научная статья по теме ЯПОНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЯПОНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ»

КУЛЬТУРА, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО

Настроения задержавшегося или, наоборот, возвратившегося детства необычайно сильны в Японии, а дух инфантилизма настолько глубоко проник в японскую культуру, что порой даже кажется, что прежде рассудительные и рациональные японцы не без удовольствия с головой погрузились в этот счастливый и для многих ностальгический мир. Да и само японское общество, несмотря на его социальную закрытость, традиционные многочисленные регламентации и рационализм мышления, похоже, уже давно приняло условия этой всеобщей увлекательной игры в детство.

ЯПОНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Е.Л. КАТАСОНОВА

Доктор исторических наук Институт востоковедения РАН

Ключевые слова: Япония, японский инфантилизм, «фурита», тинейджеры, молодежные субкультуры,

«мораториумные люди»

Токио и другие крупные города Японии расцвечены яркими плакатами с популярными героями манга и ани-мэ, составившими серьезную конкуренцию рекламе пива и бытовой техники. Витрины магазинов и даже аптек заполнили симпатичные кукольные персонажи - реальные и виртуальные, - не говоря уже о крупнейших специализированных торговых центрах игрушек, один из которых под названием «Китти ран-до» (Kitty Land) не так давно появился на самой фешенебельной улице Токио Омотэсандо. Не только у детей и подростков, но почти у каждого взрослого обязательный аксессуар - брелоки с забавными мордочками, колокольчики, бантики и другие затейливые мелочи, прикрепленные к сумкам, кошелькам и мобильным телефонам. А в толпе то и дело промелькнет молодой служащий или солидный бизнесмен в галстуке с собачками или львятами, или покажется особа женского пола в шарфике с изображением котят, обезьянок и других трогательных существ.

ДЕТСКИЕ ИГРЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

Необходимость оставаться и выглядеть молодым диктуют сегодня и средства массовой информации, и производители товаров повседневного спроса, а также вездесущая реклама, переориентировавшие свою маркетинговую стратегию исключительно на молодежные стандарты, прекрасно понимая их непреходящую силу. А глобальные сдвиги в ценностных ориентаци-ях населения, выросший в разы материальный достаток, стремительное развитие новых технологий и поразителные успехи медицины порой толкают японцев в бесконечную погоню за «средством Макропулоса», позволяющим сохранить вечную молодость.

Среди молодых незамужних женщин - повальное увлечение говорящей куклой «Примо Пьеро», с которой можно общаться

В поисках модной вещицы. Шопинг - самое большое увлечение молодых японок.

буквально как с ребенком. Она для них - полноправный член семьи: для нее покупают многочис-

ленные наряды, которые в большом ассортименте представлены в магазинах, с ней фотографируются, берут в собой в путешествие. Причем, чем больше времени вы проводите с этим удивительным существом, тем больше слов эта кукла начинает произносить, активнее реагировать на ваше присутствие и даже петь несколько десятков песен. Что это: просто игрушка или новый и сравнительно недорогой способ проведения досуга для одиноких людей? Недаром таких кукол даже отправляют в дома престарелых, чтобы хоть как-то скрасить унылый и однообразный быт их постояльцев.

А тинейджеры предпочитают свои игрушки и занимаются собиранием коллекций недорогих пластиковых или резиновых фигурок персонажей популярных анимационных фильмов - так называемых каракута фигия (от англ. ^атШ^ figure). Дело дошло до того, что наиболее популярные фигурки стали продаваться даже в продуктовых магазинах в наборе со сладостями. Так появилось новое и достаточно странное словосочетание сёку гангу, что в переводе означает «художественные съедобные игрушки». Причем шоколадки или конфеты в данном случае идут в нагрузку, а модные фигурки, стоимостью по $3-4, являются главной приманкой для покупателя. Словом, у японцев всех возрастов уже вошло в привычку окружать себя всевозможными маленькими и приятными недорогими игрушками и прочими мелочами, которые, по их ощущениям, обладают позитивным эмоциональным воздействием и создают чувство душевного комфорта, переносящего их в мир детства.

Еще в 1930-е гг. немецкий философ Карл Ясперс определил главную идею века массовой культуры, заявив: «Люди должны оставаться молодыми»1. Развивая эту мысль, некоторые эксперты сегодня заявляют о том, что «если ХХ век сделал молодежную массовую культуру главной культурой западного мира, то ХХ! век шагает дальше: от моло-

дежной культуры - к детской»2. Пока трудно согласиться с подобного рода прогнозами или опротестовывать их, но идея об абсолютном лидерстве молодежной субкультуры в общем потоке многоликой массовой культуры ХХ в. представляется достаточно объективной. И культурный опыт Японии еще раз убедительно доказывает это.

ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Сегодня в Японии много говорят и пишут о кризисе молодого поколения, называя его «растерянным» и даже «потерянным», что связывают, прежде всего, с коренными общественными и социокультурными переменами, произошедшими в японском обществе за последние десятилетия. Затянувшаяся экономическая депрессия застойного десятилетия 1990-х, постоянные волны мирового финансового кризиса, ощутимые сбои в системе пожизненного найма, без которой, по существу, рушится весь уклад жизни японцев, и другие негативные явления современной жизни коренным образом изменили экономическую и социальную ситуацию в стране и повлекли за собой кардинальные перемены в сознании людей. К этой ситуации как нельзя лучше подходит определение «тихая революция»3.

Японские юноши и девушки больше не хотят идти дорогой своих отцов: общие групповые интересы они перестали ставить выше личных. Индивидуальность и самовыражение стали их кредо. При этом японский индивидуализм - это не только подражание Западу, это протест против группового сознания прошлой эпохи. А отсюда меняется буквально все: и отношение к жизни, к работе, взаимоотношения друг с другом, с родителями и т.д. Молодых японцев уже трудно назвать «трудоголиками» (определение, которое, как казалось раньше, на все времена закрепилось за представителями этой нации). Принцип «жить, чтобы работать» уже потерял для них всякий смысл, так же как и идеи фа-

натичной преданности своей компании и мечты о карьерном росте уже мало популярны в среде молодых. В отличие от отцов и дедов их дети и внуки сегодня стремятся, по возможности, меньше работать и интереснее жить. А сократившиеся доходы готовы компенсировать резким сокращением материальных запросов, за что носителей этих взглядов нарекли «травоядными». Главное для большинства из них - это независимость от общества и наличие свободного времени для реализации собственных талантов и увлечений (например, сочинительство рок-музыки или создание манга).

НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ «ТРАВОЯДНЫХ»

К категории «травоядных», в первую очередь, следует отнести т.н. «фритеров» - фурита, что в вольном переводе может означать «свободные трудяги». Термин был заимствован из английского языка и происходит от слова freeter. Но если для Запада это - достаточно распространенное явление, то для традиционного японского общества подобное поведение молодежи совсем недавно было вовсе не типичным. Фурита отдают предпочтение не постоянной работе на одной фирме в системе пожизненного найма, как в прежние времена, а временным заработкам или же почасовым подработкам, предпочитая жить, как говорится, «на вольных хлебах».

«Им не хочется быть адвокатами, врачами или преподавателями, а просто достаточно иметь деньги на жизнь», - говорится в докладе японского Института мо-лодежи4. Правда, сами «фрите-ры» ответы на вопросы о своем будущем формулируют несколько иначе: 40% мужчин и 23% женщин мечтают стать независимыми профессионалами, но все они сомневаются, что это им удастся5. По данным газеты «Рондза», число фурита в Японии уже превысило 4 млн человек, и в большинстве своем они - молодые люди, чуть перешедшие 20-летний ру-беж6. Согласно одному из опро-

сов, проведенному в 2006 г., к этой категории отнесли себя 48% респондентов в возрасте 15-24 лет и 26% - в возрасте 25-34 лет7. При этом с 1990 по 2001 гг. число фурита в возрасте 19-30 лет (исключая учащихся) выросло в 2,3 раза - с 1,83 млн до 4,17 млн, что позволяет говорить о них как о социальной группе со своей пси-хологией8. Главное, что их объединяет, - это типичная философия жизни: жить сегодняшним днем, не заглядывая в будущее.

Иностранная терминология понадобилась японцам и для обозначения другого нового для этой страны социального явления. Это - т.н. ниито, от английского NEET (Not in Education, Employment or Training), люди, в основном молодежь, которые вообще предпочитают подолгу нигде не работать и не учиться. Их число также с каждым годом возрастает. О своей принадлежности к категории ниито в 2009 г. заявили 640 тыс. японцев: 260 тыс. (40%) в возрасте 15-24 лет и 380 тыс. (60%) -в возрасте 25-34 лет9.

Далеко не всех фурита и ниито следует воспринимать как «золотую молодежь». Ведь причины для столь «прохладного» отношения к труду могут быть совершенно разными. Одни ищут работу не только по специальности, но и по душе, а это бывает весьма трудно. Другие же все еще колеблются с выбором жизненных приоритетов.

Правда, среди них есть и такие, которые избрали для себя стиль жизни потенциальных тунеядцев. Ведь куда проще жить в свое удовольствие на всем готовом за счет родителей, на плечи которых легко и просто переложить весь груз собственных материальных и бытовых проблем. Этих молодых людей, составляющих сегодня примерно 10% всего трудового населения страны, с легкой руки социолога Масахиро Ямада достаточно образно окрестили «паразитами-одиночками»

(парусайто сингуру). Причем ряд исследователей считает это явление результатом «испорченности» японской молодежи, тогда как другие, среди которых следует назвать ученого Гэнда Уэда, утверждают, что молодежь является жертвой более старшего поколения, которое реализует свои экономические интересы за счет молодых10.

Неодушевленная любовь хикикомори. Проблемы этой категории молодежи -предмет широкого обсуждения в японском обществе.

Как отмечает газета Асахи, «многое в поведении молодых япон

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком