ЕВГЕНИИ ИВАНОВ
Занимая трибуны
Техника и практика искусства
Сегодня место и роль библиотеки во многом определяются тем, насколько она заметна в жизни социума. И здесь на помощь приходят реклама и PR, искусству владения которыми приходится учиться буквально на ходу.
Н:
;
"Е ВСЕ СМИ похожи друг на друга, с каждым иногда приходится общаться по-своему, _но вот жалобы библиотекарей на них зачастую бывают одинаковы (скажем мы, перефразируя начало великого романа).
«Почему нас не замечают, и даже игнорируют? Почему про нас мало или вообще не пишут? Отчего на наши замечательные мероприятия, месячники, лекции не заманишь ни одного корреспондента?» — об этом не устают спрашивать с внутренней обидой сотрудники библиотек.
Уверены, что сваливать всю вину на представителей прессы — самое лёгкое дело, но и самое бесперспективное. И исправить положение в наших силах. Роман отдельно взятой библиотеки со СМИ — газетой, телеканалом, информагентством, электронным порталом — может сложиться удачно, опыт отдела культурно-массовых коммуникаций СОУНБ им. В. Г. Белинского тому подтверждение. Им и хотим поделиться с коллегами.
Итак, цель прозрачна: появление в СМИ сообщений о кипучей библиотечной деятельности. А чтобы вода наконец-то полилась на вашу мельницу необходимо подключать все механизмы, инструменты и способы, которыми с успехом пользуются другие компании. Оглянитесь!
Налаживание связей, регулярное привлечение внимания к себе, организация инфоповодов, правильное составление и регулярная рассылка пресс-релизов, использование новых интернет возможностей — вот те основные ресурсы, которые при грамотном использовании
неизбежно принесут ожидаемые, положительные «плоды освещения». Так что считайте эту статью в своём роде инструкцией по применению.
Вынуждены признаться, мы пошли на хитрость. Вскоре после того, как Отдел культурно-массовых коммуникаций был сформирован и определены зоны ответственности сотрудников, мы решили напрямую спросить у самих журналистов, что бы они хотели получить от библиотеки, как им представляется настройка и перезагрузка нашей совместной работы. Для этого при партнёрском участии Екатеринбургской академии современного искусства провели серию открытых дискуссий «Контровое освещение». На круглый стол пригласили ведущих «производителей новостей, властителей информационного поля». И дали им шанс высказаться без обиняков, огласить весь список их претензий или пожеланий. Диалог получился содержательным и очень полезным. Мы не только узнали о себе много нового, но и смогли, опираясь на рекомендации ин-формационщиков, составить план корректировок собственной деятельности по продвижению библиотеки в СМИ.
Достаточно подробно мы обсудили проблему с пресс-релизами. Не в том смысле, «как царю челобитную подаёшь», а в принципе, об искусстве общения с помощью их. Если мы хотим, чтобы нас поняли.
Пресс-релиз сейчас — это не приглашение на праздник «ах, у нас будет так весело и фуршет», не записочка на столе «Дорогой друг, приходи, начало в шесть часов, ждём». Пресс-релиз — в какой-то степени сертификат, документ, дающий основание для распространения продук-
'^Зйй© Д ЛО #08 [218] *2014
та с подтверждением его качества. Этот жанр не терпит вольностей, и это не место для самовыражения. Релиз должен соответствовать предъявляемым прессой требованиям и иметь строго определённую форму.
Распространённая ошибка. «Мы напишем, как мы это видим, а они там сами разберутся».
Что надо обязательно учитывать. У журналиста очень мало времени, он в постоянном цейтноте, его задача — оперативность, ему необходимо выдать как можно больше и быстрее единиц новостных сообщений. Ему некогда выуживать из пространных текстов крупицы ценной информации.
Выездные акции привлекают читателей всех
возрастов
Совет. Избегайте длинных преамбул и долгих рассуждений «во первых строках». Пресс-релиз — это не статья. Абзац пространных рассуждений, допустим, о роли краеведческой литературы, о пользе чтения, о том, как изменилось современное общество после появления букридеров, о том, почему Мамин-Сибиряк так любим на Урале, и как повлиял печатный станок
Я^^^Г-С- нян
Ирина Кочурова — сотрудник отдела и мо-
дель для рекламного штендера
на развитие цивилизации, однозначно отправит ваш опус в корзину. Никогда не заходите издалека. Здесь действует принцип — всё и сразу!
Начните с главного — что будет происходить, в чём уникальность и важность события? Кто будет выступать,
встречаться с читателями? Если персона малоизвестная — представьте её в выгодном свете. Некоторые порой увлекаются перечислением степеней, долж-
ностей, званий, считая это хорошим тоном. Конечно, человек, может быть, заслуженный, но если приводить все регалии (он и кандидат наук, и директор такого-то учреждения, и член такого-то общества, и делегат, и отмечен по профсоюзной линии), то это только утомит читателя и не всегда подчеркнёт важность гостя в глазах аудитории. Найдите самое основное и привлекательное в его биографии, как говорится, конкурентное преимущество. Предположим, он — признанный авторитет в своей области, автор нашумевшей книги, лауреат престижной премии... Этого вполне доста-
точно. Кстати, этикет этикетом, но лучше обходится без упоминания отчества, сейчас по неписанным законам они в печати обычно опускаются, оставляют только имя и фамилию.
Другой вариант — гость широко известный. А значит, незачем расписывать, кто он такой. Лучше сообщить о том, что нового-интересного он сделал за последнее время, чем ещё прославился, упомянуть о его планах и мечтах.
Гоните прочь наукообразность. Пишите доступным языком, всё непонятное (термины, аббревиатуры и т.п.) популярно истолковывайте. Ошибочно полагать, что «кто-то» специально заглянет в энциклопедию или «зайдёт по
ссылке, сам посмотрит». Давайте ёмкую справку. Релиз должен быть исчерпывающим, но при этом кратким (1-1,5 страницы — максимум) и насыщенным фактами. Никаких лирических отступлений, всё исключительно «по делу».
Другими словами, представьте, что перед вами лежит некая анкета, где содержатся конкретные вопросы, требующие точного ответа — где, когда, зачем, откуда, для кого и т. д. В итоге должна сложиться четкая картина предстоящего события.
Не будем лукавить: пресс-релиз, используя лексику пиарщиков, — продающий текст. Не надо скромничать, бояться упрёков в излишней «попсовости». Ищите в самом скучном мероприятии какую-нибудь изюминку, зацепку и обозначайте её в заголовке, в лидер-абзаце. Тогда вероятность попадания вашей информации в новостную ленту стремительно, многократно увеличивается.
Съедобные инсталляции на празднике Масленицы
Обратимся к примерам. Вышел в Екатеринбурге в конце 2013 г. сборник современной молодой поэзии «Сны Просперо», грядёт презентация. Как привлечь прессу? Когда даже известный местный, сам пишущий книги, ведущий ток-шоу заявляет в открытую: поэт в эфире — нулевой рейтинг. Но тут сами издатели молодцы, позаботились о необычности и привлекательности альманаха. Снабдили его аппликатором с запахом и оснастили страницы QR-ко-дом для выхода на сайт книги. И результат! Информация о книге широко расходится по СМИ — на презентацию, в сущности — поэтический вечер, приезжают ведущие телеканалы. Согласимся, случай нетипичный, не самый показательный. Редкий сборник стихов имеет запах. Но ведь и здесь можно было сплоховать, пропустить это строчкой где-то в конце, а для начала порассуждать о судьбах русской поэзии или повосхищаться удачными рифмами. Да, можно это расценить как погоню за|>>
-Ъ 33^
#08 [218] *2014 Д ЛО
сенсациеи, осудить за ловкость пиар-хода, но была достигнута благая цель -собрался полный зал, люди послушали новую поэзию, купили потом не массовое чтиво, а стихотворный сборник. Ищите интерес, ищите и будете вознаграждены вниманием прессы, и как следствие, вниманием читателей. Календарные «датские» мероприятия также почти всегда вызывают интерес, особенно, когда вдруг окажется, что про юбилей городского метрополитена вспомнили только вы, как было у нас в библиотеке.
Белинке, и хорошие, редкие книги о спорте и олимпиадах прошлых лет попали в кадр, удостоились комментария. Повод был «железный»!
Совет. Будьте интересными, и СМИ к вам потянутся. Всегда будьте в контексте текущих событий.
Баннер с рекламой летней читальни в парке
отдыха
Что делать, когда не эксклюзив?
Пожалуйста, совсем недавний случай — Олимпиада в Сочи. Ставим обязательную выставку. Везде происходит примерно то же самое. Каким образом выделиться из общего ряда с «заурядной» книжно-журнальной экспозицией? Выясняется вдруг, что ещё полгода на-
зад народный умелец принёс в библиотеку удивительную многофигурную диораму из пластилина, посвящённую Зимним Играм. «Можно показать» — поступает робкое предложение. Какие могут быть сомнения, разумеется, демонстрируем, громко представляем! Созвонились с автором. Оказывается, за это время он ещё одну сделал, и большего размера. И вскоре весть об уникальных арт-объектах облетела газеты, информагентства и ТВ. Кажется, ни одно СМИ Екатеринбурга не обошло вниманием этот любопытный факт. Так красивая поделка выступила мощным акцентом познавательной выставки в
Роспись фестивального полотна. С кисточкой заместитель директора по информационной политике Елена Гармс
Кстати, по поводу того, что «весть облетела». Каким бы грамотно составленным не являлся ваш пресс-релиз, он канет в небытие, если элементарно не дойдёт до адресата. Поэтому совершенно необходимо сформировать максимально полную базу электронных редакционных адресов, а ещё лучше заполучить личную почту журналистов, постоянно публикующих материалы по культурной тематике. Рассылку мероприятия желательно начинать за две недели до события. Тогда информация может попасть и в городскую афишу под рубрикой «Куда пойти?», и вы получите дополнительную рекламу. Если на значимое событие хотелось бы собрать большее количество публики, то за 1-2 дня стоит сделать повторную рассылку, добавив в текст «внезапно» возникшие подробности. Это и будет новый угол зрения на творческий вечер или семинар, о котором вы сообщали раньш
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.