научная статья по теме ВЗГЛЯДЫ СОВРЕМЕННИКОВ ЕКАТЕРИНЫ II НА ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЮНОШЕСТВА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ВЗГЛЯДЫ СОВРЕМЕННИКОВ ЕКАТЕРИНЫ II НА ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЮНОШЕСТВА»

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

АННА СЕРГЕЕВНА ИОЩЕНКО

аспирантка кафедры «Источниковедение истории России» исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) Тел.: (812) 233-17-60; Е-mail: ann_io@mail.ru

Во второй половине XVIII в. передовые слои российского общества придерживались различных взглядов на проблемы педагогики. Особой популярностью пользовались педагогические идеи просветителей, сторонниками которых выступили Ф.Е. Ангальт и Н.И. Новиков. Противником иностранных заимствований для русского просвещения стал князь М.М. Щербатов. Несмотря на расхождение в педагогических взглядах современников Екатерины II, главная задача воспитания и образования юношества сводилась к следующему: для пользы Отечества необходимо воспитать достойного человека с твердой моралью.

Ключевые слова: Генеральное учреждение, «Говорящая стена», новая порода людей.

ВЗГЛЯДЫ СОВРЕМЕННИКОВ ЕКАТЕРИНЫ II НА ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ЮНОШЕСТВА

В государственной политике Екатерины II проблема развития системы отечественного образования играла важную роль. Еще в «Наказе Комиссии о составлении проекта нового Уложения» 1767 г. императрица утверждала: «Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтобы просвещение распространилось между людьми»1. Попытки реформирования и расширения отечественной школы предпринимались еще в первой половине XVIII столетия, но они не получили успеха, объяснением чему является не только отсутствие учебных пособий на русском языке, недостаток хороших учителей, но и незрелость общества, «не сознававшего еще потребности в учении и не видевшего в нем прямой пользы»2. Существовавшие учебные заведения были немногочисленны и не могли вместить всех желающих получить образование. Таким образом, к 1760-м гг. в реформировании нуждалась не только отечественная школа, но и отношение российского общества к проблемам педагогики.

Развитие системы образования являлось необходимым элементом просвещенного абсолютизма, модель которого Екатерина II стремилась построить в России. Педагогические воззрения императрицы претерпевали изменения в течение ее правления. В 1760-1770 гг. главным законодательным актом в области народного просвещения служило «Генеральное Учреждение о воспитании обоего пола юношества», утвержденное Екатериной II 12 марта 1764 г. Официальным автором этого документа выступил Иван Иванович Бецкой, однако известно, что он работал в сотрудничестве с самой императрицей. В «Генеральном Учреждении...», составленном на основе педагогических принципов просветителей, утверждалось, что главным в процессе воспитания является нравственное, а не умственное развитие юношества; преподавателю необходимо служить достойным примером своему ученику; воспитание ребенка должно проходить в изоляции от общества; при выборе занятий для воспитанника следует, прежде всего, рассмотреть его наклонности. Идеи «Генерального Учреждения.» легли в основу вновь созданных или измененных уставов ряда воспитательных заведений, таких как Академия художеств и Воспитательное училище при ней, Воспитательное общество благородных девиц, Московский Воспитательный дом, Коммерческое училище, Сухопутный шляхетный кадетский корпус.

В середине 1770-х гг. Екатерина II отступает от педагогических воззрений просветителей и обращается к австрийской образовательной модели, следуя которой был разработан «Устав для народных училищ Российской империи», утвержденный в 1786 г. Согласно уставу, создавалась образовательная система, состоявшая из главных и малых народных училищ, предназначенных для обучения городского сословия. В отличие от учебных заведений, созданных на основании «Генерального Учреждения.» и ориентированных более на общее образование и воспита-

ние «новой породы людей», задачей малых и главных народных училищ являлось практическое образование.

Помимо Екатерины II и Бецкого проблемами воспитания и образования юношества стали интересоваться передовые слои российского общества, о чем свидетельствует не только открытие новых государственных и частных учебных заведений, но и издания переводных педагогических сочинений. Так, к примеру, в 1759 г. публикуется трактат Локка «О воспитании», в 1762 г. - «Михайлы Мон-таниевы опыты», в 1763 г. - книга Фенелона «О воспитании девиц», в 1770 г. - статья из «Энциклопедии» «О надзирателях при воспитании». Отдельные представители российской элиты, к числу которых следует отнести Н.И. Новикова, Ф.Е. Ангальта и М.М. Щербатова, разработали собственные педагогические концепции.

Последователем педагогических воззрений просветителей выступил глава Сухопутного кадетского корпуса Федор Евстафьевич Ангальт, определивший воспитание как «наставницу кроткую, вкрадывающуюся в сердца, она неприятельница насилия и принуждения. - Сия матерь нежная любит действовать силою одного убеждения, уста ея всегда произносят только то, что прилично рассудку и истине, - словом, она облегчает путь к добродетели, делая ее любезною»3. Ангальт распорядился расписать стену, расположенную в саду кадетского корпуса, различными «из превосходнейших писателей превосходными мыслями о всем том, что относится к нравственности человеческой и к сведениям ума»4. Эти изречения впоследствии вошли в книгу «La Muraille Parlante» («Говорящая стена»), изданную еще при жизни автора в 1790 г. Прослеживается совпадение взглядов Ангальта с педагогическими принципами императрицы и Бецкого, выраженными в «Генеральном Учреждении.». О значении нравственного воспитания говорят, например, такие приведенные Ангальтом изречения: «Il y a deux manières d'instruire les hommes pour les rendre bons; la première en leur montrant la difformité du vice et ses suites funestes; <...> la seconde en leur découvrant la beauté de la vertu, et sa fin heureuse»5 или «Торопитесь же делать добро»6. «Добрые примеры служат нам к творению добра; а худые к уклонению нас от зла»7, - высказывание, которое подчеркивает важность роли положительного примера для процесса воспитания юношества. Ангальт, подобно Бецкому, полагал, что при выборе занятий следует учитывать склонности воспитанника. Герой сказки, приведенной на страницах книги «La Muraille Parlante», говорит птицам: «Вы равны достоинствами, но не сходны качествами, ибо вы назначены к различным должностям»8.

Ангальт, в отличие от Екатерины II и Бецкого, поддержал просветительскую идею естественного равенства людей, в подтверждение чему следует привести изречение: «Le géant et le nain sont égaux devant Dieux»9. Таким образом, помимо общности существует важное расхож-

А.С. Иощенко

15

дение в принципах, изложенных в «Генеральном Учреждении...» и в «La Muraille Parlante».

В своей книге Ангальт приводит список авторов, педагогические сочинения которых следовало прочитать кадетам. В этом перечне упоминаются имена просветителей Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Интересно, что автор называет имя Руссо в то время, когда педагогический роман последнего «Эмиль, или О воспитании» был запрещен Екатериной II в России. Таким образом, Ангальт, подобно Бецкому, не отступает от идей просветителей, тогда как императрица уже разочаровывается в них и обращается к австрийской образовательной модели. Возможно, именно верность просветительским идеям косвенно привела к немилости при царском дворе, в которую впали в конце 1770-х гг. И.И. Бецкой и Ф.Е. Ангальт.

Помимо Ангальта и Бецкого, последователем просветительских воззрений, популярных в России второй половины XVIII столетия, выступил Николай Иванович Новиков, по мысли которого первостепенным в воспитательной программе является «образование сердца». В своей статье «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенство знание» 1781 г. он утверждает, что гармония между разумом и сердцем есть главное в воспитании человека. Если ученый «при учености своей злое имеет сердце, то достоин сожаления и со всем своим знанием есть сущий невежда, вредный самому себе, ближнему и целому обществу. От таковых-то ученых вся мерзость, находящаяся на земном шаре, свое имеет начало»10. Эта просветительская по своему характеру мысль отражена в «Генеральном Учреждении.»: «Искусство доказало, что один только украшенный или просвещенный науками разум не дает еще доброго и прямого гражданина»11.

В статье «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Новиков утверждает, что «главный предмет воспитания <.. > есть тот, чтоб образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами»12. Здесь автор вторит мысли Екатерины II, высказанной ею в «Наказе.»: «Правила воспитания суть первые основания, приуготовляющие нас быть гражданами»13.

Прослеживается совпадение взглядов Новикова и Бецкого, а следовательно и самой Екатерины II, в определении главных задач воспитания юношества. Сравним:

Н.И. Новиков «<О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия»: «<...> имеет воспитание три главные части: воспитание физическое, касающееся до одного тела; нравственное, имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей; и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума»14.

И.И. Бецкой и Екатерина II «<Генеральное Учреждение о воспитании обоего пола юношества»: «<...> дабы для юношества все то наблюдаемо было, что к жизни, целости здравия и крепости сложения служить может»15; 2. обучать «всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию»16; 3. «просвещая при том их разум науками и художествами по природе»17.

В передовых слоях российского общества реформа образования, предпринятая Екатериной II, встречала не только сторонников. Крайне отрицательной точки зрения на состояние отечественного образования екатерининского правления придерживался М. М. Щербатов. В своем публицистическом сочинении «О повреждении нравов в России» Щербатов, «взирая на нынешнее состояние отечества <...> с таковым оком, каковое может иметь человек, воспитанный по строгим древним правилам»18, утверждает, что, вступив на путь просвещения

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком