научная статья по теме ЯЗЫК - РЕЧЬ - СЛОВО В СЛОВАРЕ АКАДЕМИИ РОССИЙСКОЙ Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЯЗЫК - РЕЧЬ - СЛОВО В СЛОВАРЕ АКАДЕМИИ РОССИЙСКОЙ»

Язык - речь - слово в «Словаре Академии Российской»

© ВАН ЦИ

Историко-научный анализ содержания основных терминов филологической науки язык - речь - слово целесообразно начать с первого фундаментального труда в области русской лексикографии - «Словаря Академии Российской» 1789-1794 годов. Он создавался под руководством первого президента Академии Российской княгини Екатерины Романовны Дашковой, а для работы над Словарем были привлечены лучшие интеллектуальные силы того времени. В наше время Словарь Академии Российской получил научное репринтное переиздание с теоретическими статьями, предшествующими каждому тому.

Составление же Словаря основывалось на определенном понимании языка, который «ныне употребляется». Основная филологическая терминология, лежащая в основании Словаря и кажущаяся сегодня прозрачной по смыслу, оказывается для современного читателя далеко не столь ясной вследствие поздних смысловых напластований. Термины язык, слово, речь значительно отличались в своем толковании от их современных аналогов, имея, кроме того, ярко выраженный национальный характер. Этот факт особенно интересен и привлекателен для иностранных исследователей, сопоставляющих русские классические идеи с соответствующими аналогами в своей культуре.

Прежде всего, отметим, что в определениях Словаря термина язык невозможно найти современное значение «система языка» или что-либо подобное [1. С. 14-26]. Чтобы почувствовать стилистику и содержание словарных определений первого научного лексикографического опыта в России, приведем толкования Словаря Академии Российской понятия язык: «1) совершенно мясистая во рте у животного лежащая и от других отделенная часть, кроме той, что назади корнем своим к двурогой или

подъязычной кости, а с изподи около середины так называемой уздечкой своею к низу рта прикрепленная, во се стороны и всяким образом движущаяся и изгибающаяся, составляет главное орудие вкуса, помо-щию котораго животное познает не только пряность, кислоту, сладость и горечь, но также теплоту и студеность всякаго вещества. Кроме того, способствует ему к образованию и изменению голоса, к жеванию и глотанию пищи, также и сосанию; 2) Наречие; слова и образ речи упо-требительныя каким-либо народом. Российской, Аглинской, Латинской язык.; 3) Оговорщик, колодник, оговаривающий других сообщниками в своем преступлении; 4) Пленник, от котораго выведывают о состоянии неприятельского войска; 5) Народ, племя» [2. Т. VI]. Очевидно, что после громоздкого описания первого значения слова язык авторы нашли краткие и точные определения всем последующим значениям. И, тем не менее, здесь отсутствует даже намек на какое-либо значение термина язык как средства общения, коммуникации, хотя второе значение и говорит об употреблении «слов и образа речи».

Однако в словах этого гнезда, как замечает В.И. Аннушкин в исследовании словесных наук, описанных в Словаре, просматриваются положительные и отрицательные возможности пользования языком: «язы-ковредие - злоречие во вред себе и другим; благоязычие - красноречие; злоязычие - злословие, злоречие; косноязычие - гугниввость, заикли-вость; медленноязычный - то же, что косноязычный» [2. С. 19].

Кроме того, составители Словаря во вступительной статье к нему указали на основные качества («свойства») языка: обилие, красота, важность, силу и, конечно, чистоту. Эти свойства языка восходят к известной характеристике, данной российскому языку М.В. Ломоносовым. М.В. Ломоносов видел в российском языке «великолепие (здесь "красоту") испанского, живость французского, крепость (аналог "силы") немецкого, нежность италиянского, сверх того, богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков» [3. С. 391]. Эти качества будут неоднократно упоминаться в Предисловии к Словарю в синонимических выражениях. Например, богатство языка осмысляется как «обилие» текстов, написанных на этом языке: «рассеянное обилие нашего языка во множестве книг как древних, так и новейших писателей было главною доселе причиною трудности в прямом нашего языка употреблении» [2. Т. VI]. «Обилие» означает прежде всего богатство текстов и смыслов, выражаемых в них, но само это обилие должно привести к познанию точного смысла и «употребления языка».

Интересны не только свойства языка, но и то, как он именуется составителями Словаря. Свойства и употребление языка проясняются через называние этого языка. Обратим внимание на то, что он назван «Славе-нороссийским» (писалось с прописной буквы. - В.Ц.): «Большею частию

наш язык состоит из Славенского, или, яснее сказать, основу свою на нем имеет; хотя, впрочем, великое множество содержит слов собственно Русских» [2. Т. VI]. Название и свойства языка ведут к употреблению в текстах и оценке смыслов: «Славенский язык от времен просвещения славян словом евангельския истины, совсем иной получил вид и образование. Ибо греки, принесшие к славянским племенам христианский закон, тщилися о распространении книг священных и церковных на язык Славенский; они явили неподражаемых творцов во всех родах красноречия, они витийствовали и в творениях церковных. Великие из них христинския церкви учители возвышали древнее свое красноречие богословскими учениями и парением усердного к Богу пения. От прело-жения оных на Славенский язык приобрел сей обилие, важность, силу и краткость в изображении мыслей, удобность к сложению слов и другие красоты языка греческого» [2. Т. VI].

Как видим, употребление термина язык показывает прежде всего то, как он употребляется и какое нашел воплощение в текстах.

Термин речь в «Словаре Академии Российской» определен следующим образом: «1) Слово, или собрание многих слов, выражающих какой-либо смысл. Остроумная, колкая, пустая, вздорная речь... Не о том речь; 2) Выговор, выражение словом. Плавная, тихая речь; 3) Рассуждение изустно, пред кем предлагаемое или сочиненное. Сочинить речь. Поздравительная, благодарственная речь; 4) жалоба, донос, вина» [2. Т. IV].

Термин речь понимается как пространный текст («собрание слов»). Любопытно, что в риториках и теориях словесности того времени он употреблялся чаще, чем язык.

Прочтение определений к слову ясно показывает по сходству формулировок, что их писал один человек (авторство статей Словаря до сих пор не установлено): «1) Всякое речение, состоящее из известнаго числа складов и служащее знаком изобразительным какой-либо вещи. Слово первообразное, производное. Слово простое, сложное.; 2) Иногда значит: собрание речений, заключающих какой-либо смысл. Слово не о том идет. Мешаться в чужие слова; 3) Обещание, обнадеживание, уверение. Честное слово. Держать, хранить, дать слово; 4) Речь, проповедь, беседа, изустно предлагаемая. ...Слово похвальное. Слова уте-шительныя, увещательныя; 5) В торгу берется за цену, которую требует или дает кто за какую-либо вещь; 6) В книгах Св. Писания под именем сим разумеется Сын Божий» [3. Т. IV. С. 533-534].

Из приведенного сопоставления обратим внимание на совпадение значений у речь и слово, которое имеется и в современном языке. Их синонимику подтверждает тот факт, что речь в 1-м значении определяется как слово. Затем следуют синонимические обороты, причем очевидно, что автор пытался уйти от синонимики, употребляя другие

слова, например: речь - «собрание многих слов, выражающих какой-либо смысл», а слово - «...собраниеречений, заключающих какой-либо смысл».

Другое совпадение - в восприятии обоих терминов как жанра публичного монолога: речь - «рассуждение изустно пред кем предлагаемое или сочиненное», а слово - «речь, проповедь, беседа, изустно предлагаемая». Как видим, не просто одно определяется через другое, но даже формулировки определений повторяют друг друга.

Чтобы точнее понять употребление взятых терминов, посмотрим их толкование в одном из учебников словесности того времени, например, «Основаниях российской словесности» [4]. По-видимому, это был один из первых учебников, в котором отразилась реформа, проведенная создателями Словаря Академии Российской 1789-1793 годов. В дальнейшем он был одним из наиболее популярных, поскольку претерпел семь переизданий до 1830 года.

«Словесность образует две науки: грамматику, научающую "правильному употреблению слов", и риторику, показывающую "способ, как располагать и изъяснять мысли". 1-я часть "грамматика" включала объяснения букв, слогов, 8-ми частей речи, законов правописания, произношения слов и стихосложения. 2-я часть "риторика" сосредоточена на периодах, тропах, фигурах, хрии, учении о слоге; из прозаических видов словесности проанализированы письма и "расположение больших слов": "риторическое слово (oratio) и философское рассуждение". Виды поэзии (глава 9) также включены в риторику» [5. С. 232-245].

Это краткое описание потребовалось нам для того, чтобы показать, в каком контексте существуют интересующие нас термины. Так, мы обнаруживаем, что «язык» вообще не употребляется ни в грамматике, ни в риторике. Более частым и одним из основных в учебнике является термин слово: словесность воспринимается как «дар слова», а слово понимается не как единица языка в современном понимании, а как «способность выражать мысли».

В учении о словесности излагаются «правила, которые показывают, как употреблять эту способность». Характерно, что грамматическое учение предваряется основными терминами логики, которая излагает «действия разума человеческого» в реализации этой способности «словами». При определении того, что такое понятие, находим определение слова:

«Что есть слово? - Всякое понятие, выраженное голосом или на письме, называется словом, или речением (terminus)».

Таким образом, обнаруживаются два основных значения термина слово: 1) дар, способность излагать мысли с помощью голоса; 2) отдельное понятие, выраженное голосом или на письме (примерно то, что мы сегодня называем единицей языка. - В.Ц.).

При изложении риторики встречается термин речь: «Изъясняя мысли свои, мы всегда имеем какую-нибудь цель, к коей клонится наша речь: сия общая цель не иное что есть, как логическое предложение, которое в сем случае называется основательным или главным, а

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком