научная статья по теме ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РАЗВИТИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ХРИСТИАНСТВА И БАПТИЗМА В 1917-1922 ГГ. НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РАЗВИТИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ХРИСТИАНСТВА И БАПТИЗМА В 1917-1922 ГГ. НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ»

ИСТОРИОГРАФИЯ

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА ПОТАПОВА

кандидат исторических наук, доцент кафедры российской и всеобщей истории Сахалинского государственного университета (Владивосток)

Тел.: 8 (4242) 45-23-34; Е-mail: napotapova@yandex.ru

Рассматриваются основные этапы развития зарубежной историографии и тематика исследований по истории евангельского христианства и баптизма в России в целом и на российском Дальнем Востоке в частности. В трудах зарубежных ученых ХХ-ХХ1 вв. период 1917-1922 гг. выделяется особо, так как впервые исследуемые деноминации получили свободу вероисповедания, были уравнены в правах в Русской православной церковью, но еще не сталкивались с ограничениями, налагаемыми атеистической позицией советских властей.

Ключевые слова: евангельское христианство, баптизм, Гражданская война, революция, интервенция, протестантская миссия, Россия, Дальний Восток России, историография.

ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ РАЗВИТИЯ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ХРИСТИАНСТВА И БАПТИЗМА В 1917-1922 гг. НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ*

Изучение истории евангельского христианства и баптизма - двух близких течений протестантизма, развивавшихся в России со второй половины XIX в., в отечественной историографии представлена двумя крайними позициями: 1) идеологизированным советским антирелигиозным подходом, унаследовавшим «антисектантский» инструментарий дореволюционной православно-охранительной литературно-публицистической традиции, и 2) оформившимся на позднем этапе советской истории конфессионально-оправдательным подходом, который также не обращал внимание на «не вписывающиеся» в его схему аспекты.

В сложнейший период глубочайшего социально-политического кризиса, революций и Гражданской войны в России, сопровождавшейся интервенцией иностранных держав (1917-1922 гг.), когда оказалась разрушенной государственная идеологическая монополия, опиравшаяся на Русскую православную церковь (далее - РПЦ), впервые в отечественной истории возникла беспрецедентная религиозная свобода, сопровождавшаяся активизацией западных миссионеров и отечественных религиозных организаций, значительно выросло число общин и верующих - сторонников евангельского христианства и баптизма. Наиболее ярко выражены эти процессы оказались на Дальнем Востоке России - в пограничном регионе, где российские цивилизационные основы, были слабы в силу объективных исторических причин. Особенностью общественной жизни, в том числе религиозной, Дальнего Востока были большая, чем в центральной России, религиозная терпимость населения и администрации, большая доля религиозных диссидентов в местном сообществе, относительная слабость православной традиции и т.п.

Зарубежная историография истории евангельского христианства и баптизма в России в 1917-1922 гг., включающая и различные аспекты дальневосточной истории (на Западе не сложилось традиции разделения исследований на светские и конфессиональные), представленная преимущественно монографиями и диссертационными исследованиями, как собственно зарубежных, так и эмигрантских авторов, значительно превосходит по числу исследований, разнообразию рассматриваемой проблематики, количеству и разнообразию привлекаемых источников историографию отечественную. Отдельно стоит отметить важность библиографической работы А. Вардина, в которой собрана максимально полная на момент создания книги информация обо всех исследованиях по истории евангельского христианства и баптизма

* Статья подготовлена в рамках тематического плана фундаментальных исследований Сахалинского государственного университета (№ НИР 01201353482, тема «Анализ религиозной жизни контактной зоны островной и континентальной части Дальнего Востока России»).

в Российской империи и СССР, его историографические исследования по теме1.

Работы исторического характера по общим вопросам истории религии (прежде всего - христианства) в советском государстве, истории взаимоотношений советского государства и конфессий за рубежом появляются уже в середине 1920-х гг. Написанные «по горячим следам» масштабного социально-политического и военного кризиса, пережитого Россией и мировым сообществом, часто - включающие личные воспоминания авторов, свидетельства очевидцев событий, происходивших в России в 1917-1922 гг., многие из работ 1920-1940-х гг. обращались и к истории евангельского христианства и баптизма. Нередко в таких трудах именно их история и понималась как история христианства, противопоставля-ясь православию («ложной религии»). Авторами первых работ были как представители российской эмиграции, так и иностранные исследователи2.

Общая тенденция первых работ - оценка советской политики в отношении указанных религиозных течений, как «симпатизирующей», которая привела к невиданному росту числа верующих3. Тогда же сложилась традиция рассматривать 1917-1929 гг. как «золотое десятилетие» в истории исследуемых деноминаций в России, не выделяя в особый этап в развитии евангельского христианства и баптизма в России и на ее Дальнем Востоке период Гражданской войны. Заслуживает особого внимания вышедшее в свет в 1942 г. исследование Н. Тимашева о религии в советском государстве 4, опирающееся на широкую историографию, личные наблюдения, светскую и конфессиональную прессу. Тимашев впервые упорядочил историографию проблемы, разработал ее периодизацию. Он положительно оценил Февральскую революцию и принесенную ею свободу. Строительство «импортированного в Россию как часть великого процесса вестернизации» коммунизма, основанного на материалистической философии, предопределило судьбу религии5.

Уделяется внимание истории баптизма в СССР и в работах одного из лидеров Всемирного союза баптистов Дж. Рашбрука6. Для него характерна исключительная дипломатичность оценок советской религиозной политики: «Революция принесла освобождение от репрессий и гонений со стороны бывшей государственной церкви в союзе с царским правительством»7.

Историография периода холодной войны (1950-е - конец 1980-х гг.) представлена рядом крупных исследований по истории религии в советском обществе, государственной религиозной политики, государственного атеизма8. В англо-американской историографии господствовала концепция, в соответствии с которой признавалась идеологическая несовместимость марксизма-ленинизма и религии, акцентировалось внимание на гонениях за веру. Большое влияние на историографию этого периода оказали взгляды новой волны эмигрантов, писавших о

религиозных притеснениях в СССР. Распространенной становится точка зрения на коммунизм и атеизм, как форму религии. Авторы общих работ по истории религии в СССР немало внимания уделяли истории исследуемых деноминаций.

В. Коларц разработал оригинальную типологию протестантов в России (он отмечал «уникальную важность евангельских христиан и баптистов в России»)9. В связи с тем, что автор занимался изучением населения Сибири, то в это исследование он включает и дальневосточные материалы10.

В работе М. Бордо отдельная глава посвящена истории баптистов и евангельских христиан, которых он относил к сектам, возникшим под «западным влиянием», маргинальным, «периферийным» группам11.

Т. Бисон, в отличие от своих коллег, обращал пристальное внимание на историю религии в России в 1917-1922 гг. Он отмечал, что по отношению к протестантам в условиях «конфликта и хаоса революционной ситуации после 1917 г. большевики часто забывали теорию Маркса и действовали в соответствии с конкретной ситуацией с целью добиться поддержки своей власти», возвращение же к представлениям марксистской теории произошло в первые послереволюционные годы, и дни религии были сочтены12.

Н. Бласкоу исследует практику советского воинствующего атеизма13. Эта работа нетипична для периода холодной войны тем, что автор не является фанатичным антикоммунистом. Напротив, работа базируется на анализе трудов советских исследователей, автор рассматривается формы и методы деятельности атеистов, терминологию, интерпретацию Библии, Христа и т.п. В этом контексте интерес представляют рассуждения автора об оценках баптистов безбожниками, о свободе совести в СССР14.

В этот период развиваются исследования непосредственно по истории евангельского христианства и баптизма в СССР15. Одно из первых послевоенных исследований - труд С. Большакова, содержит полную историю всех «сектантских» течений в России16. К «русским протестантским сектам» он отнес молокан, духоборов, прыгунов и евангельских христиан, считая, что истоки их - молоканские17, баптисты же ближе «к западному протестантизму в доктринальных и практических вопросах»18. С. Большаков - один из немногих авторов, попытавшихся «измерить» российское евангельское движение в категориях модернизма и традиционализма. Он пришел к выводу, что «советские баптисты строгие традиционалисты, они не принимают модернизма»19. Причинами последующей антисектантской политики советской власти он считал «стойкий пацифизм евангельских верующих, тесные связи с западными «капиталистическими» странами и быстрый рост их влияния»20.

В 1960-е гг. в связи с развитием движения «инициатив-ников» повысился интерес международного сообщества к протестантам СССР. Появились работы, исследующие историю евангельского христианства и баптизма в СССР. Общей чертой этих работ было восхваление политики по отношению к евангельским верующим в первые годы советской власти в противовес гонениям последующего периода. Дж. Полок, идеализируя ситуацию первых послереволюционных лет, говорит о «красном сюрпризе» - в период репрессий против РПЦ атеистическая власть дала протестантам свободу большую, нежели при царе. По его мнению, жертвы среди евангельских верующих в тот период были, но «они пали, как русские, став жертвами насилия», характерного для Гражданской войны21.

В диссертации Э. Блейна22 изучалась внутренняя жизнь общин, развитие большевистской теории религии, отмечалась политизации всей жизни, в том числе религиозной, в Советском государстве23. Э. Блэйн исследовал правовые основы деятельности протестантских сект с 1917 гг., отмечая их либерализацию, и положительную реакцию на это баптистского сообщества24. Анализируя информацию советски

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком