научная статья по теме ЗАПОВЕДНИК АРКАИМ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЗЕЯ И ОБЩЕСТВА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗАПОВЕДНИК АРКАИМ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЗЕЯ И ОБЩЕСТВА»

ЭО, 2010 г., № 4 © Н.А. Белолипецкая

ЗАПОВЕДНИК АРКАИМ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЗЕЯ И ОБЩЕСТВА

Ключевые слова: музей, туризм, экскурсионная деятельность, современное общество

Музей-заповедник Аркаим был основан в 1991 г., он занимает небольшой участок восточного склона Уральских гор в верховьях реки Большая Караганка - левого притока реки Урал - в месте слияния ее с рекой Утяганка, что находится на юге Челябинской области на границе двух районов - Кизильского и Брединского. Толчком к созданию заповедника послужило обнаружение в 1987 г. памятника протогородской цивилизации - поселения Аркаим.

Необходимо отметить, что первые археологические исследования на территории будущего музея-заповедника Аркаим были проведены в 1970-е годы в связи с планированием сооружения здесь Большекараганской межхозяйственной оросительной системы. Водохранилище, согласно проекту, должно было занять территорию долины реки Большая Караганка в месте впадения в нее Утяганки.

В связи с угрозой затопления этого района, в 1987 г. началось интенсивное археологическое исследование данной территории. В числе первых было открыто укрепленное поселение Аркаим. В то время это был второй после поселения Синташта, достаточно четко интерпретируемый с уникальной сохранностью, памятник протогородской культуры.

С момента обнаружения поселения Аркаим началась длительная история популяризации этого археологического памятника, тесно связанная как с необходимостью возродить положительное отношение общественности к историческим процессам, так и с поиском населением постперестроечной России самоидентификации и внутреннего духовного стержня. Определенную роль в этой популяризации сыграли опасные в политическом плане рассуждения об арийской принадлежности памятника. Эта точка зрения имеет право на существование как археолого-лингвистическая гипотеза (дискуссия о существовании древней индоиранской общности на Южном Урале продолжается среди специалистов до сих пор), но не как единственно возможная истина, каковой ее сделали падкие до сенсаций журналисты. Кроме того, сами ученые начали публиковать в прессе сомнительные с научной точки зрения рассуждения о связи Ар-каима с зороастризмом, что дало толчок разнообразным антинаучным спекуляциям на эту тему. Первоначально об этом заговорил Г.Б. Зданович, однако научный уровень его высказываний был достаточно быстро снижен не без помощи вездесущих журналистов, превративших существование Заратустры на Южноуральской земле в истину, не требующую доказательств1.

Начиная с 1991 г. научные сотрудники начали рассуждать о том, какую задачу призван выполнять заповедник, на кого должны быть рассчитаны экскурсионные программы, как выглядит туристический рынок Челябинской обл. в целом. Было определено, что основные посетители заповедника - это интеллигенция, имеющая представление об истории и стремящаяся расширить свой кругозор, поэтому и экскурсионные программы носили познавательный характер, изначально были разнообразны и информационно насыщены. Характерно, что помимо археологических экскурсий были

Наталья Андреевна Белолипецкая - научный сотрудник ГУК ИКЗОЗ "Аркаим", соискатель степени кандидата культурологии при кафедре культурологии Уральского государственного университета; e-mail: belolipeckaja@mail.ru

разработаны биологические, орнитологические, геологические маршруты. Существовали специальные учебные программы для школьников и студентов, связанные с той или иной отраслью науки, на базе заповедника проводились практики студентов естественнонаучного направления.

С течением времени ситуация начала меняться. Во-первых, изменился туристический контингент: в заповедник начали ездить люди, не имеющие представления о сути научного исследования, далекие как от исторических, так и от естественнонаучных дисциплин, склонные воспринимать посещение заповедника скорее как развлечение, нежели как познавательную поездку. Постепенно сошло на нет проведение целостных учебных программ для школьников, прекратилось проведение полевой студенческой практики для биологов и геологов. Это не значит, что научная составляющая заповедника угасла, она просто изменила вектор. На сегодняшний день заповедник является местом проведения практики студентов-культурологов из Челябинска, Екатеринбурга и Магнитогорска, а также историков из Челябинского Государственного университета.

Аркаимская долина стала исследоваться как феномен культуры, а не как биолого-геологическая целостность. Сегодня стало окончательно ясно, что тот взгляд на туристов, который существовал в 1990-е годы, нуждается в коренном пересмотре, а привлекательность Аркаима для посетителей заключается не столько в его имидже как научного учреждения, сколько в сопутствующих факторах - возможности отдохнуть, выехать на природу, дать волю собственной фантазии, выйти за пределы повседневной рутины. Сегодня сотрудниками заповедника ведется работа по создания портрета "нового" посетителя заповедника, в корне отличающегося от туриста 90-х годов. Накопленного материала достаточно для того, чтобы подвести некоторые итоги, обозначив основные типы взаимоотношений заповедника и его посетителей. Однако прежде чем говорить об особенностях взаимоотношений, необходимо отметить те категории населения, которые посещают заповедник.

На сегодняшний день существует несколько потоков посетителей, интересы которых разнятся кардинальным образом. Первый поток - это люди, интересующиеся археологией и историей в целом. Как правило, они имеют достаточно полное представление об исторических процессах и эпохах, достаточное для восприятия довольно специфической археологической информации. Они посещают экскурсии, их не смущает скудная визуальная информация, поскольку они готовы к ее восприятию и отдают себе отчет в том, что степная археология - наука, основанная на кропотливой аналитической работе больше, нежели на зрелищных сенсационных находках. Если создать профиль подобных посетителей, то, как правило, это семьи, приезжающие самостоятельно, вне организованных туристических групп. Они располагают достаточно большим временным ресурсом и готовы охватить максимум предоставляемой информации. Подобные посетители в большом количестве были характерны для 1990-х годов, на сегодняшний день их число ощутимо меньше и снижается с каждым годом. В момент создания заповедника предполагалось, что именно они станут основной группой посетителей, на них были рассчитаны экскурсии, требующие достаточно широкого исторического кругозора. Время показало, что современный уровень школьного образования, растущее влияние телевизора и Интернета сузило сферу интересов и кругозор населения, что породило проблему адаптации экскурсионных текстов к уровню среднего посетителя и поиску новых форм взаимодействия с туристами.

Адаптированные тексты предназначены для второй категории посетителей - тех, кто приезжает на Аркаим из любопытства, не имея представления о том, что они увидят и будучи абсолютно не готовыми к восприятию научной информации. Здесь происходит столкновение старого "советского" и нового "капиталистического" представлений о сути экскурсии. Если раньше задачей экскурсии было просвещать посетителей, предоставлять им новые знания, то в ситуации, когда экскурсии стали товаром,

вынесенным на рынок, основной их задачей стало развлекать посетителей. Любые рассуждения об объединении научной и развлекательной составляющих экскурсионной деятельности лишены оснований, поскольку они имеют различные механизмы восприятия.

Знакомство с археологической информацией неотделимо от дополнительной информации, связанной со смыслом и методами научного познания, а это требует определенного интеллектуального напряжения, возвращения к навыкам, выработанным человеком в системе среднего, высшего и специального образования. Чем больше усилий человек уделял собственному образованию, тем легче проходит для него процесс восприятия археологической информации. Развлечение же предполагает отсутствие интеллектуальных усилий, а современная индустрия развлечений настраивает человека на восприятие преимущественно визуальной информации, поэтому отсутствие таковой или ее несоответствие стандартам, заложенным тем же телевидением, приводит к полной потере интереса к любому виду информации. Несмотря на то, что на официальном уровне основной целью заповедника провозглашается просвещение широких слоев населения, на самом деле, идет снижение уровня подачи материала и низведение его до ряда анекдотов.

Характерной в этом отношении является проводимая в заповеднике с 2005 г. лекция "Аркаим: мифы и реальность". Первоначально лекция была ориентирована на посетителей, знакомых с историко-археологическим контекстом, связанным с поселением Аркаим, она содержала лингвистические и археологические соображения по поводу индоевропейских народов, была основана на анализе текстов Ригведвы и Авесты. С течением времени стало понятно, что посещающие лекцию не имеют даже общих представлений о методах работы археологов и лингвистов и не стремятся получить их, посетив соответствующие экскурсии, а изложение этой информации в процессе лекции приводит к полной потере публикой интереса к материалу. Зато необыкновенный восторг вызывают рассказы о посещающих нас туристических группах, связанных с неоязыческими и эзотерическими культами, представляющие собой просто собрание анекдотов, имеющих хождение среди сотрудников.

Более того, правильному восприятию посетителями научной информации препятствуют некоторые туманные высказывания ученых, периодически появляющиеся в прессе. Показательными являются реплики о том, что "поездка в Аркаим не может быть приравнена к обычному туризму, призванному удовлетворить праздное любопытство. Это именно событие, к которому надо заранее готовиться, специально настраиваться к восприятию степи, овеянной мистическим присутствием древней цивилизации. Ведь Аркаим - не окружающая среда, а живой организм, и с этим надо считаться" (Аркаим 2009: 28).

Переработка экскурсий из познавательного в развлекательный формат приводит, с одной стороны, к сокращению и примитивизации тексто

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком