научная статья по теме ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ ПОСЛЕ ЕРМАКА: РОССИЙСКОЕ «ЦАРСТВО» И ТАТАРСКИЙ «ЮРТ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ ПОСЛЕ ЕРМАКА: РОССИЙСКОЕ «ЦАРСТВО» И ТАТАРСКИЙ «ЮРТ»»

Статьи

©2012 г. В. В. ТРЕПАВЛОВ*

ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ ПОСЛЕ ЕРМАКА: РОССИЙСКОЕ «ЦАРСТВО» И ТАТАРСКИЙ «ЮРТ»

Присоединение Западной Сибири к Московскому государству в конце XVI в. подробно исследовано в историографии. Большинство научных трудов посвящено походу Ермака, утверждению победителей в отвоеванном у татар Сибирском юрте, организации русского правления в новообретенном крае, борьбе казаков и служилых людей с ханом Кучумом и его сыновьями. При этом противники казаков изображаются лишь как необходимый фон «покорения Сибири». Внимание исследователей к Кучуму, Кучумовичам и их сторонникам, как правило, несопоставимо с интересом к русским участникам событий, которые традиционно находятся в центре повествования и исследования1. Мне неизвестны монографические работы, специально посвященные судьбе сибирско-татарских венценосцев после их разгрома Ермаком. Непосредственно о Кучуме написана, видимо, только популярная книга М. Абдирова, а о Кучумовичах -несколько статей2. Отдельные же сюжеты, связанные с жизнью хана, его детей и внуков после его рокового сражения с Ермаком в 1582 г., присутствуют во многих работах о Сибири и сопредельных регионах конца XVI-XVII вв., не говоря уже об общих сводах сибирской истории, написанных на протяжении ХVIII-ХХ вв. Совершенно особая тема - проживание Кучумовичей в Московском государстве. Многие представители этой семьи в конце XVI - первой половине XVII в. были захвачены в плен и увезены на жительство в европейскую часть владений русского «белого царя».

А.Г. Нестеров, исследовавший историю Сибирского ханства, выделил первую треть XVII в. как заключительный, пятый этап истории юрта, когда наследники Кучума пытались восстановить свою власть3. Д.Н. Маслюженко также ставит эту проблему: «Существовало ли Сибирское ханство при наследниках Кучума на протяжении первой половины XVII века?.. Сама титулатура (Кучумовичей. - В.Т.) и ее периодическое признание русскими царями скорее говорит о них как о правителях отдельного улуса»4. Между тем скитания этих наследников по степям и лесам, попытки хоть в какой-то мере вернуть наследственные владения под свою власть, убедить или запугать бывших подданных, чтобы те не платили подати завоевателям, постоянные набеги на русские, татарские и башкирские поселения, альянсы с ногаями и калмыками - все это представляет собой загадочную, интересную и поучительную страницу истории России. Борьба свергнутого Кучума, его детей и внуков со сменившими их новыми властителями Сибири продолжалась долгие годы. На протяжении целого столетия во внутренних районах государства происходило движение, которое временами напоминало партизанскую войну. Длительность этого явления удивительна, особенно на фоне относительно быстрого подавления - за несколько месяцев или лет - общеизвестных национальных движений в Московском государстве и Российской империи (башкирских, польских и прочих восстаний). Разве что Кавказская война XIX в. может быть поставлена в один ряд с движением Кучумовичей по продолжительности, хотя по степени напряженности и масштабам кровопролития она, конечно, превосходила сибирские события.

* Трепавлов Вадим Винцерович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН.

Статья написана при поддержке РГНФ, проект № 10-01-00303а.

Кроме того, движение Кучумовичей - уникальный случай в геополитическом развитии России на фоне других татарских государств. Казанское и Астраханское ханства были завоеваны, можно сказать, молниеносно. На территории бывшего Казанского ханства неоднократно поднимались восстания, но ими руководили выходцы из нединастических кругов и зачастую даже не из татар (три так называемые Черемисские войны 1550-1580-х гг.). Сравнительно долгая на этом фоне военно-дипломатическая эпопея с присоединением к Российской империи Крымского юрта в последней четверти XVIII в. завершилась бескровным подчинением ханства и эмиграцией его последних правителей - Гиреев. В Сибири же правящая династия сохранилась, и несколько поколений ее представителей вели неравную борьбу с властями и вооруженными силами Московского государства. И пусть практически с самого начала была очевидна нереальность реваншистских замыслов, но Кучум и его наследники не желали молча и безропотно отдавать «неверным» пришельцам свой юрт. В свое время Иван IV превратился в «царя Казанского» при жизни последнего хана Казани Ядгар-Мухаммеда. Но тот проиграл Москве войну, попал в плен, находился в государевой свите, был обращен в христианство и, хотя продолжал титуловаться царем, своим смирением как бы оправдывал переход своего ханства под власть победителя. Последний астраханский хан Дервиш-Али при приближении русского войска, бросив свой город, «побежал в Азов, а оттоле к Меки (Мекке. - В.Т.)»5. В случае же с непокорным Кучумом российским правителям пришлось дожидаться его смерти (около 1599 г.), дабы официально заявить о своем праве на его юрт и включить формулу «царь Сибирский» в титул московского государя.

Сведения об этой борьбе сохранились главным образом в документации, связанной с управлением сибирскими землями в XVII в., т.е. в ведомстве Сибирского приказа6. Значительная часть документов в разное время была опубликована. Одним из первых краткую историю движения Кучумовичей представил на страницах своего труда «История Сибири» Г.Ф. Миллер7. В приложениях он привел множество источников по сибирской истории конца Х'УГ-ХУП вв. В Российском государственном архиве древних актов содержится немало материалов по данной теме, пока не введенных в научный оборот. Кроме того, последовательная, хотя весьма лаконичная и порой искаженная панорама движения Кучума и Кучумовичей предстает на страницах обширного свода сибирских летописей, а также некоторых литературных памятников той эпохи («повестей», «сказаний»).

Утратив власть, сибирский хан и его потомство в терминологии того времени превратились в казаков. Этим старинным тюркским словом на Востоке первоначально обозначали людей, которые по разным причинам теряли связь со своим родом или общиной и вели жизнь бесприютных скитальцев, зачастую добывая средства для существования грабежами и разбоями. Позднее понятие «казак» приобрело и другие значения, в том числе и в русском языке8. В русских источниках XVII в. к Кучумовичам применяли меткое обозначение «бродячие царевичи». Оно с предельной точностью передает как социальное положение и образ жизни высокородных изгнанников, так и изначальное, тюркское значение понятия «казак».

Хотя мечты о возрождении татарской монархии в Сибири никогда не оставляли ханскую семью, она была поставлена в такие условия, что зачастую приходилось думать не столько о вооруженной борьбе с превосходящими силами воевод, сколько о выживании. Жизнь потомков Кучума в степях Южного Урала, Юго-Западной Сибири и современного Северного Казахстана можно в целом охарактеризовать как прозябание в окружении немногочисленных верных подданных и постоянно меняющихся, приходящих и уходящих временных соратников. Они не смогли бы продержаться в своем «казачьем» состоянии на протяжении нескольких десятилетий, если бы судьба не послала им партнеров и союзников. В качестве таковых эпизодически выступали ногаи, гораздо чаще - башкиры, но настоящим тылом и многолетней опорой Кучумовичей стали новые фигуранты сибирской истории XVII в. - калмыки. Именно в альянсе с ними свергнутые татарские династы превратились в постоянный раздражающий военный фактор для русских властей.

То, что в русском языке называется ханством, в татарском обычно обозначается словом «юрт». Юрта в собственном смысле, т.е. фиксированной, закрепленной территории проживания и кочевания у изгнанного хана и его отпрысков после 1582 г. не было9. Они часто перемещались с места на место, в зависимости от военной и политической ситуации, возможности прокормления, степени поддержки со стороны покровителей-калмыков и «подданных», число которых тоже постоянно менялось. Однако официально «Сибирское царство» после свержения Кучума продолжало существовать, просто его правителем теперь считался московский царь (таким же статусом обладали и другие завоеванные татарские юрты - Казанское и Астраханское «царства»). На протяжении конца ХVI-ХVII вв. определенно просматривается некоторая условная автономия трех восточных «царств» в составе России. Эти территориальные образования дожили до петровских областных реформ начала XVIII в., когда уступили место губернскому и провинциальному делению.

Видимо, в определенном смысле и татары считали, что Сибирское ханство продолжало существовать после окончательного разгрома хана Кучума на Оби в сентябре 1598 г. и его смерти около 1599 г. (скорее всего в Ногайской Орде). На первое место в это время выдвинулся старший сын Кучума Али. В некоторых текстах XVII в. Али титулуется ханом - царем. Это звание уверенно приписывается ему в татарской исторической традиции. В анонимной хронике «Дафтар-и Чингиз-наме» (конец XVII в.) перечисляются «Кючюм Хан, его сын Али Хан, его сын Арслан Хан (это уже касимовский царь. - В.Т.)»10. Шихабуддин Марджани об этом касимовце Арслане писал: «Его отец Али, его предки Кучум, Муртазаали, Абак, Махмуд, Хаджимухаммед были сибирскими ханами»11. При этом другие Кучумовы потомки в данной традиции не фигурируют, т.е. не считаются носителями ханского титула.

Русские источники не столь единодушны в обозначении ранга старшего Кучумови-ча. В грамотах сибирских воевод 1603-1607 гг. Али обозначается как царевич12. Но это могло быть следствием щепетильности адресантов, которые не осмеливались называть царем нищего, бесприютного «казака» в своих донесениях на государево имя. Через полтора столетия этот высокомерно-имперский подход откровенно сформулировал Миллер: «Было слишком большой честью для татарских народов называть их ханов царями, а их сыновей царевичами; однако же это было в обычае»13. В то же время русские тюменцы - участники сражений с Али - в своих челобитных на высочайшее имя уверенно пишут о походах «на Алея царя», происходивших после разгрома Кучума на Оби14. Да и в описи архива Посольского приказ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком