научная статья по теме Ю.В. КУДРИНА. МАРИЯ ФЕДОРОВНА. М.: ИЗД-ВО МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ, 2009, 528 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «Ю.В. КУДРИНА. МАРИЯ ФЕДОРОВНА. М.: ИЗД-ВО МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ, 2009, 528 С»

Ю.В. Кудрина. МАРИЯ ФЕДОРОВНА. М.: изд-во "Молодая гвардия", 2009, 528 с.

Автор рассматриваемой книги ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории к.и.н. Ю.В. Кудрина получила известность как вдумчивый и кропотливый исследователь жизни и деятельности российского императора Александра III, а также его супруги императрицы Марии Федоровны.

Хотя книга вышла в серии "Жизнь замечательных людей", это настоящая научная монография, изобилующая выдержками из источников, значительная часть которых введена в научный оборот именно автором книги. Каждое сколько-нибудь значимое умозаключение Ю.В. Кудрина подтверждает подробными цитатами из дневников, писем, мемуаров или делопроизводственных документов. Отсюда -весьма значительный объем книги.

О масштабной исследовательской работе автора свидетельствует список архивных фондов, использованных ею при подготовке монографии. Этот перечень является частью библиографического приложения к книге, и в нем - надо подчеркнуть! - значатся, помимо российских - Государственного архива Российской Федерации и Архива внешней политики Российской Федерации, - Государственный архив Дании, Архив министерства иностранных дел Дании, а также частное собрание документов Х. Скавениуса, хранящееся в копенгагенской Королевской библиотеке. Обилие архивного материала, впервые использованного Ю.В. Кудриной, придает ее книге академическую солидность. Достоинством книги является также то, что в ней опубликованы редкие фотоматериалы, связанные с датским периодом в биографии вдовы Александра III.

Монография проникнута духом подчеркнуто уважительного отношения к личности Марии Федоровны как одной из выдающихся представительниц императорского дома Романовых.

Ю.В. Кудриной удалось показать, что датская принцесса, изначально предназначавшаяся в жены другому великому князю, мало того, что с достоинством и любовью провела брачные годы с супругом, государем Александром Александровичем, но еще и привязалась к России, в полной мере осознала свой монарший долг по отношению к нашей стране. Накануне отъезда из Дании в Россию юная принцесса написала императору Александру II "Я прошу Господа, чтобы он всегда был рядом при выполнении моих обязанностей и чтобы я стала достойна той любви к моей новой Родине, которую я уже нежно люблю" (с. 50). С годами жизни в

России Мария Федоровна все более усваивала русский дух, привычки и обычаи страны и все более становилась человеком православного мироощущения. Высокое религиозное чувство, которым Дагмар прониклась на русской земле, стало неотъемлемой сущностью ее натуры, а Россия стала ее второй родиной. "Можно более чем гордиться от сознания, что принадлежишь к такому великому и прекрасному народу", -напишет она много лет спустя в письме сыну Георгию. (с. 7). Она стал русской императрицей не только по титулу, но и душой.

Значительную ценность представляет фактический материал, собранный автором по благотворительной деятельности Марии Федоровны. Государыня встала во главе ведомства императрицы Марии, патронировавшего богадельни, учебные и медицинские заведения, приюты и т.п. Руководство им предполагало обширную общественную деятельность. Неся на себе весь этот груз, Мария Федоровна также выделила в личном бюджете специальную статью для ежемесячной раздачи по прошениям, поступавшим на ее имя. Она стала попечительницей многих монастырей и продолжила дело мужа, приобретавшего полотна отечественных художников для Русского музея. Как пишет Ю.В. Кудрина, памятная книга вдовствующей императрицы за 1916 г. свидетельствует, что из ее личного бюджета "40 процентов... в сумме 88 тысяч рублей шли на филантропические цели". Именно из этих денег "осуществлялось финансирование и содержание пансионеров в разного рода благотворительных заведениях, а также отпускались средства на воспитание детей - 30 тысяч рублей ежегодно". (с. 139). Кроме того, из денежного фонда императрицы выплачивались различного рода стипендии. Крупные суммы шли просто на раздачу беднякам. Можно констатировать, что для российской благотворительности последней трети XIX - начала XX столетия Мария Федоровна -ключевая фигура.

В благотворительной роли Мария Федоровна прослужила стране много лет, де-факто являясь, помимо своего монаршего статуса, еще и весьма высокопоставленным, дельным и энергичным чиновником.

Прикипев к России, Мария Федоровна тяжело принимала решение об эмиграции: "Сердце разрывается покидать любимую страну" (с. 456.). Однако несчастливые обстоятельства в конце концов принудили ее к этому. Вынужденно покинув Россию, Мария Федоровна, тем не менее, сохранила связи с русским народом.

Ю.В. Кудрина показала, до какой степени Мария Федоровна стала центром притяжения русской эмиграции в Европе после революции и Гражданской войны, сколь значительным авторитетом вдовствующая императрица пользовалась в этой среде в 1920-1930-х годах. Особенно важно, что ее присутствие в Дании и ее позиция помогли спасти от передачи большевикам православный храм благоверного князя Александра Невского на Бредгаде, построенный в 1883 г. не только на государственные средства, но и на личные деньги российской императорской семьи.

Вместе с тем самое доброе и почтительное отношение к своей "героине" не вызвало у автора стремления сделать только лишь "парадный", "глянцевитый портрет". Из книги читатель в подробностях узнает, в чем заключалась разница вкусов и предпочтений Марии Федо-

ровны и ее мужа-императора, сколь значительное влияние оказывала она на сына Николая в период его царствования, а также о "конфликтной зоне" в ее отношениях с женой сына, императрицей Александрой Федоровной. В работе на документальной основе, показано резко отрицательное отношение Марии Федоровны к манифесту о принятии великим князем Кириллом Владимировичем императорского титула.

Можно констатировать: издание, осуществленное в серии "Жизнь замечательных людей", стало не только важным просветительским шагом в отношении истории дома Романовых, но и крупным вкладом в профессиональную историческую науку.

Д.М. Володихин, доктор исторических наук, доцент исторического факультета МГУ

А.А. Орлов. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА В ПРОЕКТАХ "ВЕЧНОГО МИРА" ПЕРИОДА НОВОГО ВРЕМЕНИ. Учебное пособие. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011, 142 с.

Современный мировой политической кризис заставляет человечество искать возможности установления такого равновесия сил, при котором было бы сохранено единство государств без ущемления их прав и национальных особенностей. В данной связи важное значение приобретает опыт решения этой проблемы, накопленный в предыдущие исторические эпохи. Этой теме посвящено учебное пособие профессора кафедры зарубежной истории Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) им. М.А. Шолохова д.и.н. А.А. Орлова. Автор поставил перед собой цель на основе анализа источников, опубликованных в сборнике "Трактаты о вечном мире" (СПб., 2003) показать процесс постепенного (с XV по начало XIX в.) накопления политических, юридических и идеологических представлений, определивших планы, решения и действия европейских политиков в первой половине XIX столетия (с. 7).

Учебное пособие состоит из семи тем. Каждая тема сопровождается перечнем вопросов для самоконтроля знаний студентов. В конце учебного пособия приведен список источников и дополнительной литературы.

Первая тема посвящена отражению идеи "естественного права" в "Трактате об установлении мира в мире христианском", который был составлен по приказу чешского короля Иржи Подебрада в 1464 г. В отличие от других исследователей А.А. Орлов отказывает этому проекту в праве называться проектом "вечно-

го мира". Ценность "Трактата..." автор видит в другом. Данный документ был одним из первых, официально признавших необходимость замены устаревшего феодального права (права сильного) "естественным правом" (с. 20).

Во второй теме учебного пособия изложена концепция христианского единства знаменитого ученого-гуманиста Эразма Роттердамского. Эта концепция реконструирована при анализе трактата "Жалоба Мира" (1517 г.). Историк называет проект Эразма в целом утопичным и идеалистическим. Однако он обращает особое внимание на его мысль "о необходимости широкой общественной поддержки мудрых правителей, стремящихся всеми силами избежать войны" (с. 33).

Третья тема содержит анализ проблемы международной торговли как главного условия установления "вечного мира" в трактате Э. Крюсе "Новый Киней..." (1623 г.). В лице Крюсе А.А. Орлов видит представителя французской буржуазии, пытающегося привлечь внимание власти к решению важнейших проблем экономики Франции. Для автора трактат Крюсе интересен еще и редкой возможностью представить себе основные проблемы, начинавшие тревожить (а, значит, побуждать к поискам выхода из кризиса) европейское общество первой трети XVII в. (с. 50).

Четвертая тема посвящена оценке представлений одного из лидеров английских квакеров У. Пенна и лондонского юриста Дж. Бентама о справедливом мировом устройстве. Автор счи-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком