согласующимися с принципом причинности [65]. Готов ли был он хоть чем-нибудь из этого пожертвовать? Многие считали, что Эйнштейн просто не мог изменить свою позицию, так как всю жизнь занимался исследованием объективного мира физических процессов, идущих независимо от нас в пространстве и времени и подчиняющихся строгим законам. Не надо удивляться, полагал Гейзенберг, что Эйнштейн не считал возможным принять теорию, утверждающую, что на атомном уровне "этот объективны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком