научная статья по теме ЯРКИЙ АВАНГАРДИСТ В МУЗЫКЕ (О СТИЛЕ ДЖОРДЖА КРАМА) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЯРКИЙ АВАНГАРДИСТ В МУЗЫКЕ (О СТИЛЕ ДЖОРДЖА КРАМА)»

Культура

УДК 78

ЯРКИЙ АВАНГАРДИСТ В МУЗЫКЕ

(о стиле Джорджа Крама)

© 2015 г. В.О. Петров*

Астраханская государственная консерватория

Статья посвящена основным стилевым закономерностям творчества наиболее часто исполняемого американского композитора-авангардиста Джорджа Крама.

Ключевые слова: Крам, Лорка, постмодернизм, музыка XX века, новации, образ Смерти.

В прошлом (2014) году музыкальная общественность мира отметила 85-летний юбилей выдающегося американского композитора, нашего современника Джорджа Крама. Его музыкальное наследие достаточно велико: оно включает в себя более 50 музыкальных опусов различной образности. Дж. Крам - автор оркестровой, камерно-инструментальной, вокально-инструментальной музыки, безусловно, заслуживающей внимание не только со стороны исполнителей (по статистике произведения Крама являются одними из самых исполняемых в мире сегодня), но и музыковедов. Однако, к сожалению, в отечественном музыкознании творчество Крама представлено лишь немногочисленными исследованиями, среди которых статьи А. Абловой, В. Адаменко, Н. Гончаровой, Ю. Горбуновой, О. Малова, С. Сигиды.

Новации композитора настолько значимы, что его имя можно поставить в список самых ярких авангардистов постмодернистской эпохи. Действительно, творчество Крама отвечает основным эстетическим позициям постмодернизма, а сам композитор выработал опредёленные стилистические нормативы, которые придают яркую индивидуальность его музыке.

Что касается стиля композитора, то следует прежде всего отметить, что его произведения тяготеют к синтезу искусств: Крам активно работает в жанре ин-

* ПЕТРОВ Владислав Олегович - доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии), заслуженный деятель науки и образования, руководитель Астраханского отделения Гильдии музыковедов

РФ. E-mail: petrovagk@yandex.ru

4 «США ❖ Канада», № 2

97

струментального театра, примерами которого предстают цикл «Эхо времени и реки» (1967) для оркестра, струнный квартет «Чёрные ангелы» (1970), цикл «Голос кита» (1971) для электрически усиленных флейты, виолончели и фортепиано, «Идиллия для незаконнорождённого» (1986) для флейты и ударных.

Так, в опусе «Эхо времени и реки» в качестве основы сценической драматургии представлена траурная процессия. В цикле четыре части: 1. «Замёрзшее время», 2. «Память времени», 3. «Разрушение времени», 4. «Последнее эхо времени». Композитор в примечании к партитуре пишет: «Я хотел выразить в музыке различные качества метафизического и психологического времени. Словосочетание "Река времени" - является древней метафорой, которая интерпретирует время как континуум, не имеющий ни начала, ни конца». Воплощением движения времени становится траурная процессия одетых в чёрные костюмы исполнителей по всему пространству сцены и зала без остановки, в медленном темпе. Как известно, время движет людей к смерти и, возможно, этот процесс воссоздан Крамом в цикле - процесс умирающего времени и жизни, умирающей вместе с ним. Ритмичность и темп шага выписаны в партитуре в отдельную строчку (step pattern). Возникает инструментальный ритуал, построенный на ряде внутренних (музыкальный уровень) и внешних (сценический уровень) событий: процессия задумана как визуально-звуковое действие, выполняемое малыми группами ударников и исполнителями на духовых инструментах, которые должны играть на ходу. А опус «Идиллия для незаконнорождённого» для флейты и трёх ударников (I и II ударники - бонго, африканский барабан, пять тамтамов, маленький бас-барабан, III ударник -большой барабан) начинается в минималистском стиле: на фоне длительно выдержанных гулов ударных инструментов флейтист исполняет ряд специфично оформленных ритмически мелодий, каждая из которых имеет свою манеру воспроизведения (normal vibrato, measured vibrato, like a primitive instrument, sempre pulsando, come sopra и т.д.). Постепенно активизируются ударники - их партии становятся ритмически и динамически оживлёнными, с одной стороны, демонстрирующими первобытные ритмические структуры -хаотичные, но взывающие, призывные. С другой стороны, ударные инструменты воплощают звуковой прообраз природы, с её вечным, то едва уловимым, то возмущённо-громким наполнением. Звучание флейты, наоборот, прекращает быть однородным в регистровом отношении и исполнителю предоставляется материал, изобилующий разными ритмико-мелодическими паттернами, которые «перебрасываются» Крамом из регистра в регистр. После фантастической иллюзорности, воплощённой флейтой, наступает время трагической действительности, изображаемой средствами ударных инструментов: сгущению красок звучащего материала способствуют ремарки - «производить ударные sforzando», «делать резкие удары» и т.п. Образное преодоление иллюзорности подчёркивает и текст: в кульминационные моменты флейтист в заданном ритме и звуковысотности произносит слова «Луна опускается... / Опускается туда, / где дрожат птицы / и вянут травы», обосновывая вывод о том, что первична в мире природа с её животным и растительным миром. Помимо этого, луна связана с жизненным календарём природы: исчезновение и появление луны ассоциируется со смертью и с зарождением новой жизни. Предложенная

^амом в качестве словесного «лозунга» цитата выражает безысходность. Она взята из стихотворения китайского мудреца и поэта VIII века Сю^унг Шу и произносится «шёпотом в мундштук инструмента, чтобы слова имели отчётливый звуковысотный план». Текст при этом трансформируется: поэтический источник трактуется композитором как проза - в контексте сложного музыкального материала четыре строки не имеют ритмической периодичности, воспринимаются как поток мысли. Здесь явным становится синтез литературы и музыки, а вся композиция предстает разновидностью инструментального театра - инструментальной композицией со словом.

Программу сочинения автор раскрывает в предисловии к изданию партитуры: «Я чувствую, что рождение вне брака (под браком в данном случае следует понимать «договор» человечества с природой о взаимном сосуществовании. - В.П.) - роковая и печальная неприятность рода человеческого... Человечество всё более становится "незаконнорождённым" в природном мире растений и животных. Древнее чувство братства со всевозможными жизненными формами (так остро представленное в поэзии Св. Френсиса Ассизского) постепенно утратило свои соединительные корни и впоследствии мы нашли себя в монархии умирающего мира. Мы надеемся, что человеческий род будет вновь объединён новой моралью природы. Моя "Идиллия" была вдохновлена этими мыслями. Флейта и ударные для меня (возможно - от ассоциации с древней этнической музыкой) - такие инструменты, которые наиболее сильно воплощают голоса природы. Я предлагаю: идеально (пусть и невыполнимо) моя "Идиллия" была бы услышана издалека, около озера, залитого лунным светом вечером в августе». Звуки природы передаются ^а-мом специальными средствами - различными известными и новаторскими приёмами вибрато, глиссандо, игры на инструментах. Центральный персонаж этой драмы - человечество как единица живой природы. Но оно - лишь его часть, спонтанно возникшая в природе и, возможно, если - по Kраму - человечество не найдёт компромисс с природой, оно исчезнет. Смерть интерпретируется здесь как конец всему, что связано со словом «жизнь» и сопряжена с глобальными катаклизмами, происходящими в природе.

Инструментальные опусы ^ама, как было установлено при рассмотрении «Идиллии для незаконнорождённого», включают в себя голос как дополнительный источник информации. Например, гласные фонемы «у» и «а» становятся носительницами дьявольских образов в струнном квартете «Чёрные ангелы», имеющем подзаголовок «Тринадцать образов из страны Тьмы». Тринадцать образов объединены композитором в три цикла: I. «Отправление»: l. «Ночь электрических насекомых» (Тринодия l), 2. «Звуки костей и флейт», 3. «Забытые колокола», 4. «Музыка дьявола», 5. «Танец мёртвых»; II. «Отсутствие»: б. «Павана», 7. «Чёрный ангел» (Тринодия 2), В. «Сарабанда», 9. «Забытые колокола (эхо)»; III. «Возвращение»: lO. «Бог музыки», ll. «Древние голоса», l2. «Древние голоса (эхо)», l3. Ночь электрических насекомых» (Тринодия ). Партитура представляет собой некую «круговую» систему, в которой своеобразными осями являются три Тринодии (плачи) - части l, 7 и l3, исполняющиеся tutti - всем ансамблем. Все остальные части - промежуточные - строятся между Тринодиями по зеркальному принципу: trio — duo — solo — duo — trio. Произведение написано под впечатлением событий Вьетнамской войны. Его

4* 99

концепция выявлена Д. Редепеннинг: «Уже в подзаголовке композиции - in tempore belli - выражено критическое отношение Крама к войне во Вьетнаме (это сделали весьма немногие американские композиторы). Воспроизводя в музыке некое "путешествие души", Крам последовательно ведёт слушателя от "Отправления" (Departure, fall from grace - так называется 1-я часть) через "Отсутствие" (Absence, spiritual annihilation) к "Возвращению" (Return, redem-tation)» [11, с. 208]. Душа при своём «путешествии» проходит ряд потусторонних «инстанций», «знакомясь» как с божественными, так и с дьявольскими началами, выраженными Крамом музыкально. К номерам, выражающим божественное начало, относятся пьесы «Сарабанда», «Бог музыки», «Древние голоса», «Древние голоса (эхо)», все остальные так или иначе связаны с образом дьявола. Каждая из образных сфер имеет свои средства выражения. Так, божественное начало имеет спокойный темповый и ритмический планы, определённую звуковы-сотную мелодику и тональность. В его обрисовке принимают участие стеклянная гармоника - ударный инструмент, явившийся в Квартете лейттембром Бога («Бог музыки», «Древние голоса») и виолончель. В характеристике дьявольского начала использованы иные средства: резкие ритмические группы («Звуки костей и флейт»), быстрые темпы, воплощающие вихревые потоки дьявольских сил («Ночь электрических насекомых»), особая «витиеватая» мелодика, имеющая точки соприкосновения с пуантилистической разбросанностью в пространстве («Музыка дьявола»), атональ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком