научная статья по теме ЗАГАДКА ''ДИНАСТИИ СЯ'' И СИМВОЛИКА СЕЛЬСКОХО- ЗЯЙСТВЕННОГО ЦИКЛА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗАГАДКА ''ДИНАСТИИ СЯ'' И СИМВОЛИКА СЕЛЬСКОХО- ЗЯЙСТВЕННОГО ЦИКЛА»

Загадка "династии Ся'' и символика сельскохозяйственного цикла

© 2009 Н. Мартыненко

В статье показана связь этимологии иероглифа ся, обозначающего древнее самоназвание китайцев и имя легендарной первой китайской династии, с подсечно-огневым способом земледелия и древним сельскохозяйственным календарем. Эта связь, по мнению автора, во многом объясняет логику культурного сознания, выработавшего традиционные версии древней истории Китая, которые ученые КНР стремятся подкрепить результатами археологических и текстологических изысканий. Ключевые слова: династия Ся, лунно-солнечный календарь, китайская иероглифика, подсечно-огневое земледелие.

В 1996 г. в КНР на государственном уровне была инициирована серия широкомасштабных исследований, получившая название "Проект хронологии [династий] Ся — Шан — Чжоу'' ("Ся Шан Чжоу дуань дай гунчэн''). Целью проекта было уточнение датировок и периодизации истории Китая с конца III тысячелетия до н.э. до середины III в. до н.э. На протяжении почти пяти лет более 170 экспертов в области истории, палеографии, археологии, астрономии, радиокарбонного датирования проводили исследования в рамках девяти направлений, которые включали 44 темы1. Китайскому научному сообществу предложено опираться на хронологические рамки, понятия и концепции, уточненные и выработанные в ходе осуществления указанного проекта2. Органичным его продолжением стала исследовательская программа, разработанная "Центром изучения цивилизации'', созданным в 1999 г. под эгидой факультета археологии Пекинского университета. Она состоит из 11 тем и предполагает дальнейшее изучение поселений городского типа культур позднего неолита типа Луншань (луншаноидных), неолитических поселений в южной части пров. Шаньси и на севере пров. Хэнань.

Специфика названных проектов заключается, в частности, в том, что они предполагают использование традиционной китайской историографической модели. В том числе в исторический контекст вводится эпоха "Пяти первопредков'' (У ди), именуемых в западной науке "культурными героями''. Этой эпохе посвящен начальный раздел первого китайского историографического свода "Ши цзи'' ("Исторические записки'', конец I — начало II в. до н.э.), носящий название "У ди бэнь цзи'' ("Основные записи о Пяти первопредках''). На смену данному периоду, по представлениям китайских историографов, пришла эра правления династий-чао, первая из которых — династия Ся — на Западе считается мифической. Между тем проект "Центра изучения цивилизаций'' прямо предполагает исследование поселений, датирующихся временем правления династии Ся. Указанные пе-

Мартыненко Николай Петрович, доктор философских наук, руководитель группы информационной поддержки Дирекции информационного вещания ОАО ''Телекомпания НТВ''. Тел. 8(495) 786-10-96.

риоды охватывают те этапы социального и политического развития, к которым принято применять такие термины, как "трибализация" (от лат. 1пЪа — "племя") и "вождизм" ("сЫе£ёот")3.

Проект "Центра изучения цивилизации'' призван проверить свидетельства древнекитайской историографической традиции, правдивость излагаемых в ее рамках сведений о ранней истории китайской цивилизации4.

Фактически идет речь о целенаправленном формировании официальной концепции истории нации.

В общекультурном сознании китайцев древние мифы и легенды давно переплелись с реальной историей событий. Этому способствовала эвгемеризация (историзация) мифа в традиционной историографии. Китайские мыслители со времен Конфуция стремились понять мифы и предания исторически, давая им рационалистическое толкование. Древние божества и культурные герои часто выступают как правители государств, а их помощники и окружение воспринимаются в качестве императорских сановников, хотя действие относится к настолько далекому времени, что для него трудно представить наличие подобной государственной иерархии. На территории КНР до сих пор сохранились храмы и гробницы, в которых, согласно преданиям, покоятся останки легендарных героев. Яркое свидетельство тому — остающиеся до наших дней объектами поклонения усыпальницы легендарных Хуан-ди ("Желтого Императора'') и Великого Юя. Принципиальная новизна нынешней ситуации — подкрепление прежних культурных стереотипов авторитетом точного научного знания. В официальном издании "Чжунго лиши цзинянь бяо'' ("Хронология истории Китая'', 2001) история китайской государственности начинается с дат правления Хуан-ди (Сюань-юаня — 2697—2599 гг. до н.э.), а Великий Юй фигурирует как основатель первой в китайской истории династии Ся, правившей с 2207 по 1766 гг. до н.э.5

Результаты сопоставительного анализа данных письменной традиции и археологических исследований рассматриваются при этом как свидетельства за или против историчности сведений, изложенных в древнекитайских текстах. В данной связи делаются попытки отождествить некоторые останки протогород-ских поселений с известными из древнекитайских текстов столицами древних царств. Например, с главными районами, в которых протекала деятельность Ху-ан-ди, связываются руины Сишань и Гучэнчжай у г. Синьми (пров. Хэнань). Обнаруженное вблизи г. Линьфэнь уезда Сянфэнь пров. Шаньси поселение городского типа идентифицировано как столица упоминавшегося в памятниках царства, основанного "совершенномудрым" правителем Яо (традиционная версия — XXIV—XXIII вв. до н.э.). В качестве самого раннего участка, иллюстрирующего наступление эпохи правления династии Ся, рассматривается стоянка Вадянь у г. Ючжоу в пров. Хэнань. В стоянке Ванчэнган близ уездного центра Хэнани г. Дэн-фэна китайские ученые видят Янчэн — столицу Великого Юя, а стоянку в Синь-чжай у г. Синьми полагают местом расположения Хуантай, столицы сына Великого Юя — Ци, ставшего первым наследственным правителем династии Ся6. Результаты археологических исследований должны подкреплять свидетельства древнекитайской письменной традиции, сохранившей самобытную концепцию истории.

Эта задача отражает специфику культурно-идеологической ситуации, складывающейся в нынешнем Китае. Однако использование для историописания хронографических моделей, содержащих явно "доисторические" или мифологические включения, отнюдь не является изобретением китайцев. Временная шка-

ла, апеллирующая к легендарным правителям или героям древности, — распространенное явление для многих культур, ведущих отсчет своей истории от неких событий или лиц. В этом ряду можно назвать даты правления древнейшего фараона Египта, династий древнейшей Вавилонии, основания Рима и т.п. В современном мире самой распространенной точкой отсчета Новой эры выступает год Рождества Христова, принимаемый в качестве хронологического рубежа подавляющим большинством людей независимо от их воззрений на христианское предание.

В этой связи спор о реальности легендарных китайских первопредков и правителей правомерно уподобить выяснению даты рождения Иисуса Христа: возможно, существенное для части богословов и историков церкви, оно вряд способно повлиять на сложившуюся культурную практику. Что же касается следов ранней и поздней мифологии, то их можно обнаружить в любой историографии, и китайская не является исключением.

Предметом обсуждения здесь может и должно быть то, что позволяет выявить закономерности отражения исторической реальности в причудливой мифологической гиперболе. Например, то, какие именно смыслы носили понятия традиционной китайской историографии — такие как у ди (''пять первопред-ков'') и прочие — в разные периоды. В архаическую эпоху указанное понятие могло иметь один смысл, в текстах II тысячелетия до н.э. — несколько иной, в памятниках конца I тысячелетия до н.э. — уже существенно другой. Сведения, сохранявшиеся в доциньских текстах, во времена династии Хань могли быть переосмыслены и введены в новый исторический контекст7.

Рассмотрим данную проблему на примере понятия, обозначаемого иероглифом ся. Он фиксирует, в частности, древнее самоназвание китайцев. Чжун ся и хуа ся называли себя насельники древней центральной культурной зоны Китая в I тысячелетии до н.э. Эти понятия стали синонимичными понятию чжунго-жэнь — ''люди срединных царств'', затем, в имперский период, — ''люди срединного государства''; до сих пор данные этнонимы являются самоназваниями китайской культурной общности. Иероглиф ся стал и обозначением династии, традиционно считающейся первой в истории Китая.

Тот же иероглиф использован в названии традиционного лунно-солнечного календаря — Ся ли, в течение тысячелетий задававшего ежегодный цикл государственных ритуалов, сельскохозяйственных работ и являвшегося одной из основ китайской культуры. Первое, что рекомендовал Конфуций ученику Янь Юаня, вопрошавшему о том, как следует управлять государством: ''Введи календарь Ся'' (''Лунь юй''. XV.10). Помимо этого, иероглиф ся применяется для обозначения жаркого времени года — лета. Сочетание знаков ся чжэн — ''установление ся'' обозначает первый месяц по традиционному календарю. Календарь Ся сяо чжэн (''Малое установление Ся'') — это самая ранняя из письменно зафиксированных китайских систем счисления времени. До нашего времени он дошел в одноименной главе в составе текста ''Да Дай ли цзи'' (''Записки о ритуале Старшего Дая'')8: там содержатся сведения о разделении года на 12 месяцев с учетом кругового движения созвездия Ковша (Большой медведицы) и положения созвездий, приведены сведения климатического и фенологического характера, записи о календарных занятиях и деяниях власти, соответствующих каждому месяцу года9. В ''Ши цзи'' говорится о том, что Кун-цзы (Конфуций) ''выправил [исчисление] сезонов Ся, многие ученые истолковывали календарь Ся сяо чжэн"10.

В своих древнейших формах, представленных в надписях на костях (конец II тысячелетия до н.э.), иероглиф ся изображал человека, держащего в одной

руке топор ^(верхний элемент — "глаз с ресницами" — символизирует голову).

В дальнейшем в надписях на бронзовых сосудах^ и в надписях в стиле чжуанъ иероглиф видоизменился, но здесь еще сохранялись элементы первоначальной формы, в совокупности изображавшие стоящего человека, две руки и топор. В дальнейшем начерта

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком