научная статья по теме ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЕ В ШВЕЦИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЕ В ШВЕЦИИ»

© 2012 г.

О.В. ЧЕРНЫШЕВА

ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЕ В ШВЕЦИИ

В 2010 г. евангелическо-лютеранская Шведская церковь отметила 50-летний юбилей знаменательного события в своей истории - в 1960 г. первые три шведки были посвящены в сан священника, что стало возможным согласно закону, принятому двумя годами ранее. В течение длительного исторического периода женщины не могли занимать выборные должности в церковных органах, быть проповедниками, священниками и тем более настоятелями соборов или епископами.

В то же время именно женщины всегда составляли и составляют большую часть прихожан христианских церквей европейских стран. Согласно исследованию, проведенному среди приверженцев Шведской церкви, в последнем десятилетии ХХ в. ежедневно молились 23% женщин и 10% мужчин; 12% женщин посещали церковь по крайней мере один раз в месяц, тогда как среди мужчин так поступали только 7%1. Во всех возрастных категориях с 18 до 70 лет среди лиц, регулярно посещавших богослужения, женщин было вдвое больше, чем мужчин2. Женщины по-прежнему выполняют не только значительную часть повседневной приходской работы в качестве диаконис, руководителей детских и молодежных групп, канцеляристов, но их регулярным трудом в приходских кружках шитья обеспечивается немалая доля материальных средств для социальной и миссионерской работы церкви.

Обращаясь к теме женщины в церковной жизни, нельзя не отметить их значительный вклад в миссионерское движение. Первыми миссионерами были, конечно, мужчины. И до того, как женщины получили право быть посвященными в сан, миссионером в собственном смысле слова мог стать только мужчина. И все же практические шаги в признании права женщины на пасторскую деятельность были сделаны именно в зарубежных миссиях в последней четверти XIX в. К этому побуждали удаленность от родины, постоянная потребность в проповедниках и священниках, гибель многих из них от тяжелых условий жизни, тропических болезней и враждебных действий полуварварских племен. Вместе с тем долгое время участие женщин в зарубежных миссиях ограничивалось и было возможным только для жен миссионеров-священников и сестер милосердия.

С последней четверти XIX в. и до настоящего времени женщины преобладают в количественном отношении в составе шведских зарубежных миссий. Это относится в равной мере как к Шведской церкви, бывшей до 1 января 2000 г. государственной, так и к другим религиозным шведским общинам, получившим с момента своего возникновения во второй половине XX в. в отличие от официальной церкви название свободных, с момента своего возникновения во второй половине XIX в. Как раньше, так и теперь женщины выполняют две трети всего объема работы миссий. Основной целью миссий всегда была евангелизация местного населения, но со второй половины XX в. все большая часть шведских миссионеров работает в развивающихся странах в

Чернышева Ольга Васильевна - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ № 11-01-155-а.

1 Hansson P. Jämställhet i Svenska kyrkan? - Tro och tanke, 1993, № 2, s. 10.

2 Gustafsson G. Demografiska och socioekonomiska data om kyrkofolket. - Aktiva i Svenska kyrkan.Verbum Förlag, 1983, s. 29.

сфере образования и медицинской помощи. С 20-х годов ХХ в. расширились возможности высшего образования для женщин, и это отразилось на составе миссий. Среди их членов появились женщины с высшим образованием.

Большая часть женщин работала в одиночку среди местного населения и испытывала немалые трудности из-за того, что местное общество зачастую бывало негативно настроено по отношению к начальнице школы или интерната. Широко бытовало мнение, что "для руководящей работы лучше плохой специалист мужского пола, чем хороший - женского". Вместе с тем шведские миссионерки нередко пользовались большим авторитетом среди местного населения.

Кроме того, значительную часть материальных средств, которыми располагали миссии - 25%, - составляли доходы, поступавшие от женских кружков шитья при церковных приходах, где регулярно устраивались аукционы по продаже предметов ручного труда. Эти кружки, возникшие в середине XIX в., имелись почти во всех приходах. В начале XXI в., когда число прихожан значительно уменьшилось, кружки шитья объединяли не менее 130 тыс. женщин только в Шведской церкви3.

Представители кружков регулярно собирались на районные и областные встречи, сами определяли, как будут расходоваться заработанные ими средства. Это была новая форма социализации женщин, для многих из них, особенно в сельской местности, кружки шитья стали школой самостоятельного участия в общественной жизни. Это была к тому же новая форма социальной общности вне мужской иерархии.

На "миссионерском поле" женщина могла быть только помощницей священника или дьякона, медсестрой или учительницей, все же нередко здесь имелось больше возможностей реализовать свое призвание проповедовать слово Божье. И случалось, что женщины, заменяя священника, выступали с проповедью Евангелия, но эта их деятельность называлась не проповедью - что считалось исключительно прерогативой мужчин - а рассказами о библейских преданиях, жизни Иисуса и т.п. На миссионерском поприще женщинам приходилось быть более самостоятельными, менее связанными традицией, нарушать границы дозволенного и брать на себя несвойственную им прежде роль. Но они всегда находились в подчинении у мужчин, получали меньше за свой труд, чем "настоящие" миссионеры-мужчины, не имели права голоса и даже права присутствовать на миссионерских конференциях.

Поэтому эпизод, случившийся в 1916 г. в г. Эребру на миссионерской конференции, имел общественный резонанс по всей стране. Известная как автор многих псалмов, уже вошедших в шведскую литургическую практику, миссионерка И. Гранквист, проработавшая не менее 10 лет в Южной Африке и переведшая на язык зулусов около 500 псалмов, выступая на очередном заседании в церкви Святителя Николая у стола председателя и поняв, что присутствующие слышат ее с трудом, поднялась на кафедру и оттуда продолжала свою речь.

Это было воспринято частью аудитории как святотатство, и многие демонстративно покинули зал, выражая этим свое возмущение. Мало того, что женщине вообще не следовало, как полагали, выступать публично с докладом в церкви, так она еще осмелилась взойти на кафедру священника! Всем организациям Шведского союза миссии4 была разослана настоятельная рекомендация: впредь "ни при каких обстоятельствах женщинам не проповедовать с кафедры и не отталкивать церковный народ нарушением старых церковных обычаев"5.

В религиозных изданиях развернулась дискуссия о том, что природой предопределено женщине быть женой, матерью, домохозяйкой, возможно учительницей детей, но недопустимо выступать с проповедью, т.е. учить мужчин! А светские газеты публико-

3 Mission, 2005, № 2, s. 14.

4 Шведский союз миссии - одна из крупных в свое время свободных церквей, созданная в 1878 г. в результате выхода части членов из Шведской церкви. О свободных церквах см. ниже.

5 Sarja K. "Jag ville vara präst". Ida Granqvist i predikostolen 1916. - Äntligen stod hon i predik-stolen. Historisk vägval 1958. Stockholm, 2008, s. 66-69.

вали интервью священников, которые подчеркивали, что если имевшее место событие было не прямо противозаконно, то оно, во всяком случае, нарушает церковный обычай. При этом вспоминали, что бывали случаи, когда женщина выступала в церкви, но с кафедры проповедника - никогда. "Стокгольмс Дагблад" напомнила, что в 1911 г. во время стокгольмского конгресса Международного альянса за избирательные права женщин должна была выступить с проповедью перед открытием конгресса священник-методист из США Анна Xовард Шоу. Духовенство и паства оказались в большом замешательстве: как предоставить женщине церковную кафедру. Посколку Xовард Шоу все же была рукоположенным, "настоящим", священником, ей для выступления в церкви Густава Васы выстроили специальную кафедру перед алтарем6.

Между тем движение за равноправие женщин как в общественной, так и в религиозной жизни постепенно обретало силу. Его первым успехом можно считать отступление от традиционного разделения церкви во время богослужения на мужскую и женскую половины. Во многих сельских приходах, нарушая веками сложившийся порядок, сначала "лучшие люди" стали садиться на церковные скамьи семейными парами, вскоре так же стали поступать и остальные прихожане.

В правовой сфере лед тронулся в 1845 г.: был принят закон о праве наследования, уравнявший дочерей и сыновей. До этого времени, начиная с XVI в., у горожан и духовенства братья и сестры были равноправны, то в дворянском и крестьянском сословиях доля брата была вдвое больше доли сестры7.

Дальнейшие изменения в правовом положении женщин происходили неспешно: в 1846 г. вдовы, разведенные и незамужние женщины получили право самостоятельно заниматься торговлей, а в 1859 г. - занимать учительские должности. С 1870 г. женщинам разрешалось сдавать студенческий экзамен, т.е. поступать в высшие учебные заведения, а спустя три года - сдавать и академический экзамен, т.е. получать документ о высшем образовании. С 1874 г. замужним женщинам разрешалось распоряжаться своими трудовыми доходами, но опекунство мужей над женами сохранялось еще до 1921 г. В 1884 г. незамужняя женщина стала юридически дееспособной в том же возрасте, что и мужчина, т.е. в 24 года. Но право участия в выборах было предоставлено им только по закону 1919 г., уравнявшем их с мужчинами при выборах в обе палаты риксдага. Впервые женщины участвовали в выборах 1921 г., а закон 1923 г. признал их правомочными занимать должности на государственной службе, за некоторыми исключениями, куда относилась и должность священнослужителя Шведской церкви. Одновременно в опубликованном государственном заключении предлагалось, чтобы впредь женщины получили доступ к должности священника8.

Прямыми предшественницами современных женщин-священников историки церкви с полным основанием рассматривают жен священников: они и образцовые матери, и домохозяйки, и помощницы мужей, ими выполнялась вся к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком