научная статья по теме ЯО ИН. ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА И.Т. ФРОЛОВА: ВЗГЛЯД ИЗ КИТАЯ Философия

Текст научной статьи на тему «ЯО ИН. ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИЗМА И.Т. ФРОЛОВА: ВЗГЛЯД ИЗ КИТАЯ»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ЯО ИН. Философия гуманизма И.Т. Фролова: Взгляд из Китая. Пер. с кит. Отв. ред. Г.Л. Белкина. Ред.-сост. М.И. Фролова. Предисловие Ань Циняня. Послесловие С.Н. Корсакова. М.: URSS, 2013, 256 с.

Сотрудничество нашей страны и Китая в области философии имеет почти полуторавеко-вую историю. В начале XX в. русские читатели получили классические китайские философские тексты в переводе П.С. Попова. В 1920-е-1930-е гг. в Москве находился Коммунистический университет трудящихся китайцев. В те же годы в Китае активно переводили советские учебники по диалектическому материализму. По одному из таких учебников изучал философию марксизма Мао Цзэдун. В 1950-е гг. видные советские специалисты в области философии преподавали философию в китайских высших учебных заведениях. Продолжалось изучение китайской философии и в СССР. Были опубликованы крупные работы Ян Хиншуна и многих других философов-китаеведов.

После "культурной революции" наше сотрудничество в области философии возобновилось в годы перестройки. В Китае был переведён коллективный труд "Материалистическая диалектика", подготовленный И.Т. Фроловым и его коллегами, книга И.Т. Фролова "Перспективы человека", известный учебник "Введение в философию". В СССР в 1989 г. была переведена "История китайской философии", написанная коллективом авторов из девяти пединститутов и университетов Китая. Москву неоднократно посещали видные китайские философы. 2007 год был объявлен годом китайской философии в России. Девятый номер журнала "Вопросы философии" за этот год был специально посвящён этому событию. Среди публикаций китайских философов в этом номере особо следует выделить воспоминания Цзя Цзэлиня "Дорога на Ленинские горы", где он даёт высокую оценку ряду русских философов, повлиявших на развитие философии в Китае, в особенности Б.М. Кедрова и И.Т. Фролова.

Взаимное изучение философских идей в России и в Китае, как видим, факт состоявшийся. Рецензируемая книга является новым шагом в этом направлении. В ней содержатся тексты китайских философов, в которых осмысливаются идеи академика И.Т. Фролова.

В книге участвуют три китайских автора: доктор философских наук Яо Ин, проф. Ань Цинянь и проф. Ли Шанде. Все они специализируются в области марксистской, советской и русской философии1.

Переведённая на русский язык в сокращённом виде книга Яо Ин "Философия гуманизма И.Т. Фролова" состоит из Предисловия "Философия гуманизма И.Т. Фролова", написанного проф. Ань Цинянем, Введения и 5 глав. В Приложении помещена глава "Философия человека И.Т. Фролова" из книги проф. Ли Шанде "Философия марксизма в Советском Союзе в ХХ веке" (2009), статья Г.Л. Белкиной "Китай в жизни академика И.Т. Фролова" и фотоальбом. Завершается книга Послесловием С.Н. Корсакова "Философия И.Т. Фролова в оценке китайских ученых".

Уже в Предисловии Ань Цинянь дает высокую оценку деятельности И.Т. Фролова. Он пишет, что "И.Т. Фролов является самым

1 Так, Яо Ин опубликовала более 30 статей, в том числе: "Краткое описание русской гуманистической философии", "Идеи учения И. Фролова о человеке и их влияние на научную общественность Китая", "Глобальные проблемы. Интерпретация учения о человеке с современной точки зрения". Её монография "Философия гуманизма И.Т. Фролова" издана в Китае в 2009 г. в серии "Современное прочтение учения Маркса о человеке". Профессор Ань Цинянь является председателем китайского общества изучения русской философии, членом редакционных советов журналов "Вопросы философии" и "Свободная мысль". Его основные труды: "Семьдесят лет советской философии", "Куда идет Россия?", "Новое издание истории развития марксистской философии", "Изучение китаизации марксистской философии". Область научных интересов профессора Ли Шанде -русская философия, марксистская философия советского периода, проблемы России. Им опубликовано 4 монографии и более 60 научных статей, в том числе книга "Философия марксизма в Советском Союзе в ХХ веке" (2009).

выдающимся философом в истории русской философии второй половины двадцатого столетия... Под его влиянием советская философия вырвалась из оков догматизма, высоко подняла знамя гуманизма, получила творческое развитие, достигнув невиданных ранее теоретических высот" (с. 5, 6). При этом автор ссылается на мнение акад. Т.И. Ойзермана, отмечавшего большую смелость И.Т. Фролова в постановке новых теоретических проблем.

Ань Цинянь детально проанализировал историю огромной работы (теоретической и организационной) И.Т. Фролова, начиная с его разработок философских и социально-этических проблем НТР, философии глобальных проблем, этики науки, "высокого соприкосновения" человека с природой, обществом и наукой до открытия эвристических возможностей комплексного метода исследования целостного человека при переходе от "века биологии" к "веку человека" в эпоху становления демократической и гуманной общечеловеческой цивизации.

Вполне очевиден вывод, к которому приходит автор Предисловия: "На таком фоне возглавляемое Фроловым движение гуманизации советской философии имеет большое историческое значение мирового масштаба. Оно должно вызывать гордость у философской общественности России... В понимании такого крупного вопроса, как дух эпохи, советские философы шли впереди философов других стран. Это очень ценный факт, его значение с течением времени всё более осознаётся" (с. 14).

Все китайские авторы рецензируемой книги задаются одним и тем же вопросом о степени влияния на философию гуманизма И.Т. Фролова русской религиозно-идеалистической философии и литературы. Под этим углом зрения было бы интересно проанализировать подход И.Т. Фролова к решению глубинных экзистенциальных проблем жизни, и прежде всего вопрос о смерти в биологическом и аксиологическом отношении.

Автор Предисловия завершает свой раздел неубедительным критическим замечанием в адрес нового гуманизма И.Т. Фролова, отмечая, что в нем "...присутствует чрезмерная вера в научный разум, в практическую деятельность человека" (с. 28). Далее он полагает, что раз свою ценность в устранении зла из природы человека показал Достоевский и русская религиозная философия, то "они и сегодня имеют равное значение с научным разумом и марксизмом. Истину следует искать в их объединении" (Там же). Трудно согласиться с автором и с некоторыми элементами в биологизаторской интерпретации зла как наследственно определяемого животного инстинкта (с. 27), не считаясь с тем, что зло в своей сущности есть этическая категория.

Во Введении Яо Ин ставит обширную задачу - проанализировать развитие идей гуманизма в традиционной русской философии, тенденции гуманизации советской философии в 50-х, 60-х и 70-х гг. ХХ в., причины поражения советской перестройки; толкование и развитие гуманизма в учении Маркса. Подчеркивается большое значение философии гуманизма И.Т. Фролова для понимания развития человечества в условиях глобализации и для решения реальных проблем развития китайского общества. Впечатляет количество китайских и российских исследований творчества И.Т. Фролова, о которых конкретно говорит Яо Ин (см. с. 39-43).

В главе "Краткий обзор философских идей И.Т. Фролова" Яо Ин акцентирует внимание на главном - создании И.Т. Фроловым новой дисциплины - учения о человеке (человековедения), которое должно опираться на социализацию и гуманизацию науки как необходимое условие перехода от "века биологии" в "век антропологии". Именно с приходом последнего связывается создание единой науки о человеке, преодолевающей дуализм естественно-научного и социогуманитарного познания человека.

Далее Яо Ин анализирует основные принципы и теоретические основания философской методологии И.Т. Фролова, которые она рассматривает в развитии как единство четырех этапов. Специфику первого этапа (50-е гг. ХХ в.) она усматривает в выдвинутой Фроловым новой концепции "органического детерминизма". Второй этап (60-е гг. ХХ в.) характеризуется гносеологической адаптацией диалектического метода к методологии конкретных наук, в частности биологии. На третьем этапе (70-е гг. ХХ в.) начинает формироваться единая наука о человеке и создается комплексный, междисциплинарный метод исследования. Особенность четвертого этапа (80-90-е гг. ХХ в.) обусловливается созданием концепции нового реального гуманизма, который обеспечивает эффективное соединение методологической и мировоззренческой сторон философских идей И.Т. Фролова и позволяет реализовать прогностическую функцию научной философии.

Далее автор книги предлагает свое видение процесса формирования философии гуманизма И.Т. Фролова, что предполагает выяснение его отношения к глобальным проблемам, особенно их понимания в связи с гуманизмом и решением вопроса о будущем человека в условиях глобализации. Яо Ин избирает эффективный путь обсуждения данного комплекса вопросов, заключающийся в том, чтобы рассматривать их через призму предельно широкого обращения к идеям гуманизма в Советском Союзе, начиная с таких качественных изменений политической жизни советского общества, как смерть Ста-

лина, хрущёвская оттепель, созыв ХХ съезда КПСС, критика и развенчание культа личности Сталина.

Помимо общеполитических факторов, оказавших влияние на мировоззрение И.Т. Фролова, автор пытается отыскать истоки того пути, по которому И.Т. Фролов пришел ко всей глобальной проблематике. При этом выделяются следующие моменты: исследование И.Т. Фроловым науки как непосредственной производительной силы общества; философские и социальные проблемы НТР; "Манифест" Рассела-Эйнштейна и особенно его призыв мыслить и действовать по-новому; "круглые" столы, проводившиеся И.Т. Фроловым в журнале "Вопросы философии". Именно это непосредственно подвело И.Т. Фролова с начала 70-х гг. к исследованию проблемы человека. Все вместе взятое позволило Яо Ин сделать вывод о том, что "И.Т. Фролов всегда связывал глобальные проблемы с проблемами человека и человечества; обращал внимание как на социально-политические аспекты глобальных проблем, так и на их ценностные аспекты; исходил из интересов существования и развития всего человечества. Он ратовал за решение глобаль

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком