научная статья по теме ЗАГАДКА ОРФОГРАФИИ Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ЗАГАДКА ОРФОГРАФИИ»

речи словесную «вязь», является одним из компонентов художественного смысла поэтического текста.

ЛИТЕРАТУРА

Березин ФМ., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М., 1979.

Гаспаров М.Л. Фоника // Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1989.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. - М., 1986.

Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. - М., 2003.

Маринова Е.В., Шлыкова О.В. Проблема изучения анаграммы в творчестве Владимира Набокова // Язык. Речь. Речевая деятельность. Межвуз. сб. науч. тр. - Нижний Новгород, 2007. - Вып. 7.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - М., 1999.

Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: подступы к Хлебникову Ц Якобсон Р. Работы по поэтике. -М., 1987.

О.М. ЧУПАШЕВА

Ижевск

Загадка орфографии

В заметке рассматривается употребление прописной буквы внутри предложения в стихотворных текстах.

Ключевые слова: границы предложения; письменное оформление текста; рифма; ритм; цитирование.

Читая стихи, нельзя не обратить внимание на одну из особенностей письменного оформления многих текстов -прописные (большие) буквы в начале каждой строки.

Использование прописных или строчных букв регламентируется правилами правописания; см., например, «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» [Прави-ла...2007]. Конечно, в поэтических текстах в соответствии с правилами с прописной буквы пишут первое слово после точки в каждом новом предложении, а также собственные имена людей, животных, мифологических существ, географические, астрономические названия, названия исторических эпох, событий и т.п. Вместе с тем нередко прописная буква используется при написании первых слов каждой строки стихотворения вне зависимости от границ предложения - после точки или внутри предложения.

Рассмотрим последний случай.

Читаем М. Ю. Лермонтова:

Чупашева Ольга Михайловна, доктор фи-лол. наук, профессор Ин-та повышения квалификации и переподготовки работников образования. E-mail: dglaol@mail.ru

Вверху одна Горит звезда, Мой ум она Манит всегда, Мои мечты Она влечет И с высоты Меня зовет!

(«Звезда»).

Читаем Б. Пастернака:

Давай ронять слова, Как сад - янтарь и цедру, Рассеянно и щедро, Едва, едва, едва.

(«Давай ронять слова...»).

Не ошибка ли здесь - большие буквы? Ведь в прозаических текстах такого не наблюдается.

Действительно, письменное оформление поэтического текста отличается от письменного оформления прозаического текста. Прозаический текст записывается в строку, прописная буква избирается с учетом границ предложения, обозначаемых точкой, и только первое слово нового предложения пишется с большой буквы. Оформление и запись стихотворного текста отражает его специфическое строение.

S6

Стих в литературоведении определяется как «речь, разделенная на соизмеримые и соотносимые между собой небольшие отрезки, симметричные по звучанию, со строго заданными паузами, в результате чего возникает определенный стихотворный ритм, который графически передается делением на строки» [Белокурова 2007: 173]. Напомним: ритм - это упорядоченность звукового строя стихотворной речи, а рифма отмечает границы стихотворных строк и связывает их между собой [Там же: 146, 148]. При чтении поэтического текста переход от строки к строке сопровождается паузами. Как подчеркивает А. Карпов, и значение, и звучание слова «определяет большую по сравнению с прозой художественную емкость (стиха. -О.Ч.у» [Словарь... 1974: 379].

Прозаическая речь не имеет устойчивой ритмической модели, она свободная. Конечно, и она не исключает ритма, но, будучи нерифмованной, она производит впечатление естественно текущей речи. Ритм и рифма стихотворения подчеркиваются, «углубляются» большой буквой в начале каждой строки, акцентирующей вместе с тем и смысл строки. Все это выполняет определенную эстетическую функцию, усиливает эмоциональность, выразительность произведения.

Заметим, однако, что прописная буква в рассматриваемой позиции не единственный способ оформления поэтического текста: поэты используют большую букву в соответствии с правилами, в том числе и на границе предложений после точки. Вот примеры.

У В. Набокова:

Что нужно сердцу моему, чтоб быть счастливым? Так немного... Люблю зверей, деревья, Бога, и в полдень луч, и в полночь тьму.

(«Что нужно сердцу моему.»);

у Б. Ахмадулиной:

...Сентябрь, не отводи твое крыло, твое крыло оранжевого цвета. Отсрочь твое последнее число и подари мне промедленье это.

(«Сентябрь, не отводи твое крыло...»).

Использовать или не использовать прописную букву в рассматриваемой пози-

ции - выбор автора, и, подчеркнем, мы не можем игнорировать этот выбор, более того, не вправе заменять прописную букву строчной.

Отметим еще один вариант графического оформления стихотворного текста -отсутствие как прописных букв, так и знаков препинания. Примером может послужить стихотворение отечественного поэта, переводчика, комментатора В. Куллэ:

ничем я не рискую пытаясь в январе бумагу ледяную чернилами согреть не сочинять больнее да не с чего начать ладони леденеют бумага горяча

(«Ничем я не рискую...»).

Общая функция таких текстов - «создание нерасчлененного речевого комплекса <...> в результате в тексте возникает подвижное, текучее соположение как элементов разного ранга, так и различных планов, точек зрения, ракурсов изображения и восприятия» [Николина 2009: 287, 288]. Это поддерживается и отказом от прописных букв, заменой их строчными.

При цитировании, т.е. при включении стихотворения или его фрагмента в школьное сочинение, в научную статью -в любой письменный текст, необходимо сохранять авторскую строку, ее графическое оформление. Каким образом?

Возможны два варианта: либо, сохраняя членение на строки и строфы, записывать цитату, как в оригинале, вертикально, либо, записывая по горизонтали, по образцу прозаического текста, разделять строки косыми чертами - одной (/) или двумя (//). Тем самым отражается авторское членение поэтического текста и объясняется написание слов с прописной буквы внутри предложения. При выборе второго варианта приведенное выше стихотворение М.Ю. Лермонтова записывается следующим образом: «Вверху одна / Горит звезда, / Мой ум она / Манит всегда, / Мои мечты / Она влечет / И с высоты / Меня зовет!».

Или, скажем, приведенный выше фрагмент стихотворения Б. Пастернака в виде

57

цитаты оформляется так: «Давай ронять слова, // Как сад - янтарь и цедру, // Рассеянно и щедро, // Едва, едва, едва».

Аналогично - в заголовках произведений, содержащих стихотворные строки, например:

Л.А. Сугай. «И казался нам знаменем красным / Распластавшийся в небе язык» (Трагические пророчества Александра Блока).

А вот оформление как цитаты в любой позиции стихотворения В. Куллэ: «ничем я не рискую // пытаясь в январе // бумагу ледяную // чернилами согреть // не сочинять больнее // да не с чего начать // ладони леденеют // бумага горяча».

Итак, написание прописной буквы в начале каждой строки стихотворного текста в случаях, когда предложение еще не за-

кончено, т.е. без учета границ предложения, не является ошибочным. Это один из особых приемов графического оформления поэтического текста, служащий вместе с другими средствами созданию художественного образа.

ЛИТЕРАТУРА

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб., 2007.

Николина Н.А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы. - М., 2009.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. - М., 2007.

Словарь литературоведческих терминов / Ред.-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. - М., 1974.

ХРОНИКА

Роль и место журнала «Русский язык в школе» в формировании профессиональной культуры словесника

21 ноября 2014 г. на кафедре теории и практики преподавания русского языка и РКИ Института филологии и иностранных языков МПГУ состоялась Всероссийская препода-вательско-студенческая научно-методическая конференция «Роль и место научно-методического журнала "Русский язык в школе" в формировании профессиональной культуры словесника», посвященная 100-летию журнала.

В конференции приняли участие филологи, представлявшие как российские (МПГУ, МГПУ, МГЛИ, МФЮА и др.), так и зарубежные вузы (Китай, Хэйлунцзянский университет).

Работа конференции была организована по следующим направлениям: этапы в истории журнала «Русский язык в школе» и их отражение в научных обзорах; значение передовых статей журнала «Русский язык в школе» в профессиональной ориентации учителя-словесника; инновационность и творчество научно-методических публикаций как кредо журнала «Русский язык в школе»; обращение к истории методической науки: проблемный, персонифицированный и другие походы; лингводидактическая основа журнала «Русский язык в школе» и его роль в формировании профессиональной культуры словесника.

В выступлениях была ретроспективно освещена история становления старейшего отечественного научно-методического журнала «Русский язык в школе», основанного в августе 1914 г. в Ярославле учителем гимназии А.М. Лебедевым (1881—1953).

Молодые исследователи рассказали о рубриках журнала «Методика и опыт», «Методическая почта», «Методическое наследство», «Анализ художественного текста», «В мире слов» и др.

Участники и гости отметили незаменимую роль этого периодического издания в профессиональном становлении учителя-словесника, призвали способствовать популяризации журнала, воплощению в практику преподавания русского языка перспективных методических идей, отраженных на его страницах.

В.Д. Янченко, доктор педагогических наук, профессор МПГУ (Москва), Лю Цянь, аспирант МПГУ

SV

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком