научная статья по теме Здоровый образ жизни как элемент традиционной культуры народов Среднего Поволжья Биология

Текст научной статьи на тему «Здоровый образ жизни как элемент традиционной культуры народов Среднего Поволжья»

7.Чибисова О.В. От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры// Вестник ВГУ. - 2010. - № 2. - С. 225-228.

8.Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс.- М.: Аст, 2008.- 352с.

9.Тойнби А. Исследование истории. - М.: Аст, 2010. - 1120

с.

10. Бард А. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 252с.

УДК 930.85

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

Николенко Наталья Викторовна, аспирант

Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти, Самарская область, Россия nikolenkon@bk. ru

Статья посвящена важнейшему элементу традиционной культуры народов Среднего Поволжья - здоровому образу жизни. В настоящем исследовании рассматривается частный аспект здорового образа жизни - традиционные кулинарные предпочтения народов Среднего Поволжья.

Ключевые слова: Традиционная культура; народы Среднего Поволжья; здоровье; здоровый образ жизни; культура питания; рациональное питание; лечебное питание.

HEALTHY LIVING AS AN ELEMENT OF TRADITIONAL CULTURE OF PEOPLES OF THE MIDDLE VOLGA

Natalya Nikolenko, post-graduate student

Volga Region State University of Service, Togliatti, Samara Region, Russia

nikolenkon@bk. ru

Article is devoted to the most important element of traditional culture of the Middle Volga region - a healthy lifestyle. In this study, we consider the particular aspect of a healthy lifestyle - traditional culinary preferences of the peoples of the Middle Volga.

Keywords: Traditional culture; the people of the Middle Volga; health; healthy lifestyle; culture; food; nutrition; clinical nutrition.

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы».

Здоровье является неизменной ценностью человечества на протяжении веков. Во многих культурах существовали и продолжают существовать свои способы поддержания и сохранения здоровья. В культуре народов Среднего Поволжья XVIII - начала XIX вв. особое значение уделялось здоровью, сохранение которого обеспечивалось благодаря этнокультурным традициям и обычаям.

Успешное использование культурного наследия народов Среднего Поволжья как средства сохранения и поддержания здоровья населения все больше приобретает значение для современной России. Поэтому одной из задач отечественной теории и практики является выявление, сохранение и использование компонентов культурного наследия, к которым относятся способы и методы сохранения здоровья народов Среднего Поволжья.

Население Среднего Поволжья неоднородно. Издавна здесь сталкивались и смешивались различные племена, проникавшие как с востока, из Азии, так и с запада, из различных районов Восточной Европы [13]. В состав Среднего Поволжья входят Республика Татарстан, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. В настоящее время Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, которая расположена на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Среднее Поволжье, имеют много общего как

в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. К этносам, проживающим на территории Среднего Поволжья, относят русских, мордву, марийцев, удмуртов, чувашей, казанских и поволжских татар, башкир. Однако башкиры включены в число народов Среднего Поволжья условно, так как они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим [3, с. 5-7].

Одним из самых древних занятий человека была добыча и последующее приготовление пищи. В процессе исторической практики сложилась культура питания народов Среднего Поволжья. На протяжении длительного времени в регионе формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения в выборе продуктов. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое. Так, большое влияние на сельское хозяйство, а, следовательно, и на кулинарные предпочтения населения Самарской области оказывает зима, которая длиться 5 месяцев - ноябрь, декабрь, январь, февраль, март. Другой важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, - это технология приготовления пищи, способ ее обработки. Так, русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. В печи было удобнее всего варить, тушить и выпекать.

Таким образом, определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи у русских народов Среднего Поволжья.

Кроме того, пищевой фактор играл важную роль в профилактике и в лечении многих заболеваний. С древнейших времен многие продукты, в первую очередь овощи, фрукты, семена, травы применяют при лечении различных болезней [1, с. 244]. Так, наиболее распространенным способом лечения какого-либо недуга являются лекарственные препараты - настои, отвары, порошки и т. п., приготовленные на основе соков свежих растений, их корней, плодов, листьев и цветков [8, с. 222]. Широко известны антимикробные свойства лука, чеснока, добавляемых в пищу народами Среднего Поволжья. Итак, питание

было важнейшим условием профилактики болезней. Специальным образом организованное питание, или «лечебное питание», и сейчас является обязательным условием лечения многих заболеваний.

Также, в регионе существовал особый распорядок в еде -выть. Завтрака как такового не было, - перекусывали наспех то, что могло остаться со вчерашнего ужина, - так как считалось, что его нужно сначала «заработать» дневным трудом. Однако отменить обед или ужин никто не смел. Все члены семьи должны были в одно и то же время собираться к трапезе [6, с. 151].

На протяжении ХУИ-Х1Х вв. в Среднем Поволжье сложились все предпосылки по формированию особого отношения к здоровью, то есть своеобразного образа жизни. Согласно заключению экспертов ВОЗ, здоровье индивида на 50% зависит от его образа жизни [2, с. 11]. «Образ жизни — устойчивая, долговременная система отношений человека с природной и социальной средой, представлений о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализации стратегий, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества» [5, с. 12]. В структуру здорового образа жизни входят: духовная культура; рациональный режим труда и отдыха; рациональное питание; оптимальная двигательная активность; закаливание; культура сексуальных отношений; защита окружающей среды.

Одним из наиболее важных компонентов здорового образа жизни в современном мире продолжает оставаться культура питания, которая включает в себя способ приготовления пищи, кухонный инвентарь, сервировку стола, организацию процесса употребления пищи. Однако, прежде всего, для населения необходимо знание и владение принципами рационального питания.

Принципы рационального питания выходят на первый план при формировании здорового образа жизни индивида. «Рациональное питание - это физиологически полноценное питание с учетом особенностей каждого человека, которое обеспечивает постоянство внутренней среды организма, поддерживает его жизненные проявления (рост, развитие, деятельность внутренних органов и систем), способствует укреплению здоровья, по-

вышению сопротивляемости организма инфекциям» [11, с. 26]. Таким образом, полноценное рациональ-ное питание - важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности индивида.

Русское населения Среднего Поволжья мигрировало в регион из различных мест российского государства [16, с. 9]. Однако, переселившись они сохранили большинство пищевых пристрастий. В питании русских людей основными являются пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи, блины, оладьи. Так же характерны для русской кухни блюда из круп: различные каши, запеканки, крупеники [18, с. 59].

В отличие от русских у удмуртов пекли лепешки из овсяной муки, блинчики с кашей, пироги из кислого и пресного теста с кашей, пресные ватрушки с различной начинкой. Для праздничного стола готовили рыбный пирог и большую лепешку из сдобного теста [4].

Марийская национальная кухня также отличалась, в основном, приготовлением значительного количества блюд из муки и крупы овсяной, гречневой, перловой, гороховой. Наиболее распространенные блюда марийцев - это суп с клецками из ржаного или овсяного теста, блины [17, с. 313].

В чувашской национальной кухне главное место отводилось блюдам из ржаной муки, кислому хлебу и многочисленным печным изделиям, начиная от подовых лепешек и заканчивая традиционными пирогами с мясной или рыбной начинкой - хуп-лу. У чувашей было много мясных блюд: из говядины, баранины, конины, домашней птицы. Широко использовались молочные продукты, в основном кислое молоко - турах, творог в виде сырков - чакат. Повседневной чувашской едой был суп с домашней лапшой - яшка, который лишь изредка варили на мясном и рыбном бульоне.

Непременными атрибутами религиозных обрядов чувашей являлись: каша - пата, суп с клецками, блины - икерче, лепешки - пашалу, яйца и напитки. Из хмельных напитков чуваши Среднего Поволжья употребляли пиво - сара, причем его варили и в праздники, и на поминки, и на свадьбу, а также более крепкие напитки - самогон и водку [22].

Татары - один из крупных по численности народов Среднего Поволжья [9, с. 40], отличающийся от других народов региона еще и в конфессиональном плане. Поэтому их национальная кухня имела существенные особенности и отличия. Основой татарской традиционной кухни были супы, заправленные кусочками теста разнообразной формы, а также хлеб. Из теста пекли лепешки, блины, а также перемячи-шарики, близкие по форме к русской ватрушке, служившие в качестве лакомства, подаваемого к чаю. Широко распространенным лакомством почти у всех татар являлся чакчак. Излюбленной пищей у татар было лошадиное мясо, также практиковалось разведение домашней птицы. Огородничество и сад

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком