научная статья по теме Ю.Н. РЕРИХ В ЛАДАКХЕ (К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.Н. РЕРИХА) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «Ю.Н. РЕРИХ В ЛАДАКХЕ (К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.Н. РЕРИХА)»

ОБЗОРЫ, ИНФОРМАЦИЯ

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

Ю.Н. РЕРИХ В ЛАДАКХЕ (К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.Н. РЕРИХА)

© 2012 А. М. ШУСТОВА

Ю.Н. Рерих посетил Ладакх в составе центральноазиатской экспедиции Н.К. Рериха, своего отца, известного художника, мыслителя и общественного деятеля. Экспедиция стартовала из Кашмира, прибыла на место 18 августа 1925 г. и продолжалась чуть больше месяца.

Ключевые слова: Ю.Н. Рерих, Ладакх, буддийская философия, изображения Майтрейи, эпос о Гесэрхане.

Ладакх со столицей в городе Лех является частью штата Джамму и Кашмир на севере Индии. Ладакх (в переводе с тибетского "горная страна", "страна на перевале") расположен между хребтами Каракорум и Большим Гималайским на высоте более 3000 м над уровнем моря. На северо-западе он граничит с Пакистаном, на севере-востоке -с Китаем. Через Ладакх протекает священная река Инд, берущая свое начало на хребте Кайлас в 40 км севернее от озера Манасаровар. Здесь живут народы как индоевропейского, так и тибетского происхождения, плотность населения - одна из самых низких в Центральной Азии.

В Ладакхе для проведения историко-культурных исследований имелись уникальные возможности. Благодаря своему географическому положению на перекрестке путей с запада на восток и с юга на север (здесь проходили несколько цент-ральноазиатских караванных путей из Индии, Тибета, Китая и Туркестана, в том числе и Великий шелковый путь) это древнее княжество являлось местом встречи и пересечения различных культурных и духовных влияний.

Юрий Рерих, молодой ученый-Рис. 1. Юрий Рерих в Ладакхе, 1925 г. востоковед (на момент начала экспе-

диции ему было 23 года), впервые получил возможность проверить себя в настоящей полевой работе. Для него экспедиция в Центральную Азию стала серьезным испытанием, так как ему приходилось не только вести научную работу, но и заниматься обеспечением жизнедеятельности и охраны каравана. Подготовка к экспедиции проходила в Шринагаре, кашмирской столице, и заняла чуть больше пяти месяцев. Требовалось закупить необходимое снаряжение и провизию, а также вьючных и верховых лошадей, к чему Ю. Рерих отнесся максимально ответственно. В работе "По тропам срединной Азии" он пишет: "Трудное и длительное путешествие в горы требует основательной подготовки, каждая деталь должна быть продумана тщательнейшим образом" [Рерих Ю.Н., 1994, с. 6].

Ладакх был первым по-настоящему важным пунктом для научно-исследовательской работы на пути центральноазиатской экспедиции Н.К. Рериха. Если Кашмир может рассматриваться как место формирования экспедиционного каравана и оформления пропусков, то именно в Ладакхе Рерихи приступили к основательному изучению истории, культуры и религии центральноазиатских народов. Одной из главных задач экспедиции было изучение духовного наследия великих учителей и наставников народов, приходящих в переломные моменты истории и приносящих просвещение и новый культурный импульс.

Особенно значительную роль Ладакх сыграл в истории развития буддизма. Буддизм проник сюда еще до христианской эры, но более полное развитие получил во времена Кушанской империи (1-Ш вв. н.э.). Первые буддийские культовые сооружения появились в Ладакхе во II в. н.э. при кушанском императоре Канишке (Каника чортен в Сани-гомпа в Занскаре). После ухода с исторической арены царства кушан на этих землях были распространены религия бон и другие анимистические культы.

В VII в. пришла новая волна распространения буддизма: строились разнообразные религиозные сооружения, монастыри, а также священные пещеры, где для духовной практики уединялись монахи. В это время буддизм в Западных Гималаях переживает расцвет и распространяется дальше, в глубь Азии. Ладакх становится входными воротами для утверждения буддизма в Центральном Тибете. Ю.Н. Рерих позднее писал о Ладакхе: "Для истории буддизма в Тибете этот район имеет особый интерес. Известно, что индийские пандиты, принесшие учение Будды в Тибет в VII веке, приходили в эту страну с запада. <...> Здесь, в Западных Гималаях, лежит множество священных мест тибетского буддизма, связанных с именами первых проповедников буддийской веры в Тибете" [Рерих Ю.Н., 1999(2), с. 279-280].

Действительно, в Ладакхе учили такие учителя буддизма, как Падмасамбхава (VIII в.), переводчик и философ Ринчен Цангпо (958-1055) (основал монастыри Алчи, Базго), Тилопа (988-1069) (основал монастырь Хемис) и Наропа (1016-1100) (основал монастыри Ламаюру, Дзонгхул). В западнотибетском монастыре Тхолинг ратовал за чистоту учения известный реформатор буддизма, знаменитый буддийский ученый из Индии, Атиша (982-1054). Более того, сокровенное предание, с которым экспедиция познакомилась в Ладакхе, говорит о том, что через эту страну в своем пути на север в свое время проследовал и сам Будда Шакьямуни.

В Х-Х! вв. Ладакх переживает бурное культурное возрождение, став центром буддийской учености и культуры в Центральной Азии. "Культурное и религиозное влияние западнотибетского царства оставило долговременный отпечаток. Это была эпоха культурного и религиозного рвения, несмотря на частые вторжения с севера" [Рерих Ю.Н., 1999(1), с. 125].

Не случайно Ладакх называют "Малым Тибетом". Именно здесь, как отмечает Юрий Рерих, многие западные тибетологи впервые познакомились с тибетской культурой. В ладакхском монастыре Зангла Гомпа начал изучение тибетского языка известный венгерский востоковед Александр Чома де Кереш (1784-1842), первый европейский тибетолог.

Интересно, что Ладакх из-за своей удаленности от религиозных и культурных центров собственно Тибета смог сохранить многое из тибетской самобытности, в то время как Тибет подвергся китайскому влиянию, особенно в последние годы. В экспедиции Ю.Н. Рерих подметил, что даже ладакхские мусульмане в быту придерживались устоев тибетской культуры и говорили на чистейшем лхасском диалекте. В былые времена связь между Ладакхом и Лхасой была постоянной и хорошо налаженной. Ладакхские монахи часто путешествовали из Ладакха в Тибет и обратно, обучаясь в известных тибетских монастырях, таких как Ташилунпо, Дрепунг и Сера.

Изучению буддизма в центральноазиатской экспедиции Н.К. Рериха уделяли особое внимание. Для Юрия Рериха это означало глубокое погружение в историю и культуру учения Будды на живом примере развития ладакхских монастырей.

Буддизм для Рерихов был не только одной из древних религий мира. Они рассматривали его как определенную веху в культурно-историческом развитии народов. Учение Будды, по их мнению, было тем мировоззрением, которое помогало человечеству успешно продвигаться по пути эволюции. Этика буддизма носила прогрессивный характер для развития древнего общества, буддийская философия несла просвещение, а духовные практики продвигали человека в его духовном развитии. Ю.Н. Рерих писал: "Распространяясь по Азиатскому континенту, буддизм отличался двояким притяжением - влияние и его философской мысли, и общечеловеческой направленности было потрясающим" [Рерих Ю.Н., 2002, с. 10].

Взаимодействие культурных и политических событий на рубеже нашей эры в Центральной Азии привело к тому, что учение Будды преодолело национальные и географические границы. Возникнув в Индии, буддизм распространился по всей Центральной Азии. Ю.Н. Рерих писал: "Не будет преувеличением сказать, что в течение первого тысячелетия нашей эры буддизм создал культурное единство, которое дало возможность идеям свободно расцвести и вызвало замечательный рост искусства и литературы" [Рерих Ю.Н., 2002, с. 11]. Благодаря буддизму в Центральную Азию проникли из Индии астрономия, медицина, драматические произведения, поэзия и грамматика, что способствовало культурному развитию народов, живущих на большой территории от степей юга России до берегов Тихого океана.

Особую роль играл санскрит, ставший языком культуры для большого региона, населенного различными народами. Его столь успешное распространение показало, что язык, несущий высокую культуру и цивилизацию, может, несмотря на свою грамматическую сложность, стать фактором культурного развития.

В настоящее время в некотором смысле произошло возвращение буддизма на свою историческую родину. Несмотря на драматизм ситуации, бегство Далай-ламы вместе со своими последователями из Тибета, водворение его в Индии, а также воссоздание буддийских монастырей и институтов на индийской земле являются своеобразным этапом в современном развитии буддизма. Идеи Будды остаются актуальными и живыми и в настоящее время. Ю.Н. Рерих отмечал, что «буддизм, будучи правильно воспринятым, обнаруживает замечательное родство с современной мыслью. В сфере чисто философской мысли - это утверждение единства Сознания и Материи, или Энергии и Материи (выраженные в формуле "нама-рупа"), в сфере социальной этики - служение человечеству как единому целому и духовный подъем масс» [Рерих Ю.Н., 2002, с. 10]. Наличие в буддийской философии необходимых для будущего развития принципов, а также взгляд на человечество как единую общину мира ставят буддизм в особое положение среди всех других религиозно-философских учений. Именно в буддизме, как считал Рерих, воплощен тот синтез знания и этики, который так необходим сейчас миру.

Для Юрия Николаевича глубокий интерес к буддизму в семье его родителей во многом определил выбор его научных устремлений. Он изучал тибетский и монгольский буддизм и написал ряд научных трудов по этой тематике. Кроме того, Юрий хорошо знал тибетский и монгольский языки, а также многие тибетские наречия, что очень помогало проведению экспедиционных изысканий. Н.К. Рерих так пишет об этом в

7*

Рис. 2. Статуя ботхисаттвы Майтрейи возле Мульбекха

своем дневнике: "Как прекрасно, что Юрий знает все нужные тибетские наречия. Только без переводчика люди здесь будут говорить о духовных вещах" [Рерих Н.К., 1999, с. 143].

Буддийское царство Ладакха начинается с огромной каменной фигуры ботхисаттвы Майтрейи у дороги возле населенного пункта под названием Мульбекх (Ми1ЪекЪ).

Майтрейя из Мульбекха - это прекрасный образец средневековой индуистской скульптуры. Майтрейя изображен стоящим, высотой более 6 м, обла

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком