научная статья по теме ЗАПОВЕДНОЕ ВОДЛОЗЕРЬЕ Науковедение

Текст научной статьи на тему «ЗАПОВЕДНОЕ ВОДЛОЗЕРЬЕ»

«НА СЕМИ ХОЛМАХ..,

НА СЕМИ КЛЮЧАХ...»

Ольга БОРИСОВА, журналист

Небольшой городок Тутаев Ярославской области раскинулся на обоих берегах Волги, соединяемых лишь паромной переправой. Изначально это были два самостоятельных населенных пункта — Романов и Борисоглебск. Первый из них, по мнению большинства историков, основан приблизительно в 1283 г. угличским князем Романом Владимировичем, впоследствии канонизированным православной церковью. Второй, получивший название в память первых русских святых князей Бориса и Глеба, возник как «рыбная дворцовая ловецкая слобода» в конце XV в. (хотя местные предания значительно «удревняют» ее рождение, указывая 1238 г.).

Тутаев с высоты птичьего полета.

Воскресенский собор.

По предположению здешних краеведов, основатель левобережного Романова построил там крепость. Однако в междоусобных войнах XIV в. она сильно пострадала, и в 1468 г. по велению великой княгини Марии Ярославовны, которой тогда принадлежал здешний удел, восстановили защищавшие город высокие земляные валы (их остатки сохранились по сей день) и поверх них возвели деревянную ограду. Вскоре владелица передала эти земли своему сыну угличскому князю Андрею Большому, затем, в конце XV в., они перешли в собственность московского государя.

В начале XVII в., в Смутное время, польские интервенты сожгли Романов «с прилегающими к нему посадами и слободами, ограбив жителей». Но город быстро поднялся из руин, а во второй половине того же столетия даже вступил в пору расцвета. Через него по «главной улице России» — Волге — осуществлялась транзитная торговля, развивались здесь и ремесла: помимо ловли «стерлядей про государев обиход», строили быстроходные и маневренные речные суда

(так и прозванные — романовки), в многочисленных кузницах изготавливали металлическую утварь, гвозди. Экономический подъем позволил возвести здесь замечательные храмы, стоящие по сей день.

В 1652 г. на правобережной Борисоглебской стороне соорудили каменный Воскресенский собор (первоначально на его месте, по преданию, был деревянный в честь святых князей Бориса и Глеба, в память о чем в храмовом дворе стоит стела с крестом). Однако не прошло и двух десятилетий, как в его стенах появились трещины — по-видимому, нуждался в укреплении фундамент, заложенный на высоком холме в сложных грунтовых условиях. По предложению местных жителей постройку решили «разобрать до полуцеркви и сызнова с уступом от алтарей построить церковь Божию на сводах во имя Воскресения Христа холодную...».

Куб главного здания — зимний храм — с трех сторон окружили галереей с мощными опорами и большими полуциркульными окнами (с четвертой находится алтарный выступ), сверху возвели летний, тоже обнесенный гульбищем, а с юга и запада пристроили ведущие в него два крыльца. В результате значительно выросла площадь основания всего сооружения, что сделало его устойчивее, а облику собора такая реконструкция придала величие и монументальность.

Однако более размеров храма поражает его наружное убранство, не уступающее по красоте и пышности знаменитым культовым сооружениям Москвы*. Окрашенный в насыщенные тона, он имеет нарядный, праздничный вид: светло-желтые стены и ограда, словно в любую погоду освещенные солнцем; мас-

*См.: В. Зверев. Москва белокаменная. — Наука в России, 1992, № 1— 2; А. Николаева. Музеи Московского Кремля. — Наука в России, 2006, № 5 (прим. ред.).

Вид на правый берег и Воскресенский собор.

сивные, на высоких барабанах купола и кровля цвета летней зелени; широкий фриз ярких фресок фасадов — все здесь радует глаз. Восхищает и наружный декор, состоящий из множества элементов: сделанные из лекального кирпича круги, валики, квадраты, внутри которых — поливные изразцы с изображениями розеток, крестов, двуглавых орлов, жанровых сцен и т.д. Причем богаче всех отделан южный фасад, обращенный к главной улице слободы. С этой же стороны в конце XVII в. соорудили трехъярусные Святые врата и шатровую звонницу (на ней сохранились два колокола XVII в.). В 1678 г. это детище безвестных мастеров, ставшее одним из наиболее выдающихся памятников ярославского зодчества, освятили, а через два года была завершена его внутренняя отделка.

С первой службы по сегодняшний день собор никогда не закрывался, поэтому сохранил свои святыни и убранство интерьера, в том числе замечательную роспись стен и сводов, выполненную артелью ярославских изографов. Отличительная особенность здешних фресок — большое разнообразие подробно выписанных сюжетов: сотворение мира, духовные подвиги святых, крещение Руси, земная жизнь Христа, его притчи, чудеса, страдания, смерть, воскресение, явление и т.д., а в центральном куполе над молящимися парит образ Вседержителя.

Воскресенский собор — не только архитектурный шедевр, но и замечательное собрание икон, деревянной скульптуры, церковной утвари и хранилище особо чтимых православных святынь. В их числе самый большой в России, высотой около 3 м, образ Спаса Всемилостивого, написанный в конце XIV в. (по мнению некоторых исследователей, преподобным Дионисием Глушицким — основателем и настоятелем нескольких монастырей в Вологодской области), в серебряном позолоченном окладе, изготовленном в 1850 г. Потемневший от времени лик с состраданием и милосердием смотрит на тех, кто пришел к нему за утешением или помощью в беде, что соответствует отечественной традиции: русские изографы трактовали этот иконографический тип как изображение Спасителя в виде мудрого, кроткого, доброго пастыря (а не грозного судьи).

Романов нередко называют «городом на семи холмах, семи оврагах, семи чистых ключах», и на каждом из холмов высится церковь. В их числе Покровская (1654 г.) с самой нарядной в Тутаеве колокольней и очень редкой по сюжету иконой Богородицы «Прибавление ума», Крестовоздвиженская (1658 г.) с замечательными фресками, выполненными при участии крупнейшего мастера русской храмовой живописи XVII в. Гурия Никитина, единственная в городе бес-

Гулянье на Волге. Художник Борис Кустодиев. 1909 г. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).

столпная Благовещенская (1660 г.). Все храмы в округе имеют свое лицо, но их башни-звонницы похожи, как родные сестры — стройные, с восьмигранным шатром, сооруженные по подобию «ярославской свечи»*.

Того же типа колокольня возвышается и при церкви Казанской иконы Божией Матери и Спаса Преображения (1758 г.), одной из самых замечательных в Верхнем Поволжье, стоящей на романовской стороне напротив Воскресенского собора, находящегося на борисоглебской. Сооруженная на намоленном месте (до середины XVIII в. тут был «девичь Казанский монастырь»), но не на холме, а совсем близко к реке, она некогда встречала все прибывавшие в город суда. На первом этаже находится теплый Казанский храм, над ним — холодный Преображенский с открытой галереей, где частично сохранилась настенная роспись; оба имеют по два входа.

Восхищает совершенство вертикальных пропорций всего архитектурного комплекса. Здание церкви состоит как бы из двух ступеней: нижняя расположена ближе к воде, верхняя — дальше и увенчана пятью небольшими куполами на узких цилиндрических основаниях. Третьим ярусом этого своеобразного каскада служит колокольня, возведенная намного выше по крутому склону берега, чем храм, и видна даже с противоположной стороны Волги.

*«Ярославской свечей» в народе называют за красоту великолепную шатровую колокольню высотой 37 м старообрядческого комплекса в ярославском районе Коровники, построенную в 1680-х годах (прим. ред.).

Вместе с тем гениальный безымянный зодчий сумел крепко, устойчиво, на века поставить свое детище на круче, укрепив ее огромными валунами. Этот живописный ансамбль с красными фасадами, отделанными изящным лаконичным белым декором, с голубыми гранеными главками, увенчанными позолоченными крестами, одинаково выразителен как среди летней зелени, так и на фоне зимних снегов, издалека притягивая взоры. По-видимому, автор стремился сделать свое творение бесконечным во времени и главенствующим в пространстве.

В 1784 г. Романов (а вместе с ним и Борисоглебская слобода), как и центры других уездов России, получил регулярный план застройки, заключавшийся в прокладке улиц, параллельных реке, и переулков, пересекающих их под прямым углом. Но в местности с множеством холмов и почти отвесными берегами эти перпендикуляры представляли собой овраги, спускающиеся к воде. Над одним из них, где протекает обмелевшая речка Медведка, сохранился живописный трехарочный Леонтьевский мост. Его построил в конце XIX в. петербургский промышленник Андрей Флягин, женившийся на крестьянке Романово-Бо-рисоглебского уезда и перебравшийся сюда, на родину супруги, где основал изразцовый и кирпичный заводы.

В 1822 г. населенные пункты на обоих берегах Волги объединили в город Романов-Борисоглебск, а в 1921 г. его переименовали в Тутаев в честь красноармейца, погибшего при подавлении Ярославского белогвардейского выступления 1918 г.

Очарование этого поэтичного уголка России не могло оставить равнодушным живописца Бориса Кустодиева (в 2013 г. мы отмечаем 135 лет со дня его рождения). «Певец радости», названный так за преобладавшую в его творчестве красочную, жизнеутверждающую, мажорную интонацию, близкую народному искусству, любил всем сердцем города и села Верхней Волги. В 1906—1909 гг. он посещал и Романов, где написал картину «Гулянье на Волге» (1909 г., Государственный Русский музей), запечатлев набережную и противоположный берег с Воскресенским собором. Кроме того, художник сделал здесь немало эскизов, ставших основой для создания таких полотен, как «Купание» (1921 г., частное собрание), «Лето. Провинция» (1922 г., частное собрание) и т.д.

Тутаев знаменит не только памятниками архитектуры, неброской красотой природы средней полосы, но и талантами, золотыми руками своих жителей. Повсеместно он прославился как родина «золотого руна России» — романовской овцы, выращиваемой местными крестьянами с XVII в. и считающейся лучшей в мире по шубным качествам. Постепенно путем селекции сформировалась великолепная порода, отличавшаяся высокой плодовитостью. Изделия из такой ов

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком