научная статья по теме ЗАГАДОЧНЫЙ СЮЖЕТ ИЗ ЭТНОГРАФИИ КОРЯКОВ (ИСТОРИЯ ОДНОГО МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗАГАДОЧНЫЙ СЮЖЕТ ИЗ ЭТНОГРАФИИ КОРЯКОВ (ИСТОРИЯ ОДНОГО МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ)»

ЭО, 2013 г., № 6 © Л.Н. Хаховская

ЗАГАДОЧНЫЙ СЮЖЕТ ИЗ ЭТНОГРАФИИ КОРЯКОВ* (ИСТОРИЯ ОДНОГО МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ)**

Ключевые слова: коряки, село Верхний Парень, шаманский пояс, розетка, антропоморфное изображение, реинкарнация, половозрастной статус

Описан корякский шаманский пояс с антропоморфной розеткой необычной формы. Выявлены близкие художественные каноны в культурах северных аборигенных народов и аналогичные иконографии у северо-восточных палеоазиатов. На основании полевого исследования среди коряков с. Верхний Парень Северо-Эвенского р-на Магаданской обл. установлено соответствие данного изображения образу ребенка. В декоративно-прикладном искусстве коряков выявлено морфологически разработанное оформление половозрастного статуса антропоморфных изображений.

Коряки, автохтонные обитатели Северо-Востока России, в настоящее время населяют в основном Камчатский край и Магаданскую область. Традиционным мировоззрением этого народа является анимизм, а религиозной практикой - шаманство. Как принято считать, специальной шаманской одежды у коряков не было (Jochelson 1905: 48; Прокофьева 1971: 58; История... 1993: 116 и др.), однако мне неоднократно приходилось видеть шаманские кухлянки, перчатки, шапочки и пояса1 и даже приобретать их для музейных фондов (Хаховская 2012). Предлагаемый сюжет как раз проясняет значение интересного элемента шаманского облачения, проливая тем самым свет на некоторые аспекты социальных и ритуальных практик коряков.

Эта история началась осенью 2010 г., когда мне довелось увидеть изображение (фотографию) шаманского пояса коряков. Автор фотографии археолог И.Е. Воробей некоторое время кочевал с корякской оленеводческой бригадой № 7 муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ирбычан" в Северо-Эвенском р-не Магаданской обл. (бригада кочует в верховьях р. Большая Авланджа [приток р. Омо-лон] и бассейне р. Черная [приток р. Гижига]). Бригадир оленеводов Василий Иванович Толповал, 1966 г.р., оказался обладателем целого комплекса сакральных предметов, в том числе данного шаманского пояса. Пояс представляет собой длинную кожаную полосу, обернутую красной хлопчатобумажной тканью; на ткань с лицевой стороны нашит ряд плоских белых пластмассовых пуговиц, обрамленных двумя низками бусин (сверху) и двумя низками бисерин (снизу). Самое же замечательное заключается в центральной нашивке: это антропоморфная розетка из бисера (бисер укреплен на кожаной основе), причем морфология "человечка" весьма интересна (рис. 1).

Людмила Николаевна Хаховская - к.и.н., ведущий научный сотрудник лаборатории истории и археологии Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н.А. Шило ДВО РАН; e-mail: hahovskaya@neisri.ru; hahovskaya@mail.ru

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 11-01-18096е "Современное северное село: трансформации в этническом природопользовании".

** Приношу глубокую благодарность ведущему научному сотруднику Магаданского областного краеведческого музея (МОКМ) Игорю Евгеньевичу Воробью за предоставленные сведения, помощь и консультирование в ходе подготовки статьи.

Рис. 1. Фрагмент пояса шаманского корякского. Кожа оленья, ткань, пуговицы, бисер, бусы, нить сухожильная. Разм. не установлен. Владелец В.И. Толповал. Фото И.Е. Воробья

Бросается в глаза прежде всего круглое туловище в виде закручивающейся против часовой стрелки спирали из бисерин красного и желтого цвета, расположенных так, что они образуют шесть сегментов, симметричных по форме и цвету по трем осям. В качестве головы к розетке пришита белая пластмассовая бусина цилиндрической формы. Туловище и голова оконтурены серым стеклярусом; им же вышиты конечности. И если нижние конечности ничем не примечательны, то "ручки" сразу же привлекли внимание: очень уж необычными показались полуовальные верхние выступы вблизи их концов. Первая визуальная ассоциация - руки в рукавичках с оттопыренным большим пальцем - выглядела не слишком серьезной, но, как показали дальнейшие события, не слишком и далекой от истины.

Поскольку подобные детали прежде мне не встречались, возможно, тема не получила бы развития, если бы вскоре я не увидела этот необычный элемент у фигурки, вышитой на чукотском колчане (рис. 2а). Колчан, вместе с входящими в него двумя древками стрел, хранится в основном фонде МОКМ (инв. № 979/1-3). Согласно документам, экспонат поступил в 1962 г. от чукчи Етгеут из с. Ваеги Анадырского р-на Чукотского автономного (в то время национального) округа - местности, где обитают оленеводы. Обсуждаемое изображение вышито голубым шелком на верхней розетке колчана и представляет собой прямое туловище, переходящее в ножки-развилки, с ручками в виде горизонтальной перекладины, на которых вблизи концов вверх отходят короткие вертикальные отрезки-выступы. Данная фигурка - только часть общей композиции розетки (рис. 26), где центральное место занимают расходящиеся из круга в виде косого креста четыре луча с поперечными перекладинами, а на периферии расположены четыре зооморфные (два оленя и две собаки?) и две антропоморфные фигуры,

Рис. 2. Колчан чукотский с двумя древками стрел (а - общий вид, б - розетка). Дерево, мех олений, ровдуга оленья, камус олений, мех белька, кожа морского животного, подшейный волос оленя, нить шелковая и сухожильная. Разм. колчана - 81 х 17 см. Из фондов МОКМ

(инв. № 979/1-3). Фото МОКМ

причем лишь одна из них с ручными "отростками", а вторая существенно отличается и по другим признакам: она больше, руки лишь немного разведены в стороны, на ногах оформлены ступни. То есть автор вышивки явно придавал разное значение этим двум фигуркам, и загадочные выступы на руках были одной из деталей, маркирующей это различие.

Чукчи и коряки, в особенности оленные их подразделения, чрезвычайно близки и генетически, и культурно, поэтому данный изобразительный элемент конечно же не мог быть случайным совпадением, а отражал определенные социокультурные практики и воззрения. Но какие? Теперь уже я целенаправленно стала искать повторы в референтных и аналоги в сопредельных культурах. Оказалось, что у других северных аборигенных народов именно такой иконографический канон (горизонтально разведенные руки и короткие перпендикулярные выступы вблизи их концов только сверху) не встречается, однако имеются близкие мотивы (Иванов 1954), которые можно свести к четырем группам:

1. Какие-либо предметы (сабля, копье) или существа (дракон) в разведенных руках человекообразных фигур (удэгейцы).

2. Симметричные развилки на концах верхних конечностей антропо- и зооморфных фигур (манси, удэгейцы, эвены).

3. Растопыренные пальцы конечностей людей, животных и инфернальных существ (нанайцы, удэгейцы, кумандинцы, алтайцы).

4. Изогнутые вверх под прямым или тупым углом концы рук (манси, кеты, эвенки).

Отсутствие полных совпадений говорит об оригинальности рисунка, свойственного именно северо-восточным палеоазиатам. И действительно, искомые изображения, размещенные на разных предметах и выполненные в различной технике, мне удалось обнаружить только у коряков. Пока их совсем немного: бисерная вышивка на чехле для табакерки (Иванов 1954: 511, рис. 74) и кисете (AMNH: инв. № 70-3410); см. также (Jochelson 1908: 684, fig. 202, b; Иохельсон 1997: 129, рис. 88, б); меховая или

кожаная аппликация (?) на декоративном меховом коврике (AMNH: инв. № 70-3446); см. также (Jochelson 1908: 719, fig. 238; Иохельсон 1997: 177, рис. 165) и нитяная (?) вышивка на розетке погребального колчана (Горбачева 2004: 96, цветная вклейка [РЭМ, инв. № 8762-16504]). Последний случай особенно значим, так как относится к сакральной сфере, где можно уловить некоторые соответствия вследствие их осо-знаваемости в рамках самой референтной культуры, тогда как бытование явлений в повседневности размывает подобную рефлексию. Характерной чертой религиозных убеждений коряков (как и чукчей) была вера в возрождение умершего в его потомках, что обусловливало существование ряда погребальных и постнатальных обрядов, в том числе наделение покойного определенным набором предметов и узнавание имени новорожденного по движению гадального камня аняпеляку. Правда, я не смогла получить дополнительные подтверждения о колчане как традиционной принадлежности погребального инвентаря: современные полевые данные скорее говорят об обратном. Тем не менее, включение этого контекста в поиск оснований для интерпретации не могло не состояться, в том числе и по простой причине скудости этнографического материала по духовной культуре северо-восточных палеоазиатов и непрослеженности многих интересных линий.

Палеоазиатская автономность обсуждаемого сюжета особенно показательна на фоне наличия у коряков и чукчей всех вышеприведенных мотивов: они рисовали схематичных человечков и иные существа с развилками и изгибами на концах рук, с растопыренными пальцами, с предметами в руках (Jochelson 1905: 69, fig. 28; 93, fig. 40; Богораз 1939: 5, рис. 1; 8, рис. 2; 50, рис. 41 и др.). Таким образом, выявилась принадлежность "человечка с ручными отростками" культуре северо-восточных палеоазиатов, но суть дела не перестала быть менее загадочной. Что это за человечек? Держащий в обеих разведенных руках короткие предметы непременно вверх? Исполняющий с ними ритуал, танец? Но устойчивость канона все же говорила за более тесную связь "выступающего" атрибута с человечком, как если бы он был непременной принадлежностью последнего. Спонтанная версия "оттопыренного большого пальца" поэтому выглядела все более привлекательной, к тому же косвенным образом ее подкрепляли некоторые конкретные подробности реинкарнационных убеждений коряков: души возрождаемых предков мыслились висящими на ремнях в жилище Верховного Существа, а подвешены они именно за большой палец левой или правой руки (Jochelson 1905: 93, fig. 40), причем в некоторых случаях в виде развилки изображен и этот палец.

Итак, выявленные параллели позволили несколько приблизиться к решению вопроса, очертив границы интерпретации темой (воз)рождения. Вместе с тем обнаружились и затруднения

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком