научная статья по теме Ю.Н. РЕРИХ О РОЛИ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРНОМ ЕДИНЕНИИ АЗИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «Ю.Н. РЕРИХ О РОЛИ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРНОМ ЕДИНЕНИИ АЗИИ»

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ

Ю.Н. РЕРИХ О РОЛИ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРНОМ ЕДИНЕНИИ АЗИИ

© 2014 А. М. ШУСТОВА

К началу ХХ в. востоковедение накопило огромный фактический материал благодаря археологическим открытиям предыдущего века. Были прочитаны древние надписи и тексты. Появилось множество научных трудов самого разного характера. Возникли новые отрасли исследования. В то же время стремительно развивающиеся мировые коммуникации ставили перед наукой задачу выведения ее из узких рамок специализации, а также развития в направлении широкой практической пользы. В этом контексте Ю.Н. Рерих видел насущную необходимость в создании общей истории Востока и считал это приоритетной задачей. Он считал, что востоковедение не должно быть замкнутой на себе наукой, сокровища восточной мысли должны быть открыты всему миру. Кроме того, он указывал, что помимо обобщения уже известных данных "работа такого рода способствовала бы новым открытиям и, может быть, даже открытиям неожиданным, а также помогла бы ученым, специализирующимся в других областях науки " [Рерих Ю.Н., 1999(2), с. 15]. Ю.Н. Рерих стал апологетом единой цивилизационно-культурной азиатской общности, в складывании которой первостепенную роль отводил буддизму.

Ключевые слова: Рерих Ю.Н., метод синтеза в истории, культурное единство Азии, буддизм.

Ю.Н. Рерих выступил основоположником нового направления в исторической науке, в основе которого лежат синтез, обобщение, поиск всевозможного единства и интеграционных связей. В свете этого подхода наука история представлялась лишь частью целого блока исторических дисциплин, в который наряду с ней входят археология, культурология, этнопсихология, история философии и религий, история искусств. История любой страны, любой территории теперь могла быть представлена как часть всеобщей истории мира, а различные этносы выступили субъектами единого исторического процесса. С этой точки зрения, например, Восток и Запад развивались сообща, в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Ю.Н. Рерих поставил перед собой задачу исследования Азии как единого культурно-исторического пространства. Он задумал большой труд по истории Центральной Азии, в котором в свете нового подхода была бы представлена единая история для всех азиатских народов, не только проживающих в государствах, крупных и мелких, но и кочующих по ее степным просторам. Он планировал показать все эти народы в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, т.е. единым культурно-историческим сообществом. Причем дать большой исторический срез - от самых древних времен до современности.

Ю.Н. Рерих хорошо осознавал, что такой труд потребует огромных знаний и большой затраты времени на исследования. Всю жизнь он скрупулезно собирал новые материалы и вносил их в уже выстроенную канву исследования. К сожалению, труд, задуманный ученым, так и не был опубликован при его жизни и остался в рукописи на

более чем тысяче страниц. Работа эта вышла в трех томах только в 2004-2009 гг. под названием "История Средней Азии".

В ходе исследований Ю.Н. Рерих прослеживал определенное единство в развитии народов не только на большой территории Центральной Азии, но и шире, всей Азии. Ученый видел его везде - в географическом положении, этнологическом, экономическом, а также в языковом аспектах. Однако приоритет он отдавал культурному единству. Именно культура, по его мнению, является универсальной ценностью человечества. Различные страны, государства, цивилизации могут возникать и гибнуть, но после них остается некий универсальный культурный субстрат, благодаря которому развитие человечества продолжается.

Ставя во главу своих исследований принцип развития культуры, Ю.Н. Рерих выступал в соответствии с выдвинутой его отцом, Н.К. Рерихом, концепцией культуры, согласно которой она есть самая высшая ценность человека и человечества. Николай Константинович писал, что "личность, род, государство могут расти лишь на основе культуры" [Рерих Н.К., 1992(2), с. 136]. Он называл культуру "путевым столбом истинной эволюции" [Рерих Н.К., 1992(1), с. 103].

Исходя из этой концепции, Ю.Н. Рерих видел в Азии единое культурное пространство, где основные культурно-цивилизационные идеи на протяжении большого исторического периода прослеживаются буквально у всех народов, независимо от их этнического состава, языка и даже религиозной принадлежности.

Как получилось, что в Азии возникла универсальная цивилизация, скрепленная едиными культурными элементами в целостное и исторически непрерывное пространство? Чтобы ответить на этот вопрос, Ю.Н. Рерих предлагал рассмотреть влияние учения Будды на развитие народов Азии. Именно буддизм, по его мнению, сыграл ключевую роль для стойкого культурного объединения. Появление буддизма Рерих считал очень важным событием в истории Востока. Возникнув в Индии, буддизм достаточно быстро распространился по всей Азии. Ученый выделял три основных потока его продвижения.

Первый поток - на север, через горные перевалы Гималаев и Гиндукуша, захватывает районы с востока разделительной линии Памир-Тянь-Шань, проникая в Тибет, Монголию, Южную Сибирь, а также далее на восток - в Корею и Японию. В результате такого массированного проникновения буддизма в Центральную Азию в 1-м тыс. н.э. возникла широтная линия буддийских культур от берегов Аральского моря на западе до Тихого океана на востоке. Добавлю, что существовала и меридиональная линия - от Цейлона на юге до Южной Сибири на севере.

Более того, Рерих особо отмечал проникновение буддизма и на северо-запад России. Он писал: "Неуклонное движение буддизма на север завершилось возведением буддийской вихары в Петербурге, <...> которая была освящена в 1913 году. Она стоит до сих пор, пережив вражескую бомбардировку во время незабываемой блокады Ленинграда в ходе Второй мировой войны" [Рерих Ю.Н., 2002(3), с. 15]. То, что буддизм в своем движении из Индии достиг рубежей России и стал достоянием народов, проживающих на ее территории, Рерих считал важным историческим фактом. Россия, принявшая в свое время духовное послание Будды, также вошла в буддийский мир и стала частью большой буддийской цивилизации.

Другой поток распространения буддизма последовал в Юго-Восточную и Южную Азию. Обращение Цейлона произошло еще во времена буддийского императора Ашоки (III в. до н.э.). Затем наземными и морскими путями буддизм проник на земли Индокитая: в Бирму (Мьянма), Таиланд, Камбоджу, Лаос и Вьетнам. Следуя на юго-восток, он проник и на Малайский архипелаг.

Третий поток, по мнению Рериха, нес послание Будды в страны Ближнего Востока и Средиземноморья. Там идеи учения Будды восприняли некоторые духовно-религиозные направления, такие как ессеи и гностики. Отмечу, что до настоящего времени

влияние буддизма на развитие стран средиземноморского бассейна и северо-запада Европы мало изучено, в том числе и то, как он сказался на зарождении и развитии христианства, ставшего для этого региона мощной культурно-идеологической силой.

Таким образом, буддизм был распространен почти на всем Евразийском континенте. Ю.Н. Рерих впервые в востоковедении заговорил о буддизме как мощной культурно-исторической силе, больше чем на тысячелетие скрепившей между собой многочисленные народы, говорящие на разных языках.

Возникает вопрос: что позволило буддизму стать такой мощной влиятельной силой в истории? Какой внутренний потенциал для этого содержался в учении Будды, по мысли Ю.Н. Рериха?

Под буддизмом исследователь понимал не столько религию, которая на протяжении веков претерпела несколько этапов трансформации, а всю совокупность идей, заложенных в учении Будды. Комплекс идей учения Будды (буддийская Дхарма), по мнению Ю.Н. Рериха, в идеологической сфере являлся подлинной философией жизни, своеобразной ментальной наукой, носящей всеобщий универсальный характер и не подверженной старению. Весьма ценным фактом является то, что философия буддизма во многом опирается на положения, которые проверяются логическими рассуждениями, она не требует слепой веры в догматы, в утверждения авторитетов и тем более не обращается за доказательством ее подлинности к чудесам. Она не замыкает мышление в узких рамках конфессиональных догм, а, наоборот, дает простор развитию мысли.

Философские идеи буддизма затрагивают глубинные основы бытия, отвечают на самые важные вопросы жизни. Они предоставляют способы теоретического осмысления важнейших мировых проблем, формируют у человека мировоззрение и раскрывают смысл его жизни. Они оправдывают прогрессивное развитие как личности, так и государства, дают далеко идущие перспективы для индивидуального и коллективного духовного роста. Усвоив идеи учения Будды, народы могли успешно продвигаться в своем эволюционном развитии.

Еще одна существенная черта буддизма: в случае диалога с другой идеологической системой буддизм в первую очередь старался найти то общее, что сближает оппонирующие стороны, а отнюдь не то, что могло разъединять и привести к конфликту. Буддизм никогда не настаивал на своей исключительности. Поэтому он мог мирно сосуществовать с другими религиями и верованиями.

Учение Будды имело всеохватную гуманистическую направленность. Его духовное послание адресовано всем людям, независимо от их этнической, языковой или социальной принадлежности. В нем говорится о единой природе всех людей без исключения. В работе "Культурное единство Азии" Ю.Н. Рерих писал: "Именно буддизм с самого своего возникновения перешагнул национальные и политические преграды и первым стал проповедовать единство человечества независимо от национальности" [Рерих Ю.Н., 1999(1), с. 20]. Именно общечеловеческая направленность буддизма сделала его влиятельной идеологической силой.

Поддержку буддизма в самых широких слоях населения обеспечило то, что проповедь Будды имела сильный социальный посыл. Рерих писал: «С самого начала своего распространения, буддизм, следуя словам своего Основателя: "Идите и пекитесь о благе и благополучии многих, в сострадании к миру", - вдохновлялся и присоединялся к движениям, стремившимся к социальной справедливости и равенству» [там же]. Более того, куда бы ни

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком