научная статья по теме «Я ДАЖЕ ДАЛЕКО УШЕЛ ОТ ГОГОЛЯ» Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ О Н.В. ГОГОЛЕ В ПИСЬМАХ К БРАТУ Языкознание

Текст научной статьи на тему ««Я ДАЖЕ ДАЛЕКО УШЕЛ ОТ ГОГОЛЯ» Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ О Н.В. ГОГОЛЕ В ПИСЬМАХ К БРАТУ»

50

ЭПИСТОЛЯРИЙ

¡дай

«Я даже далеко ушел от Гоголя» Ф.М. Достоевский о Н.В. Гоголе в письмах к брату

© П. Л. ЧУЙКОВ

На основе анализа писем Ф.М. Достоевского к брату Михаилу в статье говорится об отношении писателя к личности Гоголя, его идеям и взглядам, к своеобразию образности и комизма.

Ключевые слова: письма Ф.М. Достоевского, гоголевские образы, юмор Н.В. Гоголя, цитаты, аллюзии.

Если мы обратимся к письмам начинающего Достоевского к брату, то сможем обнаружить соперничество писателя с Гоголем, выраженное на уровне идей, аллюзий, цитат.

В 1845 году Достоевский сообщает брату Михаилу о Пушкине и Гоголе: «Написали немного, а оба ждут монументов. И теперь Гоголь берет за печатный лист 1000 рублей сереб(ром), а Пушкин, как ты сам знаешь, продавал один стих по червонцу» [1]. Из приведенной цитаты видно, что Пушкин и Гоголь, которых Достоевский ставит рядом, - та творческая планка, к которой он стремится. Выражение «ждут монументов» в данном случае означает достойны монументов, а не в прямом смысле ждут, ведь Пушкин к этому времени погиб на дуэли, а, значит, никак нельзя упрекнуть его в жажде материальных благ и памятников себе. Да и о Гоголе Достоевский здесь не только повторяет чьи-то слухи о его непомерном авторском самолюбии и тщеславии, но и буквально мифологизирует его личность, одновременно желая и оправдать: «Зато слава их, особенно Гоголя, была куплена годами нищеты и голода. Старые школы исчезают» [Там же]. Следовательно, уже в 1845 году Достоевский по-разному относится к Гоголю-художнику и человеку.

Приведем и такие строки: «Гоголь лощит свои чудные создания по два года...» [С. 108]. Что это - ирония или искреннее восхищение?

Осмелимся утверждать, что последнее. Достоевский прочувствовал юмор Гоголя и в другом письме к брату стилизует речевой колорит образа помещика Ноздрева: «Теперь страшно занят, а видишь, между прочим, что настрочил тебе целое письмо, а ты мне ни полстрочки не напишешь без моего письма. Считаешься визитами. Лентяй ты такой, Фетюк, просто Фетюк!» [С. 114]. Ведь именно в такой же манере, используя то же слово, обращался и Ноздрев к Чичикову: «Фетюк просто! Я думал было прежде, что ты хоть сколько-нибудь порядочный человек, а ты никакого не понимаешь обращения. С тобой никак нельзя говорить, как с человеком близким...» [2].

Заметим, что обидное для мужчины слово «фетюк» может иметь следующие значения: разиня, глупый человек, брюзга.

Не только юмор молодого Достоевского, но и способы изображения современной России, выбор тем и создание персонажей его художественных произведений восходят к гоголевской традиции. Например, В.А. Викторович так пишет о первой повести Достоевского: «Его "Бедные люди" - не парафраз на тему "Шинели", скорее уж, на темы петербургских повестей Гоголя вообще - всех вместе, сведенных в единое художественное измерение, в котором обнаруживается скрытый доселе потенциал. Поэтому первый роман Достоевского - это продолжение мира Гоголя в целом, а не одной только "Шинели"» [3].

Поэтому Достоевскому интересна не только оценка своих произведений, ему важно, дотягивают ли они до уровня таланта Гоголя. Доказательства тому находим в очередных письмах: «Я тебе пришлю книгу к 1-му декабря, и вот ты сам увидишь, хуже ли это нап(ример), "Тяжбы" Гоголя? [речь идет о «Романе в девяти письмах» - П.Ч.] Белинский сказал, что он теперь уверен во мне совершенно, ибо я могу браться за совершенно различные элементы» [С. 116. Курсив здесь и далее наш. - П.Ч.]. Или: «Зато какие похвалы слышу я, брат! Представь себе, что наши все, и даже Белинский, нашли, что я даже далеко ушел от Гоголя. В "Библиотеке для чтения", где критику пишет Ни-китенко, будет огромнейший разбор "Бедных людей" в мою пользу» [С. 117].

Гоголь в данном контексте - отец, в интерпретации В.Г. Белинского, современной «натуральной школы», которой и следует Достоевский. И, судя по статьям самого известного русского критика XIX века, автор «Бедных людей» действительно «далеко ушел от Гоголя», он «открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». «Подумайте, это первая попытка у нас социального романа», - так охарактеризовал Белинский новаторство начинающего Достоевского в разговоре с П.В. Анненковым [4].

После таких отзывов Достоевский уже не задается вопросом об уровне своего мастерства, не сомневается в нем, даже не ждет резуль-

52

РУССКАЯ РЕЧЬ 2/2015

тата от прочтения своего нового творения братом Михаилом - он его заранее однозначно предсказывает в свою пользу: «Голядкин в 10 раз выше "Бедных людей". Наши говорят, что после "Мертвых душ" на Руси не было ничего подобного, что произведение гениальное, и чего-чего не говорят они! С какими надеждами они все смотрят на меня! Действительно, Голядкин удался мне донельзя. (...) Тебе он понравится даже лучше "Мертвых душ", я это знаю» [С. 118]. Хотя, несмотря на такие самовосхваления, «Мертвые души» для Достоевского по-прежнему остаются высшим мерилом писательского гения. Как и созданные Гоголем персонажи - в некоторых жизненных ситуациях Достоевский даже «примеряет» эти образы на себя: «Ты, верно, пеняешь, что я так долго тебе не пишу. Но я совершенно согласен с Гоголевым Поприщи-ным: "Письмо вздор, письма пишут аптекари" (курсив автора. - П.Ч.). (. ) Мне нужно было бы исписать томы, если бы начать говорить так, как бы хотелось мне» [С. 119].

С другой стороны, поражает концовка одного из писем, выдавая противоречивую натуру Достоевского: «Желаю вам всем счастья, друзья мои. Гоголь умер во Флоренции, два месяца назад» [С. 133]. Удивляет не столько очередное муссирование слухов, сколько странное, почти кощунственное, соседство двух фраз, что уже выходит за рамки несогласия с теми или иными взглядами Гоголя!..

Кстати, в цикле фельетонов Достоевского «Петербургская летопись», как и в письмах, мы снова встречаем живое восприятие автором гоголевского комизма. При этом писатель как чуткий художник и как публицист-мыслитель в отношении к Гоголю - это два разных взгляда. Тонкое художественное чутье образности и языковых особенностей стиля Гоголя и сложное, противоречивое отношение к личности писателя, к его идеям и взглядам, высказанным в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Достоевский восхищается Гоголем как художником, но критикует как публициста.

Вспомним такие строки: «Если этот человек заведет себе друга, то друг у него тотчас же обращается в домашнюю мебель, во что-то вроде плевательницы. Всё, всё, какая ни есть внутри дрянь (курсив автора. - П.Ч.), как говорит Гоголь, всё летит с языка в дружеское сердце. Друг обязан всё слушать и всему сочувствовать» [1. Т. 18. С. 13]. Г.М. Фридлендер сравнивает это высказывание Достоевского с третьим из «Четырех писем к разным лицам по поводу "Мертвых душ"»: «Гоголь пояснял, что, желая избавиться от "дурных качеств" своей натуры, начал "передавать" их своим героям: "Я стал наделять своих героев, -писал он, - сверх их собственных гадостей, моей собственной дрянью" (. )» [Там же. С. 222]. В будущем это качество будет свойственно и писательской психологии самого Достоевского, чему пример его «игрок» Алексей Иванович.

В своих письмах Достоевский был предельно откровенным, но не навязывал своего мнения. Таким мы его видим в одном из писем к Михаилу: «Я тебе ничего не говорю о Гоголе, но вот тебе факт. В "Современнике" в следующем месяце будет напечатана статья Гоголя - его духовное завещание, в которой он отрекается от всех своих сочинений и признает их бесполезными и даже более. Говорит, что не возьмется во всю жизнь за перо, ибо дело его молиться. Соглашается со всеми отзывами своих противников. Приказывает напечатать свой портрет в огромнейшем количестве экземпляров и выручку за него определить на вспомоществование путешествующим в Иерусалим и проч. Вот. - Заключай сам» [С. 125]. Это письмо - очень важное свидетельство. Объективный, сдержанный тон. Достоевский не хвалит и не ругает Гоголя, а как бы устраняется от оценки, предлагая брату сделать выводы самостоятельно. Такое отношение писатель сохранит на всю жизнь, и, несмотря на неприятие «Выбранных мест» Гоголя и его личности, все-таки скажет в 1877 году: «Много искреннего в переписке. Много высшего было в этой натуре, и плох тот реалист, который подметит лишь уклонения.» [1. Т. 25. С. 241].

Литература

1. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В. 30 т. Письма. Л., 1985 г. Т. 28.

Книга 1. С. 107. Далее указ. только стр.

2. Гоголь Н.В. Собр. соч. В 6 т. М., 1953. Т. 5. С. 82.

3. Викторович В.А. Гоголь в творческом сознании Достоевского //

Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1992. Т. 14. С. 227.

4. Цит. по: Чернышева Е.Г. Достоевский // История Русской литературы XIX века. В 3 ч. М., 2005. Ч. 3. С. 272.

Московский педагогический государственный университет

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком