научная статья по теме ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ О СОЦИОЛОГИИ МОРАЛИ Социология

Текст научной статьи на тему «ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ О СОЦИОЛОГИИ МОРАЛИ»

История социологии

© 2009 г.

т. Ю. КИРИЛИНА

ЗАРУБЕЖНЫЕ УЧЕНЫЕ О СОЦИОЛОГИИ МОРАЛИ

КИРИЛИНА Татьяна Юрьевна - кандидат философских наук, доцент Королевского института управления, экономики и социологии (Московская обл.). E-mail: kirilina_t@rambler.ru

Аннотация. В статье констатируется, что социология морали в отечественной литературе не получила полного признания в качестве специальной социологической дисциплины. В поддержку позиции, подтверждающей самостоятельность этой отрасли социологического знания, автор ссылается на опыт зарубежным ученых, анализирует их вклад в развитие социологии морали, отмечает ее практическую значимость.

Ключевые слова: социология морали • социальная природа морали • этология • зарубежные исследователи морали • институциональные предпосылки социологии морали

В современной отечественной науке распространена точка зрения, согласно которой социология морали переживает серьезный методологический кризис и имеет репутацию проблемного вида социологического знания [1]. В ряде работ российских ученых подвергается сомнению возможность существования социологии морали как самостоятельной отрасли социально-гуманитарного знания или высказываются суждения, суть которых в том, что она находится пока еще в стадии становления [см., например, 2, 3, 4]. Во многих социологических словарях и энциклопедиях отсутствуют статьи о ней [см.: 5]. Лишь отдельные исследователи (например, В.М. Соколов) признают социологию морали в качестве отраслевой социологической дисциплины [6]. Мне представляется конструктивной позиция профессора В.М. Соколова. В поддержку ее попытаюсь привести аргументы из истории зарубежной социологической мысли.

Социологическому изучению морали предшествовала длительная историческая традиция, берущая начало с древнегреческой этики, в которой содержались блестящие догадки относительно социальной природы морали и давались четкие описания быта и нравов тогдашних обществ. Подобный подход к морали был известен мыслителям античности (софистам, Аристотелю и др.), которые отмечали социальную природу морали.

В английской этике XVII в., развивавшейся под сильным влиянием материализма, а тем более в этике французских материалистов XVIII в., мораль часто исследовалась как социальное явление, т.е. рассматривалась в связи с обществом, государством, общественной средой, политикой и системой хозяйства. В середине XIX в. во Франции, Англии, Германии получают развитие моральная статистика и социальная гигиена, цель которых заключалась в сборе количественных данных о моральных и интеллектуальных характеристиках различных слоев населения, преимущественно городских

низов, а также об условиях их жизни и труда. Тем самым закладывались основы для будущих эмпирических социологических исследований морали.

В конце XIX в. представители западной социологии выступили с критикой традиционной теоретической этики и предложили искать решение проблем морали на основе строго фактического знания с использованием новых эмпирических методов. Во "Введении в науку о морали", изданном в 1892 г., Г. Зиммель писал, что наука о морали должна давать только ее социологическое, историческое и психологическое объяснение и описание. Если этика хочет быть "позитивной наукой", она должна опираться на факты [7].

Представитель позитивизма А. Росс в "Критике так называемого практического познания" предлагал заменить теоретическую этику наукой о моральных явлениях -этологией, которую он понимал как собрание "моральных материалов", то есть установление и описание всех моральных выражений данного времени [8]. Английский ученый Джон С. Милль считал этологию наукой о причинах, определяющих национальный характер, присущий всякому народу или эпохе [9]. В русле позитивистской социологии вырисовывалось новое понимание этики как описательной, эмпирической науки, задача которой должна состоять в том, чтобы устанавливать, какие моральные воззрения и почему имели и имеют значение в определенной среде и в определенное время.

Наиболее четко тенденцию к социологизации этики выразил Э. Дюркгейм. Именно он предложил термин "социология морали". В его книге "О разделении общественного труда" выражено стремление создать новую науку о нравственности, которая изучала бы факты моральной жизни методами позитивной науки, проанализировать моральные факты, содержащиеся в опыте, исследовать их функции и причины. Дюркгейм отмечал, что "моральные факты - такие же явления, как и другие; они состоят в правилах поведения, которые узнаются по некоторым отличительным признакам. Поэтому должна существовать возможность их наблюдать, описывать, классифицировать и искать объясняющие их законы" [10, с. 36]. Социология морали была одним из важнейших направлений исследований основанной Дюркгеймом французской социологической школы. В журнале "Социологический ежегодник", издававшемся по инициативе этого ученого в период с 1898 по 1913 г., была специальная рубрика "Социология морали".

Источником морали, по Дюркгейму, является общество, превосходящее индивида по силе и авторитету. Именно оно требует от индивида моральных качеств, особо важными среди которых считались готовность к самопожертвованию и личное бескорыстие. Дюркгейм оценивал мораль как реальную, действенную, практическую силу. Общество призвано прилагать усилия для того, чтобы сдерживать биологическую природу человека, вводить ее в определенные рамки с помощью морали и религии. В противном случае возникает дезинтеграция социума и индивида - то, что Дюркгейм определил термином "аномия". Аномия - это прежде всего моральный кризис, когда в результате социальных потрясений перестает нормально функционировать система общественного регулирования потребностей человека. Вследствие такого процесса, личность теряет равновесие, создаются предпосылки для девиантного поведения [10].

М. Вебер предложил новую методологическую парадигму, включающую рассмотрение этических компонентов социальных систем, роли этики в культуре, ее значения для экономического развития, приступил к сравнительному изучению религиозной этики. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" он рассматривал конкретные проблемы, связанные с выявлением роли моральных факторов в реальных социальных процессах, обусловленных переходом от традиционного общества к буржуазному [11]. Заслуга Вебера состоит в том, что он выявил тесную связь экономического и социального развития с особенностями хозяйственной этики, менталитета и образа жизни больших социальных сообществ.

Таким образом, в XIX - начале XX вв. были заложены основы социологического исследования морали, определились оригинальные теоретические концепции и мето-

дологические принципы, составившие специфику социологического подхода к изучению морали. Шло активное изучение морали с помощью социологических методов. На этом этапе развития социологии морали появились и получили научно-статусное утверждение ее основные понятия. К их числу могут быть отнесены "моральные факты", "аномия", "нравственные ценности общества", "девиантное поведение", "социальные функции морали" и др. В XX в. данные понятия и категории были обогащены новым содержанием. К этому периоду были подготовлены методологические предпосылки для дальнейшего эмпирического исследования морали.

Эмпирические исследования в сфере морали стали широко осуществляться на Западе для изучения моральных явлений с 20-х годов XX в. Проводились крупномасштабные опросы, анкетирование, социологические эксперименты. Во многом этому способствовало развитие эмпирической социологии в целом и Чикагской социологической школы в частности. Изучая установки и ценностные ориентации различных социальных групп, представители этой школы органично сочетали эмпирические методы, такие как опрос (интервью, анкетирование), с теоретическими обобщениями. Исследуя городскую среду, признанные лидеры Чикагской школы Р. Парк и Э. Бер-джесс рассматривали проблемы локализации отдельных видов девиантного поведения [12].

В период 1960-х годов полем эмпирических исследований в США становятся различные сферы моральных явлений: моральные представления верующих, моральные идеалы молодежи, требования, предъявляемые людьми к семейной жизни. В результате многочисленных исследований в западной социологии в отмеченные годы, ознаменовавшиеся молодежной "революцией", западное общество стало именоваться "пермиссивным обществом" (т.е. разрешающим, дозволяющим все и всяческие нарушения моральных норм) [13].

В 1970-е годы анализ моральной атмосферы Америки продолжили американские социологи Ч. Рейч и Д. Янкелович. Основным свидетельством кризиса традиционной морали они считали все более явное снижение социального престижа старых этических норм, назначение которых состояло в том, чтобы сдерживать и ограничивать человека в его желаниях и поступках. "Новая мораль" отбрасывает эти ограничения; два ее главных принципа - "не насилуй себя" и "делай что хочешь". В результате многочисленных опросов американские социологи получили свидетельства не только резкого снижения моральных требований в сфере взаимоотношений между полами, но и ряда других серьезных изменений в нравственном сознании юношей и девушек. Состояние морали в американском обществе социологи определили словом "кризис", а выход из кризиса видели в новых принципах морали [14; 15].

Различные аспекты функционирования морали в современном, модернизованном обществе были рассмотрены в работах классика американской социологии Т. Парсон-са с позиции структурно-функционального анализа. Мораль на уровне культуры в его концепции выступает в качестве соответствующего аспекта ценностей и предполагает оценку объектов опыта в контексте социальных отношений. Система ценностей является для Парсонса одним из центральных факторов в процессе модернизации [16].

В отличие от Т. Парсонса, подчеркивавшего значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, Р. Мертон обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, характерных для аномии. Он рассматривал аномию как внутренний конфликт между системой легальных средств по достиж

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком