научная статья по теме XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ “ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ” Психология

Текст научной статьи на тему «XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ “ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ”»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2013, том 34, № 6, с. 109-111

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ"

XVIII Международный симпозиум "Психологические проблемы смысла жизни и акме" состоялся 17-18 апреля 2013 г. в Психологическом институте РАО. В его работе приняли участие более 150 представителей 13 регионов России, а также Беларуси, Украины и Молдовы. Было проведено три пленарных заседания, молодежная секция, круглый стол и вечерняя лекция В.Э. Чудновского.

Значительное число исследователей остановилось на общепсихологических, социально-психологических, культурологических и религиозных аспектах проблемы смысла жизни и акме. Выступление В.Э. Чудновского (Москва) было посвящено рассмотрению психологического феномена "жизненное пространство личности" и его места в процессе становления человека. Дана характеристика понятия "рефлексивный образ собственной личности", высший уровень сфор-мированности которого характеризует феномен "экзистенционального Я". Заключительная часть выступления была посвящена рассмотрению взаимосвязей жизненного пространства личности и социума, государства. Нарушение "целостности" жизненного пространства государства наносит непоправимый вред и государству и личности. Главной опасностью современной России, считает докладчик, является разобщенность личности и государства, государства и общества. Нет более актуальной задачи, чем восстановление такого единства.

Теоретико-экспериментальный анализ постулата широты смысла жизни и условий его истинности был представлен в докладе К.В. Карпинского (Гродно, Беларусь). В экспериментальном исследовании А.М. Прихожан (Москва) показана продуктивность возрастного подхода к экзистенциальной тревоге и экзистенциальному кризису. Выявлена неоднородность и неоднозначность этих явлений и связей между ними в различные возрастные периоды. Работа Д.Б. Богоявленской (Москва) посвящена акмеологическому аспекту изучения генезиса творческих способностей. Ее центральной задачей был анализ личности, ее ориентаций, способствующих устойчивости к деформирующим воздействиям внешних условий или ведущих к ее инволюции, а также роли уз-

ловых событий жизненного пути личности в ее реализации, развитии или регрессе.

И.В. Папуча (Нежин, Украина) остановился на методологических вопросах исследования смысла жизни и акме. Главное: отказ от методов, построенных по схеме Б ^ Я, и разработка методов, основанных на установлении диалогического контакта с испытуемым. Возможные методические процедуры: беседа, нарратив, герменевтический анализ дневников и эпистолярия. О.Н. Юдиной (Москва) представлены итоги анализа высказываний учёных - лауреатов Демидовской премии. Методом целенаправленного анализа готовых текстов получены данные о взглядах людей науки на смысл жизни и его значение в деятельности человека. В докладе Г.А. Балла (Киев, Украина) рассмотрены ценностные коллизии, возникающие в ходе реализации человеком смысла жизни, и высказаны соображения о недопустимости абсолютистского подхода к их разрешению. Л.З. Левит (Минск, Беларусь) выделил четыре уровня в системах "Личностная уникальность" и "Эгоизм". Вершина развития (акме) индивида описывается четвертым уровнем их взаимодействия. Функция "Высшего Эгоизма" заключается в защитных и мотивирующих свойствах, позволяющих индивиду стремиться к максимализму, выходя за собственные пределы.

В работе Г.А. Дзиды и З.Г. Максютовой (Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО) подчеркивается значимость освоения человеком ценностей материальной и духовной культуры в процессе поиска смысла своей жизни. Продуктивность поиска определяется способом осмысления жизни (адекватность/иллюзорность и возвышенность/ примитивность) и включением жизненных переживаний.

Об активной жизнедеятельности С.В. Ямщикова, "реставратора всея Руси, спасшего десятки шедевров мирового значения", шла речь в докладе Н.Л. Карповой (Москва). Е.Н. Кулешовой (Москва) на основе анализа этапов жизни Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого выделены различия и общее в становлении малых и главного жизненных смыслов. В работе М.М. Холина и В.С Пис-чикова (Кривой Рог, Украина) показано, что девальвация моральных ценностей, доминирование

110

ВАЙЗЕР

потребительского образа жизни, система манипулирования сознанием личности, дегуманизация искусства приводят к всеобъемлющему кризису духовности. Низкое эстетическое и этическое качество продукции массовой культуры ведет к бездуховности в повседневной жизни.

О роли экстремальных ситуаций в исследованиях жизненных целей человека и природы воли шла речь в выступлении К.Р. Сидорова (Ижевск). Показано, что высокую значимость жизненным целям придает осознание их нравственного содержания. Возможности переработки человеком жизненных смыслов в периоды переживания экономически трудных ситуаций рассмотрены в докладе Т.И. Пашуковой (Москва), а вопросы восполнения утраченного жизненного смысла в связи с психологической травмой подняты С.П. Кошевой (Киев, Украина). Анализируя понятие "смысл события", О.Д. Кресан (Нежин, Украина) показала: смысл в отличие от его субъективной оценки, не может быть позитивным или негативным. Смысл направлен в будущее, независимо от оценок, которыми могут наделяться события. Проблемы мифосознания рассмотрены в докладе А.В. Косова (Калуга). Показано, что собственный, личный миф - образ пространства личности - важен для ее идентификации, создания духовности и веры в причастность ко всему происходящему. Т.И. Ачинович (Минск, Беларусь) рассмотрела смыслообразующую функцию религии в двух плоскостях: религиозная вера используется человеком для обоснования важности бытия, его смысла, сама религия выступает фактором формирования системы ценностей и смыслов.

Р.М. Кумышева (Нальчик) показала, что позиция человека в мире детерминируется его активностью (потенциальной и актуальной), которая зависит от смысловой структуры основной деятельности. В докладе А.С. Мельничука (Москва) выявлено, что статистически значимые взаимосвязи с социально-политическими ориен-тациями имеет только ценность "саморазвитие". Л.М. Митина (Москва) выделила общую психологическую основу феноменов "смысложизнен-ные ориентации" (СЖО) и "профессиональное развитие": способность учителя выходить за пределы непосредственных жизненных связей и устанавливать свое отношение к собственной жизни и деятельности. Концепция и акмеологи-ческая модель перманентного развития личности педагога-музыканта в условиях полисубъектного взаимодействия представлена в докладе Е.С. Поляковой (Минск, Беларусь).

В наши дни особое значение приобретают работы выдающихся советских ученых-педагогов. В.В. Морозов (Москва) посвятил свой доклад 125-летию со дня рождения А.С. Макаренко. В докладе Г.А. Вайзер (Москва) отмечено, что В.А. Сухомлинский считал вопрос о смысле жизни "основным вопросом этики". Он подчеркивал: "Смысл жизни - в служении людям".

На симпозиуме были представлены результаты исследований по проблемам формирования у учащихся представлений о смысле жизни. Т.А. Попова (Москва), анализируя структуру "Я-экзистенци-ального", выделила параметр "Я-рефлексивное" и реализовала проективную методику "Дом моего будущего", которая выявляет рефлексивное отношение к жизни как к целостному пространству, воплощая представления участников о смысле своей жизни. В докладе И.В.Ульяновой (Москва) проанализированы особенности воспитательной системы школы, выделены основные характеристики воспитательной системы, выявлена устойчивая положительная динамика личностного развития школьников, педагогов, родителей.

Г.К. Бычкова (Москва) отметила, что курс литературы дает возможность учителю вовлечь подростков в разговор или дискуссию о смысле бытия человека. При этом важно наполнить беседы конкретным содержанием, приблизив к жизненным реалиям. Исследование, проведенное под руководством А.Д. Андреевой (Москва), показало, что проблема недостаточного понимания детьми значений слов и смысла текстов учебников связана с несоответствием их языка реальному практическому и эмоциональному опыту современных детей, кругу их представлений и интересов, всему социокультурному кругозору. Т.Д. Пускаева (Москва) остановилась на трудностях построения целостной картины жизни в процессе изучения биологии в средней школе.

Анкетирование восьмиклассников, проведенное М.Б. Кругловой (Московская область), показало, что они начинают осознавать значимость широких социальных и познавательных смыслов. У них проявляется критическое отношение к негативным жизненным явлениям. В исследовании Т.А. Гавриловой и М.Р. Гордиенко (Уссурийск, Приморский край) показано, что у старшеклассников существует позитивная связь общей осмысленности жизни с познанием как возможностью расширения своего образования, кругозора, общей культуры, индивидуального развития. Е.В. Шаповалова (Москва) остановилась на возможностях развития ценностно-смысловой сферы подростков с помощью психосемантических

XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ

111

средств в арт-терапевтическом тренинге. О.В. Бе-лановская (Минск, Беларусь) познакомила участников с коррекционно-развивающей программой для старшеклассников "Уроки жизнетворчества". Программа направлена на преодоление феномена "нереалистического оптимизма", формирование навыков планирования, которые могут способствовать поиску оптимального смысла жизни.

А.К. Осницкий (Москва) проанализировал дифференциацию акмеистических переживаний студентов в зависимости от предпочитаемой системы ценностей, а Е.В. Сведерюк (Минск, Беларусь) привела данные о взаимосвязи субъективного благополучия и смысложизненных ориентаций. О взаимосвязях сложившихся у молодежи СЖО и психологической готовности к принятию возрастных изменений шла речь в работе А.Н. Большаковой (Харьков, Украина). Л.В. Помыткиной (Киев, Украина) раскрыты особенности акмео-гу-манистического подхода для изучения процесса принятия студентами стратегических жизненных решений. В докладе С.Н. Гончара (Тирасполь, Молдова) отмечается, что линии профессионального становления и личностного развития могут осуществляться и параллельно, но при обучении в вуз

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком