научная статья по теме ЮЖНЫЙ ТЕМЕНОС ОЛЬВИИ ПОНТИЙСКОЙ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЮЖНЫЙ ТЕМЕНОС ОЛЬВИИ ПОНТИЙСКОЙ (ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ)»



© 2015 г. Вестник древней истории

2015, № 2, с. 6-21

А. В. Буйских

ЮЖНЫЙ ТЕМЕНОС ОЛЬВИИ ПОНТИЙСКОЙ

(Предварительные итоги изучения)

Статья посвящена предварительным итогам исследования нового сакрального участка в юго-восточной части Ольвии. Комплексный анализ археологических материалов позволил выделить два разновременных святилища Афродиты. В них открыты остатки культовых сооружений - храмы, алтарь-эсхара, ботросы позднеархаического и классического времени.

Ключевые слова: Ольвия Понтийская, Афродита, теменос, храм, алтарь, ботрос.

Ольвия Понтийская уже давно выделяется на фоне остальных античных городов Причерноморского региона наличием двух теменосов с остатками разновременных храмов и множеством разнообразных алтарей. Они расположены в центральной части Верхнего города и разделены Главной улицей. В этих теменосах находились не только храмы главных полисных богов и алтари, но и небольшие святилища многих других божеств. В связи с этим теменосы получили условное наименование - Восточный и Западный - по расположению их на местности1. Восточный теменос (он имеет также название Центральный)2 начал формироваться с третьей четверти VI в. до н.э. и был связан с почитанием Аполлона Дельфиния - верховного покровителя Ольвийского полиса3. На территории этого сакрального участка находились также святилища Зевса, а в более раннее время - Зевса и Афины. Исследованный позднее, но более ранний по времени второй (Западный) теменос был посвящен преимущественно Аполлону Иетросу и Матери богов, рядом со святилищами которых находились меньшие по размерам святилища Диоскуров, Гермеса и Афродиты, а также отдельно стоящее святилище Афродиты и ряда анонимных божеств4. По уточненным датировкам ранней керамики этот теменос возник не позднее рубежа VП-VI вв. до н.э., одновременно с основанием Ольвии5.

Буйских Алла Валерьевна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии НАН Украины.

1 Подробнее см. Русяева 1991, 123; 2005, 125-126.

2 Карасев 1964, 27 сл.; Леви 1985, 65-88.

3 Карасев 1964, 32-34; Леви 1985, 65-76.

4 Русяева 1991, 123-138; 2006б, 16 сл.

5 Автор раскопок полагала, что этот теменос начал функционировать в первой четверти VI в. до н.э. (Русяева 2006б, 18). В настоящее время начало ритуальных действий и, со-

Оба теменоса сосуществовали на протяжении всего догетского периода истории Ольвии и были тесно связаны с религиозно-общественной и политической деятельностью полиса6. Они занимали около 1 га городской площади (из них не менее 0,4 га - Западный, 0,35 га - Восточный в его предположительно прослеженных границах). По предположению А.С. Русяевой, они представляли собой единую сакральную зону, выделенную при размежевке будущего города в соответствии с колонизационной практикой7. Их территории не были заняты жилыми домами ни в раннее, ни в более позднее время. Полуземлянки, открытые здесь, использовались во время строительства культовых сооружений и при обслуживании святилищ, как и мастерские для изготовления разных категорий вотивных приношений, существовавшие в их оградах8.

В историографии Ольвии периодически ставился вопрос о еще одном культовом участке в южной части города, под римской цитаделью. Причем эти предположения высказывались задолго до открытия Западного теменоса9. Но интерпретация строительных остатков, выявленных здесь Б.В. Фармаковским в 1906 и 1924 гг. и атрибутированных им как принадлежащих храму Аполлона Простата II-III вв. и храму, находившемуся здесь в «греческое время», позднее вызвала сомнение10. Объект, которому была дана столь ответственная атрибуция, был раскрыт Б.В. Фар-маковским лишь частично и зафиксирован в недостаточной степени, что не дало возможности осуществить даже приблизительную реконструкцию его плана. Тем не менее археологические находки, сделанные тогда же на этом участке, безусловно, связаны с культовым строительством и культовой практикой. Они относятся в основном к позднеархаическому времени. Это мраморная угловая волюта алтаря 520-510 гг. до н.э., привезенная, скорее всего, из Милета, фрагмент мраморной скульптуры куроса, расписная архитектурная терракота, аналогичная найденной в массовом количестве в Западном теменосе11. Однако с течением времени из-за отсутствия новых данных вопрос о святилищах в южной части Ольвии перестал ставиться.

В связи со сказанным чрезвычайно интересно, что тезис о еще одном сакральном участке неожиданно получил новое содержание в начале нового столетия раскопок на городище. Здесь Ольвийской археологической экспедицией Института археологии НАН Украины в течение последних 15 лет исследовались разновременные и разнородные объекты, на основании которых только в 2013 г. оказалось возможным составить представление о цельном строительном комплексе. Это прежде всего яма, выявленная в 2000 г., материалы оттуда содержат посвятительные граффити Афродите и ряд других находок, связанных с ее культом. Они позволили В.В. Крапивиной интерпретировать яму в качестве ботроса и высказать предпо-

ответственно, возникновение теменоса уточнено на основании анализа находок наиболее ранней привозной керамики (Буйских 2013а, 223-225; 20136, 28-29).

6 Подробнее с литературой вопроса см. Кошуаеуа 2010, 63-83.

7 Русяева 2006а, 8; Крыжицкий, Русяева 2006, 259.

8 Леви 1985, 81-85; Русяева 2006в, 84-94.

9 Скуднова 1959, 254-255.

10 Об интерпретации строительных остатков как принадлежащих храму см. Фармаков-ский 1909, 11-14; 1924-1925, 156-161; аргументы против: Крыжицкий 1985, 161-162.

11 Скуднова 1959, 248 сл. Рис. 1-4, 8-9, 10, 15. Современные интерпретация и датировка волюты: Ви^кеИ 2010, 25. Та£ 17; 126, 3-4; архитектурной терракоты: Крыжицкий, Русяева, Назарчук 2006, 100 сл.; культовой скульптуры: Русяева 1987, 154-155. Рис. 47, 2.

ложение, что в южной части Ольвии функционировало святилище этой богини12. При изучении культа Афродиты, которую ольвиополиты наделили множеством эпиклез, А.С. Русяева отмечала, что ее святилище было устроено в возвышенной юго-восточной части города13. Однако археологически оно не было локализовано. Дальнейшие исследования, повлекшие за собой анализ итогов работ предыдущих лет, позволили определить точное местоположение святилища этой богини и установить основные периоды его функционирования.

Третий культовый участок Ольвии - Южный теменос - расположен в ее юго-восточной части, в самой высокой точке городища, откуда открывается обширная панорама территории, где русла Гипаниса и Борисфена сливаются друг с другом. Культовые сооружения здесь служили не только основными композиционными доминантами святилища, но и своеобразными маяками, указывавшими направление к ольвийской гавани. Такой выбор места для храмов и святилищ в прибрежных районах соответствовал строительной практике, общепринятой в античную эпоху. Но в отличие от теменосов в центральной части городища, место для культового участка на юге не было зафиксировано при первоначальной размежевке территории Ольвии. Вся верхняя терраса использовалась для массовой жилой и хозяйственной застройки, частично углубленной в материк. К настоящему времени таких объектов здесь открыто более тридцати. Это однокамерные сооружения площадью около 8,5-12 м2, глубиной до 0,5-0,7 м, иногда до 0,2 м. Наиболее ранние из них появляются в первой половине VI в. до н.э., а засыпь всех объектов была осуществлена до рубежа VI-V вв. до н.э.14 Одновременное прекращение существования ранних углубленных сооружений наряду с мусорными ямами прослеживается на площади около 500 м2. Здесь и возникло раннее святилище (рис. 1, I).

Для его строительства выбрали край террасы, плавно понижавшийся к югу и востоку. При устройстве ровной площадки под храм пришлось подрезать материковый склон на 0,3-0,6 м. Фундаменты были впущены в материковые траншеи, поскольку храм своей восточной частью, несмотря на предварительную нивелировку поверхности, перекрыл более ранние объекты. Сооружение, ориентированное главным фасадом строго на восток, представляло собой в плане вытянутый прямоугольник (сохранившиеся размеры 4,2 х 8,5 м; рис. 1, 1). Сохранность строительных остатков позволяет предположить, что это был храм в антах, построенный в сырцово-каменной технике. Об этом свидетельствует почти полностью сохранившийся фундамент западной стены из сырцового кирпича без каменного цоколя. Северная стена прослежена по траншее поздней выборки в материке, а от южной стены фундамент из обработанных полигональных в плане известняковых плит сохранился лишь частично. Восточная стена полностью уничтожена мусорными ямами III в. н.э. В ее северной части прослежена выборка, зафиксировавшая направление, скорее всего, перпендикулярной стены, отделявшей наос от прона-оса15. Дневная поверхность внутри храма, за исключением небольшого фрагмента в западной части, не сохранилась вследствие активной строительной деятельности в первые века нашей эры. Уровень пола был вымощен плотно уложенными сырцовыми кирпичами и их обломками из однородной светлой глины. С севера к

12 Крапивина 2002, 24-29; 2006, 188-198; 2007, 188 сл.; 2010, 43-44; 2012, 239 сл.; КгарМпа 2010, 148-154.

13 Русяева 2001, 20-22; 2005, 296-300.

14 Буйских 2012, 48 сл.

15 Нельзя, впрочем, полностью исключать возможность интерпретации этого сооружения не как храма.

храму примыкала улица шириной 3,5 м, выровненная на уровне древнего гумуса промазками из сырцовой глины и обломками аналогичных по цвету и структуре сырцовых кирпичей. Возможно, с этой улицы и был вход на территорию святилища, и он непосредственно вел в храм. Скорее всего, судя по понижению уровня древнего гумуса к востоку, он имел вид плавного пандуса.

Интерпретация описанного сооружения как культового, помимо его ориентации на местности, планировочных особенностей и строительной техники, стала возможной благодаря открытию другого объекта, расположенного в 16 м к югу (№ 413). Большое цилиндрическое в сечении углубление диаметром около 4,5 м было выкопано на месте резкого понижения склона к востоку (рис. 1, 2). Оно достигало глубины 4 м по западному борту и 2,5 м - по восточному. Его заполнение

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком