научная статья по теме Взгляды А. А. Козлова и их значение в российской философской культуре Философия

Текст научной статьи на тему «Взгляды А. А. Козлова и их значение в российской философской культуре»

М.И. ИВЛЕВА

кандидат философских наук, доцент кафедры философии РЭА имени Г.В. Плеханова Взгляды А.А. Козлова и их значение в российской философской культуре Философ Алексей Александрович Козлов (1830-1901), профессор Киевского университета - один из выдающихся университетских ученых XIX столетия. Его перу принадлежат около пятидесяти работ, в которых освещаются проблемы онтологии и гносеологии, а также истории философии. О резонансе его творчества в русской философии можно судить по откликам современников - П. Аландского, П. Астафьева, В. Лесевича, Н. Грота. Известный философ-спиритуалист Е.А. Бобров посвятил взглядам Козлова первую книгу многотомного исследования «Философия в России» (Казань, 1900). Творчеству философа была посвящена монография С.А. Аскольдова, статьи Н.О. Лосского «А.А. Козлов и его панпсихизм» (Вопросы философии и психологии), 1901, № 58) и А.А. Никольского «А.А. Козлов и его философские воззрения» (Вера и разум, 1901, № 8). А.А. Козлова особо отмечают в своих воспоминаниях В.И. Покровский, П.В. Мокиевский. М.Н. Ершов пишет о А.А. Козлове как одном из представителей такого направления, как «конкретный спиритуалистический идеализм и творческая причинность»1.

А.А. Козлов начал заниматься философией весьма поздно, в возрасте сорока лет. По окончании Московского университета он избрал своей специальностью политическую экономию, его кандидатское сочинение «О ренте по теории Риккардо» было подготовлено под руководством профессора Бабста. В начале 70-х гг. Козлов заинтересовывается философией

1 Ершов М.Н. Библиографическая заметка. К характеристике суждений о русской философии. Казань, 1915, с. 5.

Шопенгауэра, а затем начинает основательно изучать и других западноевропейских философов. Он становится приват-доцентом Киевского университета, в 1880 г. защищает магистерскую диссертацию «Метод и направление философии Платона», а в 1884 г. - докторскую диссертацию «Генезис теории пространства и времени у Канта».

В 1855 г. Козлов начинает издавать первый в России философский журнал «Философский трехмесячник». Вышли четыре номера журнала, так как в связи с тяжелой болезнью ученый был вынужден прекратить его выпуск и выйти в отставку. В период с 1888 - 1898 гг. Козлов издает философско-литературный сборник «Свое слово», большую часть которого составлял его главный философский труд «Беседы с петербургским Сократом». В нем ученый изложил окончательно сложившиеся к тому времени спиритуалистические философские воззрения, которые сам он определил как «панпсихизм». Сущность этих воззрений С.А. Аскольдов определяет как признание «духовных субстанций как единственного в себе сущего бытия», «понимание всей внешней действительности как состоящей из духовных субстанций, стоящих на различных ступенях развития и соответственно этому имеющих ту или иную сложность внутреннего содержания»1.

В 1891 г. Козлов переезжает из Киева в Петербург. В последние годы жизни философ сотрудничал с широко известным в то время журналом «Вопросы философии и психологии ». В нем он публиковал статьи: «Размышления, вызванные неожиданным голосом из области естествоведения» (1889); «Очерк жизни и философии Лейбница по сочинению Мерца», «Письма о книге гр. Л.Н. Толстого «О жизни» (1890); «Новейшее исследование о Платоне» (1892); «Позитивизм Конта» (1893); «Французский позитивизм» и «Густав Тейхмюллер » (1894); «Теория

1 Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов. СПб, 1997, с. 139, 147.

искусства с точки зрения Тейхмюллера » и «Сознание Бога и знание о Боге» (1895); рецензии на книги и статьи по философии.

В таких ранних произведениях, написанных в 70-е гг. XIX столетия, как «Философские этюды» и «Философия как наука» и другие, основной своей задачей Козлов ставит не сознание каких-либо новых теорий, а тщательное изучение и анализ достижений европейской философской мысли. В предисловии к первой части «Философских этюдов» он пишет: «В особенности же нам, и особенно в философии, следует внимательно присматриваться к деятельности наших старших братьев на пути цивилизации. Философия есть последний и высший результат общественной жизни, органически связанный не с одними науками, но со всеми формами культурной жизни, которая, конечно, в Европе в высшей стадии развития, чем у нас»1.

Эта мысль Козлова была детерминирована объективными особенностями развития философии в России в XIX столетии, когда в течение десяти лет кафедры философии в университетах были закрыты и философия там не преподавалась. Когда же в 1861 г. философские кафедры открываются вновь, их профессорско-преподавательский состав приходит из Духовных академий, что обусловило преподаваемую проблематику. Практически все исследователи русской философии XIX в. обращают внимание на тот факт, что философские достижения того времени связаны с именами литераторов, писателей, ученых-естествоиспытателей, но не профессиональных философов. Почти до конца столетия университетская философия занимает далеко не первое место в российской философской культуре.

Сам Козлов так формулирует причины сложившейся ситуации в современной ему философии: «1) Сильное давление и прямое, и косвенное, которое производилось на философию, преимущественно перед другими

1 Козлов А.А. Философские этюды. Киев, 1876, т. 1, с. XVШ-XIX.

науками, со стороны государства и господствующих религиозных доктрин... 2) малое количество сил, самостоятельно работающих как вообще в науке, так особенно в философии. Особенно важен был, при существовании первого условия, недостаток в таких индивидуальных силах, которые могли бы сохранить должную умственную и нравственную независимость при решении философских вопросов. От этого мощные по таланту и другим духовным качествам люди в одиночку строили целые системы и необходимо вносили в них противоречия и ошибки, от которых даже и гениальнейшему человеку невозможно уберечься, если он работает один. От той же причины зависела и резкая печать субъективности, лежавшая на каждой из оригинальных философских систем»1.

Выполняя свою цель - изучение западноевропейской философии -Козлов анализирует древнегреческую философию, в частности, взгляды Платона, а также воззрения Э.Гартмана, Е.Дюринга, А.Шопенгауэра, И.Канта.

Другая немаловажная задача, стоявшая в это время перед Козловым -отстоять самостоятельность философии как науки, доказать наличие у нее специфического предмета и метода. Этой проблеме посвящена работа «Философия как наука». Объясняя важность этой задачи, С.Аскольдов пишет: «Существованию философии в то время, когда начал свою работу Козлов, угрожала, по крайней мере, в России, серьезная опасность. Недавно освободившись от правительственного запрета, философия подпала под еще более сильный гнет общественного мнения. Русское интеллигентное общество, воспитанное на материалистических теориях, в большей своей части склонно было игнорировать философию как нечто излишнее и вполне заменяемое частными науками, главным же образом естественными. При общей невежественности в философии многие прямо смешивали философию с метафизикой. А эта последняя, равно как и религия, давно уже была

1 КозловА.А. Философия как наука. Киев, 1877, с.62.

предана окончательному проклятию»1. Позитивизм, получивший в России широкое распространение, отрицал существование философии как самостоятельной науки.

«Путем индуктивного исследования, - пишет Козлов, - я нашел .., что

Л

философия есть наука о мире . Мир как целое состоит из вещей, явлений и событий, не синтезированных помимо нашего сознания, но ждущих своего синтеза в нем, в понятии бытия. Доказывая, что философия является наукой, Козлов говорит и о том, что философия имеет свой метод исследования, особенности которого обусловлены его предметом. Вопрос о методе философии в целом, - это «вопрос о пути, средствах, которыми добывается, строится понятие о мире, или иначе осуществляется то состояние человеческого сознания, которое называется миросозерцанием . Поскольку метод играет важнейшую роль в выполнении главной задачи философии -построении учения о мире, - постольку почти все философы, начиная с Платона, занимались проблемами теории философского познания или создавали свое учение о методе.

Важная функция философии, согласно Козлову, заключается в том, что она дает человеку цельное мировоззрение, вырабатывая понятие мира таким образом, чтобы, во-первых, при развитии этого понятия не встречалось внутренних противоречий, во-вторых, чтобы оно соответствовало твердо установленным данным частных наук и объединяло их. Частная наука не способна построить понятие мира в целом, так как строит собственную картину мира в рамках своего научного познания. «Как скоро химик, физик и пр. выходят за эти пределы, то они перестают быть химиками, физиками и пр., но уже выступают в качестве философов»4.

1 Аскольдов С.А. Алексей Александрович Козлов, с. 101.

2 Козлов А.А. Философия как наука, с.11-12.

3 Там же, с. 79.

4 Там же, с. 66.

Содержание философского знания не совпадает с содержанием частных наук, но осуществляет синтез содержания последних, обобщая и систематизируя его.

Необходимость существования философии как особого знания Козлов объясняет, также исходя из логико-методологического обоснования.

Частные, или, как их называет Козлов, специальные, науки имеют своим предметом особенную, ограниченную область действительности. Вследствие этого такие науки не способны поставить и решить вопрос о предмете знания в целом, а тем самым и вопрос о сущности науки как объективного феномена. Лишь философия как предельное общее знание выходит из границ, очерченных узкоспециализированными задачами частных наук, исследуя «элемент, тождественный во всех науках, а именно, общие начала и формы всяческого знания или всякой науки... с точки зрения существования частных наук философия есть наука о науке, о знании вообще, или наукословие»1.

Поскольку философия - это наука о мире в целом, она предоставляет для частных наук критерий, насколько простираются границы их собственных исследований. В частности, она объясняет принцип разделения наук на естественные и гуманитарные. Ка

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком