М.Р. ШУМАРИНА
г. Балашов
«Я еще не заакадемичился...»
(Литературная биография В. Маяковского «Я сам») *
Автор статьи анализирует жанровое своеобразие литературной автобиографии В. Маяковского, ее композиционные и языковые особенности.
Ключевые слова: филологический инструментарий; прозаическая строфа; ритм прозы; фактографичность; иронический контекст.
овременная филология, избавленная от необходимости сверять свои выводы с идеологическими критериями, демонстрирует пристальный интерес к творчеству Владимира Маяковского. После интерпретаций советского периода, мифологизировавших Маяковского как величайшего из поэтов, после радикальных трактовок постсоветской критики и литературоведения, развенчивающих «сталинского протеже», после десятилетий ставшего уже стереотипом резкого противопоставления «дооктябрьского» и «послеоктябрьского» творчества Маяковского сегодня мы вновь открываем для себя этого удивительного поэта1. Использование филологического инструментария позволяет
* Статья публикуется в рамках проекта «Изучение языка и стиля художественных произведений».
1 Заслуживает внимания исследование М.В. Покотыло, подробно и глубоко анализирующее историю интерпретаций творчества В. Маяковского отечественными литературоведами и критиками [Покотыло 2008].
Шумарина Марина Робертовна, доктор фи-лол. наук, зав. кафедрой русского языка Бала-шовского ин-та (филиал) Саратовского гос. ун-та им. Н.Г. Чернышевского.
E-mail: Mshumarina@yandex.ru
нам осмыслить творчество Маяковского как уникальное художественное явление.
Текст литературной биографии «Я сам» интересен для филолога не только содержанием (рассказ художника о себе от первого лица), но и особенностями композиционного и речевого оформления, которые определяют жанровое своеобразие произведения.
Корпус биографии состоит из небольших главок, частей, графически выделенных и снабженных заголовками микротекстов объемом от одной строки до половины страницы. В синтаксическом отношении каждая такая часть представляет собой одно, реже два или три сложных синтаксических целых, иначе говоря прозаических строф [Солганик 2005: 38-39], большинство из которых напоминает лирические миниатюры, своего рода «стихотворения в прозе», характеризующиеся законченным лирическим сюжетом. Они, конечно, стилистически далеки от лири-ко-философской манеры традиционных русских стихотворений в прозе, но очень близки своеобразному строю лирики Маяковского с его лаконизмом, фактографич-ностью и подчеркнутым антиэстетизмом. «Лиричность» таких сюжетов отнюдь не
очевидна, поскольку текст носит повествовательный характер, однако сам автор обращает внимание на нестандартный характер текста и дает читателю некоторые ключи, приближающие его к адекватному восприятию авторского замысла:
... Многие говорили: «Ваша автобиография не очень серьезна». Правильно. Я еще не заа-кадемичился и не привык нянчиться со своей персоной, да и дело мое меня интересует, только если это весело... («1928-й год»).
Это можно понимать так: «Я сам» нарушает общепринятые каноны жанра, который должен ориентироваться на стилистические традиции документа, - текст включает в себя явно выраженный игровой («не очень серьезный», «веселый»2) элемент.
Говоря о художественных особенностях данного текста, можно обратить внимание на принципы организации микротекстов, своеобразие внешней и внутренней композиции, на особенности образа автора (лирического героя3), на специфику организации временного плана произведения и на используемые в тексте средства художественной выразительности.
Продолжая мысль о строфическом принципе построения микротекстов и о близости некоторых из них к стилистике стихотворений в прозе, обратим внимание на те признаки, которые делают эти главки похожими на лирические мини-
2 Слово весело в этом контексте представляется одним из ключевых: в «Я сам» оно связано с поэтическим мастерством {...лучше Белого я все-таки не могу написать. Он про свое весело -«в небеса запустил ананасом». - «Так называемая дилемма») и с идеей новой поэзии, борьбы, эпатажа, «пощечины» традиционным вкусам.
3 Полагаю, в данном случае допустимо (хотя и с некоторыми оговорками) использовать понятие «лирический герой». Маяковский как автор текста, субъект повествования и Маяковский-поэт как объект изображения не вполне равны друг другу. Маяковский-объект - это субъективно окрашенный автопортрет автора, но все же не сам автор. Соотношение реальной фигуры Маяковского и изображаемой в «Я сам» личности поэта в большей мере напоминает соотношение автора и лирического героя в поэтическом произведении, чем, например, соотношение автора и героя в автобиографической прозе (см. об этом исследование «Поэтика русской автобиографической прозы» [Николина 2002]).
атюры. Прежде всего, это наличие особой интонационно-ритмической оформ-ленности, которая определяется синтаксической организацией прозаического текста. В микротекстах «Я сам» встречаем следующие средства ритмизации:
а) различные способы визуального «квантования» информации, например, нестандартное абзацное членение, использование формата списка:
СОСТАВ СЕМЬИ
Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий), умер в 1906 году.
Мама: Александра Алексеевна.
Сестры:
а) Люда.
б) Оля.
Других Маяковских, по-видимому, не имеется;
б) парцелляция:
...Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся... («Начало мастерства»);
в) синтаксический параллелизм:
...Крепость очетыреугольнивается крепостным валом. В углах валов - накаты для пушек. В валах бойницы. За валами рвы. За рвами леса и шакалы. Над лесами горы... («Корни романтизма»);
г) анафора (единоначатие):
...Еще: написаны - сценарии и детские книги.
Еще продолжал менестрелить... («1927-й год»);
д) риторические вопросы, маркирующие текст как эмоциональный:
.нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. <...> Если из меня вытряхнуть прочитанное, что останется? Марксистский метод. Но не в детские ли руки попало это оружие?.. («Так называемая дилемма»);
е) ряды однородных членов:
Пробиваясь сквозь все волокиты, ненависти, канцелярщины и тупости - ставлю второй вариант мистерии. Идет в I РСФСР - в режиссуре Мейерхольда с художниками Ла-винским, Храковским, Киселевым и в цирке на немецком языке для III конгресса Коминтерна. Ставит Грановский с Альтманом и Рав-делем. Прошло около ста раз... («21-й год»);
ж) фонетические повторы:
38
Первое сражение. Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл еще отвратительней. Чтобы сказать о войне -надо ее видеть... («Август»).
Среди микротекстов встречаются миниатюры со сложной интонацинно-ритми-ческой организацией, которая служит инструментом не только выразительности, но и изобразительности. Так, интонационное оформление может использоваться для подчеркивания семантической оппозиции:
СОЛДАТЧИНА
Паршивейшее время. Рисую (изворачиваюсь) начальниковы портреты. В голове разворачивается «Война и мир», в сердце - «Человек».
Интонационный рисунок этой миниатюры складывается из двух ритмически неоднородных частей. Первое предложение (короткое, нераспространенное) и второе, содержащее только обязательные распространители и дополнительно пау-зированное при помощи вставной конструкции, при помощи отрывистой интонации, коротких синтагм скупо набрасывают штрихи унылого бытия. Синтаксическое построение третьего предложения (бессоюзное сложное однородного состава, с синтаксическим параллелизмом частей) и использование слова разворачивается (7 слогов) требуют более плавного ритма, более медленного чтения. Возможно, усилению этого ритмического противопоставления способствует и различная коннотированность однокорен-ных глаголов изворачиваюсь и разворачивается, которые вызывают в воображении контрастные образы: с одной стороны, быстрого и суетливого движения, а с другой - медленно расширяющейся панорамы. В трех предложениях стандартной длины автор описывает состояние души лирического героя как конфликт между внешним, видимым, бытием (временным, наполненным служением ложным ценностям) и напряженной внутренней жизнью духа, истинной жизнью художника, в которой - невидимо для постороннего глаза - зреют настоящие сокровища поэта - его стихи.
Лирическое начало микротекстов «Я сам» находит свое выражение и в компо-
зиции произведения. Композиция автобиографии - и внешняя (структура и расположение главок), и внутренняя (группировка и соотношение образов, смыслов) -предопределена точкой зрения автора. Текст, как и положено биографии, представляет собой повествование. Приверженец «литературы факта», Маяковский следует в изложении событий хронологическому принципу, хотя и замечает в главке «Память»: «...свободно плаваю по своей хронологии». Такой, казалось бы, незатейливый композиционный принцип становится для автора приемом, который организует все семантическое пространство текста и позволяет выразить разнообразные оттенки авторской мысли.
Основное содержание автобиографии составляет последовательное описание событий жизни автора. Однако две главки, которые начинают текст (следовательно, занимают сильную позицию), выпадают из этой последовательности -они играют роль своеобразной преамбулы: в них автор делает несколько замечаний, принципиально важных для правильного восприятия текста читателем. Первая главка называется «Тема»:
Я - поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном - только если это отстоялось словом.
Маяковский готовит своего читателя к тому, что речь пойдет в основном о нем как о поэте - остальные «тематические вкрапления» возможны лишь в тех случаях, если это остальное «отстоялось словом».
Во втором микротексте, который называется «Память», Маяковский декларирует отказ от точной хронологии, не оспаривая слова Д. Бурлюка: «.у Маяковского память, что дорога в Полтаве, - каждый галошу оставит». Читая далее текст, мы понимаем, что автор отказывается лишь от чрезмерно точных внешних временных ориентиров, которые не играют решающей роли в его повествовании и которые он пародирует таким образом: Сие написано 2 мая. Павловск. Фонтаны. В то же время текст под
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.