научная статья по теме ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ФУНКЦИЯ МОРАЛИ В БОРЬБЕ ЗА ИСТИНУ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ФУНКЦИЯ МОРАЛИ В БОРЬБЕ ЗА ИСТИНУ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

ттшИтшгттттшшшмтмтшА

Барлыбаев Х. А.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ФУНКЦИЯ МОРАЛИ В БОРЬБЕ ЗА ИСТИНУ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Рассматриваются взаимосвязи и соотношение между моралью и законодательством как важнейшими элементами общественного сознания и инструментами социального управления. Трансцендентальная мораль как предмет философии выходит на реальную действительность через законодательство, являющееся предметом юридической науки. Законодательство служит наивысшей, конкретизированной и действенной функциональной формой морали, нацеленной на реализацию в обществе норм истины и справедливости. Даны определения указанных ценностей как общих категорий философии и юриспруденции. Раскрыты проблемы реализации истины и справедливости в российском обществе. Указано, что без надлежащего познания, освоения и реализации указанных ценностей человечество обречено на деградацию и преждевременное прекращение своей жизнедеятельности на Земле.

Ключевые слова: мораль, законодательство, философия, юриспруденция, истина, справедливость, ценности, антиценности.

Barlybaev Kh.A.

LEGISLATION AS FUNCTION OF MORALITY IN THE STRUGGLE FOR TRUTH AND JUSTICE

Барлыбаев X. A.

Interrelations and ratio between morals and the legislation as the most important elements of public consciousness and instruments of social management are considered. The transcendental morals as a subject of philosophy come to reality through the legislation which is a jurisprudence's subject. The legislation serves as the highest, concretized and effective functional form of the morals aimed at realization in the society of norms of truth and justice. Definitions of the specified values as general categories of philosophy and law are given. Problems of realization of truth and justice in the Russian society are opened. Pointed out that without appropriate knowledge, development and realization of these values the mankind is doomed to degradation and the premature termination of the activity on Earth.

Keywords: morals, legislation, philosophy, law, truth, justice, values, anti-values.

Исследование взаимосвязей и соотношения между моралью и законодательством исключительно важно для адекватного познания устройства общества и управления его развитием. Выдающийся немецкий философ И. Кант утверждал, что философия и наука по своей сути должны быть критичными ко всем жизненным явлениям. Из этой идеи вытекает, что объектами и предметами исследования для философии и науки в общественных отношениях должны быть анализ ценностей и антиценностей, их соотношения и взаимной борьбы. Подобно тому, как медицина изучает здоровый организм человека для лечения его телесных болезней, философия и социальные науки, в том числе и юриспруденция, должны анализировать структуру здорового общества, и одновременно исследовать, устанавливать диагноз и предлагать рецепты для избавления общества от антиценностей, излечения социальных и нравственных недугов человека и человечества. Как медицина не может называться таковой без лечения болезней человеческого организма, так и философия и юриспруденция не соответствуют своему предназначению без лечения социальных недугов. Исходя из этого можно судить о месте, роли и мере ответственности философии и юридической науки в условиях социальной «сердечной недостаточности» и морального «пре-дынсультного состояния» современной цивилизации. Научно-философский анализ специфики, сущности и содержания современных антиценностей особенно актуален в условиях ныне наблюдающегося морально-нравственного кризиса в обществе, когда людские пороки пышным цветом проявляются на страницах интернетовских форумов, в средствах массовой информации, в сфере политики, государственного управления, повседневной жизни и т.д.

Среди всех ценностей ключевыми и системообразующими ценностями, общим предметом и для философии, и для юридической науки являются истина и справедливость. Под истиной как главной интеллектуальной ценностью вкратце понимается интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей — определение, берущее начало

от Платона и Аристотеля, или иначе, соответствие философских и научных положений, а также повседневного знания некоторому критерию теоретической и эмпирической проверяемости. Справедливость представляет собой нравственный принцип, определяющий равенство и свободу людей в их взаимоотношениях между собой и с обществом, при которых мерой истинного равенства и свободы служат их заслуги и права на получение ими материальных или иных благ, а также на гарантию заслуженного наказания при нарушении законов в процессе обмена деятельностью в общественной жизни.

Истина и справедливость являются эмпирически неосязаемой и нематериализованной, количественно не измеряемой, никогда идеально не достижимой, но постоянно и неослабе-вающе манящей целью и мечтой людей. «Мораль в общественной жизни — то же самое, что воздух в жизни биологической, — пишет А. Гусейнов. — Когда она есть, ее не замечают и не ценят. Когда ее нет, все связи рушатся, общество гибнет»1. Истина и справедливость являются сугубо социальными, человеческими понятиями. В мире животных, растений, звезд и планет мораль отсутствует. А. Эйнштейн писал: «В морали нет ничего божественного, это исключительно человеческое изобретение»2. В этом контексте, очевидно, можно утверждать, что в часто употребляемом термине «социальная справедливость» определение «социальная» является излишней, ибо справедливость может быть только социальной, общественной, человеческой и никакой иной. Таким же образом можно гово-

Гусейнов А. А. Философские заметки // Философия — мысль и поступок. СПбГУП, 2012. С. 53. Он же остроумно отмечает: «Они на самом деле оказываются неизвестными величинами. Говоря иначе, на предмет этики нельзя указать пальцем». Гусейнов А. А. Введение. О предмете этики // Этика: Учебник. М., 2006. С. 5. Самое прекрасное, что только может выпасть нам на долю, — это тайна. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slon.ru/ books/samoe_prekrasnoe_chto_tolko_mozhet_vypast_nam_na_dolyu_ eto_tayna-923830.xhtml

1

2

Евразийский юридический журнал

№ 4 (83) 2015

рить «социальная мораль» или «социальный гуманизм». Возможно, имеет смысл выделять, кроме социальной, еще и политическую, экономическую или юридическую справедливость, но все они имеют социальное содержание. Поэтому термин «справедливость» является самодостаточным для определения всех возможных форм ее проявления.

Истина и справедливость в структуре ценностей занимают особое место. Они играют главенствующую роль среди всех интеллектуальных и моральных категорий на всех уровнях и во всех сферах индивидуальной и общественной деятельности, выступают как генетический код, системообразующие ценности в структуре интеллектуальных и морально-нравственных ценностей в обществе, критерием их состоятельности. «Справедливость, — утверждает Дж. Ролз, — это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина — первая добродетель систем мысли. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна. Подобным же образом законы и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированы или ликвидированы, если они несправедливы»3.

Стремление к истине и справедливости выступает важнейшей движущей силой как жизнедеятельности отдельных индивидуумов и их разновеликих сообществ, так и исторического процесса в целом. Под флагом борьбы за истину и справедливость происходят революции, ведутся войны, приносятся бесчисленные жертвы и самопожертвования, совершаются подвиги и преступления, организуются митинги и демонстрации. Во взаимоотношениях миллиардов людей в их повседневной жизни имеют место явления, которые могут быть оценены ими как истинные или ложные, справедливые или несправедливые с позиций существующего индивидуального и общественного интеллекта и морали. Исходя из собственной оценки указанного явления, тот или иной человек и социальный институт действует тем или иным образом: одобряет, протестует или остается равнодушным к данному явлению. Из подобного отношения человека к мириадам явлений, которые случаются с ним в его жизни, складываются его мировоззрение, идентичность, характер, образ жизни и, в конечном счете, его судьба. Кроме изложенного, в не меньшей, если не в большей, мере интенци-ональность истины и действие принципа справедливости проявляются в «латентной» форме, в качестве скрытого аттрактора, неосознанного, подсознательного и бессознательного поведения людей, когда они или знают, но об этом не думают, или даже вообще не знают, что такое истина и справедливость.

Во все времена в прошлом и сегодня, повсеместно в человеческом обществе происходит постоянная борьба истины с ложью и справедливости с несправедливостью. Реальные формы этой борьбы воплощаются в тех или иных, истинных или ложных, справедливых или несправедливых результатах всех социальных движений, современных демократических процедур, борьбы за свободу личности и права человека, за честные выборы, свободу слова, мнений и собраний, против войны и терроризма и т.д. Заклинания о необходимости воплощения в жизнь всех общечеловеческих ценностей безрезультатны, если они не подкрепляются действенной борьбой за истину и справедливость как системообразующих ценностей, против лжи и несправедливости.

Многие люди, институты и общественные движения претендуют, как правило, на монопольное владение истиной и справедливостью в своей деятельности по сравнению с другими субъектами, убеждены, что последние неправы, лживы и несправедливы. Можно утверждать, что у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта и нравственности, своя истина и справедливость. Практически все люди, даже представители преступного мира, почти всегда уверены в собствен-

3 Ролз Джон. Теория справедливости. М.: Издательство ЛКИ, 2010.

С. 19.

ном обладании истиной и в справедливости своих поступков. Поэтому готовы любой ценой добиваться своих праведных или неправедных целей. Не случайно иногда говорят: «у каждого негодяя св

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком