научная статья по теме ЯПОНИЯ И АЗИАТСКИЙ СЦЕНАРИЙ ДЖОЗЕФА НАЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЯПОНИЯ И АЗИАТСКИЙ СЦЕНАРИЙ ДЖОЗЕФА НАЯ»

ЯПОНИЯ И АЗИАТСКИМ СЦЕНАРИИ ДЖОЗЕФА НАЯ

Е.Л. КАТАСОНОВА

Доктор исторических наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: Япония, Дж.Най, концепция «мягкой силы», Cool Japan

Немногим более 20 лет назад известный американский политолог Джозеф Най1 выдвинул весьма популярную в наши дни концепцию «мягкой силы»2, опирающуюся на три основных ресурса -культуру, политические ценности и внешнюю политику. Единого определения этой концепции пока не выработано, поскольку в каждой стране это понятие дополняется своими особенностями. Но общий и основной ее смысл заключается в том, что сила и влияние страны на международной арене измеряются не только количеством боеголовок и экономической мощью, но и политическими и культурными достижениями.

« Мягкая сила» - это не завоевание и подчинение, а овладение умами людей и привлечение их симпатий на свою сторону, к своей стране и ее культуре, приобщение к духовным и общественным ценностям, а также демонстрация позитивных сторон внешней политики своего государства. Достигается это разными путями, в т.ч. при помощи пропаганды языка, культуры, искусства, музыки, кинематографа, научных и спортивных достижений, образовательных программ и т.д.

Таким образом, страна, привлекательная с точки зрения «мягкой силы», становится центром притяжения людей и инвестиций, роста политического влияния и т.д.

ПРЕДСКАЗАНИЯ ДЖ.НАЯ

По мнению Дж.Ная, высказанному им в статье «Эффект мягкой силы», в XXI в. мир может претерпеть два типа изменений. Первый - это «"перемещение силы" -изменение соотношения сил между государствами», а конкретнее -«переход влияния от Запада к Востоку». Второй тип - «рассеи-

вание силы», что означает «переход силы, будь то на Западе или на Востоке, от государств к негосударственным институтам»3. При этом, конкретизируя процесс перемещения силы от Запада к Востоку, американский политолог предрекает «подъем Азии».

«В действительности это следовало бы называть восстановлением или возвращением Азии, -поясняет он. - Если мы мысленно обратимся к 1800-м гг., то обнаружим, что в то время больше половины жителей земного шара проживали в Азии, на которую приходилось более половины мирового производства. Теперь быстро перенесемся в 1900 г.: также половина населения Земли - даже больше, чем половина - по-прежнему обитает в Азии, но производит теперь только одну пятую от того, что производилось во всем мире. Что же произошло? Индустриальная революция, которая означала, что внезапно Европа и Америка стали господствующим центром мира. То, что мы увидим в XXI в., это постепенное возвращение Азии к тому, чтобы составлять половину населения мира и создавать больше половины мировой продукции»4. «Азиатские

страны имеют впечатляющие потенциальные ресурсы "мягкой силы", - считает Дж.Най. - Искусство, одежда, кухня, древние культуры Азии оказали сильное влияние на другие части света. Но позже Азия вступила в период упадка, отставая в своем развитии от темпов промышленной революции на Западе, и это подорвало ее влияние в мире. В 1950-х гг. Азия уже ассоциировалась с образами нищеты и голода. И хотя в 1960-х гг. на Западе имела место некоторая политическая одержимость жакетами в стиле Неру и маоистской революцией, это продолжалось недолго... Возрождение Азии началось с экономического успеха Японии. К концу века поразительные экономические результаты Японии не только сделали японцев богатыми, но и способствовали росту "мягкой силы" страны. Как первая незападная страна, сравнявшаяся с Западом по уровню модернизации и одновременно доказавшая возможность сохранения уникальной культуры, Япония имеет больше потенциальных ресурсов "мягкой силы", чем любая другая азиатская страна»5.

КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕТ «МЯГКОЙ СИЛЫ»

В Токио первыми на Азиатском континенте, правда, с заметным опозданием, по сравнению с западными странами, пришли к пониманию и активному использованию «мягкой силы» в качест-

ве мощного инструмента международного влияния. Здесь его трактуют как «воздействие на мир с помощью цивилизацион-ной и гуманитарно-культурной деятельности» и рассматривают в тесном взаимодействии с культурной дипломатией.

Для разработки ее концептуальной основы в 2004 г. был создан Консультативный совет по содействию культурной дипломатии во главе с профессором университета «Хосэй» Тамоцу Аоки, одной из задач которого стало улучшение имиджа Японии в мире. Следует подчеркнуть, что в Японии традиционный подход к этой проблеме долгие годы базировался на иных принципах, нежели, к примеру, в США. Он был основан, главным образом, на экспорте традиционных культурных ценностей, таких как театр Кабуки, чайная церемония или искусство икебана. Их продвижение во внешний мир было призвано показать историческую значимость Японии и ее многовековой культуры для мирового наследия. Логика такого подхода ясна: понимание Японии возможно только при понимании основ ее истории и культуры, а современный культурный слой - это лишь малая часть культуры, которая в самой большой степени подверглась воздействию различных внешних факторов - как идеологических, так и коммерческих.

Но оказалось, что в нынешних условиях именно современный культурный слой открывает кратчайший путь к завоеванию популярности Японии в мире, возникновению массового интереса к глубинам японской истории и культуры. Вот почему предложенная Консультативным советом концепция делает упор на пропаганду массовой культуры как стартовой позиции для понимания Японии. «Такие культурные продукты, как манга (комиксы) и анимэ (анимационные фильмы) несут в себе эстетичес-

кие чувства и традиционное художественное мастерство», - указывается в представленных документах. Разработчики концепции характеризуют их как «новое выражение культурных традиций страны». «В век, когда обычные люди контролируют мировые рынки и оказывают все более возрастающее воздействие на политические, экономические и социальные проблемы, крайне важно предложить им простой путь вхождения в японскую культуру. Как только они окажутся внутри нее, они обнаружат множество других более глубоких ниш, ожидающих их»6.

В концепции утверждается, что проводниками современной японской культуры в своих странах должны стать поклонники манга и анимэ, известные под собирательным названием отаку. В этих целях, считают авторы концепции, необходимо создать условия для посещения Японии творческими личностями, прежде всего молодежью, для ознакомления с ее культурой с перспективой переноса ее влияния на родину адептов. В культурных обменах, подчеркивают японские эксперты, нельзя ограничиваться только организацией выставок японского искусства, постановкой традиционных драматических спектаклей и проведением лекций для неяпонской аудитории. «Мы должны также стремиться к тому, чтобы как можно больше молодых талантливых людей приезжали в Японию из других стран, предоставлять им возможность самим почувствовать нашу страну, проводить здесь свои самостоятельные научные исследования и творческую деятельность, получая вдохновение от своего нового окруже-ния»7.

Следующая глобальная задача, поставленная перед Японией, формулируется как необходимость «внедрить в мире дух гармонии (ва) и уважения к совмест-

ному сосуществованию (кёсэй)». «Сопереживание с другими людьми и гармония с природой -основа японской философии и путь жизни японцев - наполняют буквально всё, начиная с драматического искусства и кончая материальными ремеслами», - подчеркивается в рекомендациях8. Консультативный совет определяет эти ценности «как национальное духовное наследие, которое должно быть сохранено, и одновременно призывает всех к его развитию и пропаганде». При этом «в контексте сегодняшних разговоров о "столкновении цивилизаций" он считает задачей особой важности и актуальности воспитание молодого поколения в духе уважения к гармонии и совместному сосуществованию»9.

Впервые этот курс японского правительства озвучил в серии своих публичных выступлений в 2006 г. тогдашний министр иностранных дел Таро Асо. Впоследствии их основные положения были обобщены в его программной речи «Новый взгляд на культурную дипломатию» (2008 г.). А в 2009 г. уже на посту премьер-министра Японии Таро Асо презентовал «Новую стратегию Японии в условиях современной эпохи», особо выделяя задачу дальнейшего продвижения «мягкой силы» как одного из наиболее перспективных направлений развития страны на ближайшие годы.

Вслед за этим, с приходом к власти демократов, понятие «мягкая сила» было заменено на новое словосочетание «разумная сила» (smart power), вошедшее в международный лексикон с приходом к власти Б.Обамы. Что же такое «разумная сила»? «Похоже, это означает силу, в которой слились hard power (жесткая сила), представленная военной силой, и soft power (мягкая сила), символизирующая собой культуры и ценности. Японская smart power -это значительная сила»10, - под-

черкнул в одной из своих публичных лекций, опубликованных в журнале «Гайко фораму» (март 2009 г.) тогдашний заместитель министра иностранных дел Японии Митодзи Ябунака.

И, тем не менее, несмотря на столь впечатляющие заявления и оригинальные идеи японских политиков и разработчиков, Японии пока еще не удается достичь уровня США по силе своего «мягкого» воздействия на другие государства. Ведь доминирование США в мире на протяжении последнего полувека, по мнению Дж.Ная, базировалось не только на ее «жесткой силе» - военной мощи и т.д., но и на создании благоприятного имиджа, экпорта идей и ценностей (демократия, гражданские свободы, голливудские фильмы, диснеевская анимация, джаз и т.д.). Правда, и сам Дж.Най, и многие эксперты отмечают сегодня, что США постепенно теряют свою привлекательность в мире11.

Так, по версии английского журнала «Монокль», оценившего «мягкую силу» государств по 50 категориям, в 2012 г. пальма первенства от США перешла к Вели-кобритании12. Критерии здесь просты. В 2012 г. в Лондоне прошли Олимпийские игры, на которых английские спорстмены завоевали 3-е место по числу золотых медалей. За прошедший год Англия приняла 29 млн туристов, 22 британских альбома заняли первые места в зарубежны

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком