научная статья по теме ЖИТИЕ ИЗАРНА, АББАТА СЕН-ВИКТОР-ДЕ-МАРСЕЛЬ (XI ВЕК) / ПОДГ. К ИЗД., ПЕР. И ПРИМЕЧ. С. КАБИ, Ж.-ФР. КОТТЬЕ, Р.М. ДЕССИ, М. ЛАУЭРСА, Ж.-П. ВЕЙСА, М. ЗЕРНЕР. ПАРИЖ: ЛЕ БЕЛЬ-ЛЕТТР, 2010. 206 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЖИТИЕ ИЗАРНА, АББАТА СЕН-ВИКТОР-ДЕ-МАРСЕЛЬ (XI ВЕК) / ПОДГ. К ИЗД., ПЕР. И ПРИМЕЧ. С. КАБИ, Ж.-ФР. КОТТЬЕ, Р.М. ДЕССИ, М. ЛАУЭРСА, Ж.-П. ВЕЙСА, М. ЗЕРНЕР. ПАРИЖ: ЛЕ БЕЛЬ-ЛЕТТР, 2010. 206 С»

VIE D'ISARN, ABBÉ DE SAINT-VICTOR DE MARSEILLE (XIe SIÈCLE) /

Présent., éd. trad. et notes par C. Caby, J.-Fr. Cottier, R.M. Dessi, M. Lauwers, J.-P. Weiss, M. Zerner. Paris: Les Belles Lettres, 2010. 206 p.

ЖИТИЕ ИЗАРНА, АББАТА СЕН-ВИКТОР-ДЕ-МАРСЕЛЬ (XI ВЕК) /

Подг. к изд., пер. и примеч. С. Каби, Ж.-Фр. Коттье, Р.М. Десси, М. Лауэрса, Ж.-П. Вейса, М. Зернер. Париж: Ле Бель-Леттр, 2010. 206 с.

Житие св. Изарна, аббата Сен-Виктор-де-Марсель (1021-1048)1, -один из самых известных западноевропейских агиографических текстов XI в. Это также один из очень немногих нарративных источников, созданных в Южной Франции того времени, который цитируется едва ли не всеми авторами, занимающимися соответствующими сюжетами. Это важный литературный памятник и ценный источник сведений по социальной и религиозной истории Прованса накануне григорианской реформы. Кроме того, хотя о жизни Изарна мы знаем также благодаря огромному картулярию аббатства Сен-Виктор, составленному в конце XI в. и сохранившему копии многих подписанных им грамот (в которых, кстати, имеется немало исторических экскурсов)2, анналам Сен-Виктор3, а также из замечательно красивой эпитафии, сообщающей точную дату его смерти4, житие все же является естественной основой для реконструкции его биографии.

Источник позволяет проследить жизненный путь Изарна - аристократа из района Тулузы (чья семья была, видимо, родом из области

1 Согласно общепринятой классификации средневековых агиографических текстов: Bibliotheca Hagiographica Latina (BHL). Bruxelles, 1992. N 4477.

2 См.: Филиппов И.С. Раннесредневековый архив аббатства Сен-Виктор-де-Марсель: опыт реконструкции // Средние века. 1988. Вып. 51. С. 200-221; Zerner M. L'élaboration du grand cartulaire de Saint-Victor de Marseille // Les Cartulaires. P., 1993. P. 217-246; Eadem. L'abbaye de Saint-Victor de Marseille et ses cartulaires: retour aux manuscrits // Les cartulaires méridionaux. P., 2006. P. 163-216; Eadem. Le grand cartulaire de Saint-Victor de Marseille: comparaison avec Cluny, crise grégorienne et pratique d'écriture // Saint-Victor de Marseille. Études archéologiques et historiques: Actes du colloque Saint-Victor, Marseille, 18-20 novembre 2004 / Ed. par M. Fixot et J.-P. Pelletier. Turnhout, 2009. P. 295-322.

3 См.: Филиппов И.С. Анналы Сен-Виктор-де-Марсель: история текста // Люди и тексты. Исторический источник в социальном измерении / Отв. ред. М.С. Боб-кова. М., 2011. С. 140-158.

4 Corpus des inscriptions de la France médiévale (CIFM). Poitiers, 1989. T. 14. N 55. P. 99-102. См. также: Favreau R. Epigraphie médiévale. Turnhout, 1997. (L'Atelier du médiéviste; 5). P. 71-74.

Руэрг), пожелавшего в молодости вступить в быстро набиравший силу и уже достаточно известный марсельский монастырь. Далее рассказывается об аскетизме Изарна, других его духовных подвигах, сделавших его после кончины его предшественника, Гифреда, самым очевидным кандидатом на пост аббата, о его деятельности на посту настоятеля, в том числе связанной с расширением монастырской вотчины, о защите им бедняков от притеснений со стороны светских сеньоров, о его дружбе с архиепископами Арля и с аббатом Клюни Одилоном, о его привычках и незамысловатых чудесах (исцеление больных, умножение имевшейся в монастыре пищи, наказание охальников, в том числе тех, что отказались дать ему приют во время его странствий по Провансу), наконец, о его предсмертной поездке в Каталонию с целью организовать выкуп монахов аббатства Лерин, плененных арабскими пиратами («язычниками», как называет их автор), которые в 1046 г. напали на этот древнейший в Западной Европе монастырь. Среди современных историков наибольший интерес вызывают имеющиеся в житии зарисовки повседневной жизни и социума в эпоху оформления в Провансе феодального строя, сеньории и строительства замков.

Житие дошло до нас в единственной средневековой рукописи (BNF. Ms. lat. 5672), созданной в аббатстве Сен-Виктор предположительно в 70-е годы XI в. и содержащей также небольшой трактат, приписываемый папе римскому Льву Великому, и письмо блаж. Августина Волузиану о Воплощении. Судя по почерку, писец был воспитан в каком-то немецком скриптории. Библиотечные описи XII-XIV вв. свидетельствуют о том, что в это время рукопись находилась в Сен-Виктор. Однако в понтификат Урбана V (1362-1370), бывшего настоятеля марсельского аббатства, она была перевезена в Авиньон. В дальнейшем (при каких обстоятельствах и когда именно, неизвестно, но не позднее 1684 г. и, видимо, существенно раньше) она попала в библиотеку французских королей. В Марселе не позднее XIV в. с нее была снята копия, с которой в начале XVII в. сделал для себя список знаменитый эрудит Николя Клод Фабри де Пейреск, а затем и марсельские корреспонденты Жана Мабильона и болландистов, осуществивших ее первые публикации5. Тексты этих копий, а соответственно и созданных на их основе изданий, несколько отличаются друг от друга, но поскольку все они восходят к хорошо сохранившейся парижской рукописи, рецензируемое издание выполнено именно по ней. Результатом стало ощутимо более точное издание оригинального текста жития, снабженного к тому же хорошим литературным переводом и полезными комментариями.

Имя автора неизвестно, но анализ жития позволяет заключить, что он был монахом Сен-Виктор-де-Марсель, оказавшимся в обители много позже смерти Изарна и потому построившим свое повествование на

5 Mabillon J. Acta Sanctorum ordinis sancti Benedicti // Saeculum 6. P. 1701. Ps 1. P. 607-626; Acta Sanctorum: Septembris. Antwerpen, 1747. Vol. 6. P. 728-749.

рассказах монахов старшего поколения, помнивших прежнего аббата. Некоторые композиционные и стилистические особенности жития позволяют предположить, что к его созданию приложили руку несколько людей, и издатели считают возможным говорить о коллективном творчестве, отразившем беседы и воспоминания монахов о своем прежнем настоятеле. При этом вслед за М. Лауэрсом, опубликовавшим на эту тему специальное исследование6, они полагают, что текст все же подвергся редактированию со стороны одного человека, вероятно, аббата Бернарда из Мийо (1064-1079), в правление которого и, видимо, по его инициативе, житие св. Изарна и было написано. В это время марсель-ское аббатство стремительно превращалось в один из главных центров западноевропейского монашества, по значению второй после Клюни, и Бернард, пользуясь ресурсами монастыря, своим происхождением (он был из семьи графов Мийо) и статусом кардинала и легата Святого престола, предпринял решительные шаги по укреплению духовного авторитета своей обители, переосмыслению ее истории и обогащению святыми, призванными ее прославить. Одновременно с созданием жития Изарна в правление Бернарда появляются новые тексты, связанные с культом св. Виктора Марсельского7, а также постулируется, что основателем аббатства в середине V в. был знаменитый богослов Иоанн Кассиан.

Издание выполнено группой ученых, так или иначе связанных с университетом Ниццы. Работа над ним велась начиная с 1992 г. в рамках специального семинара, участие в котором приняли и многие другие исследователи, в том числе признанный эксперт по изданию средневековых текстов Б.-М. Ток (Тоск), лучший на сегодняшний день специалист по археологии средневекового Прованса М. Фиксо (Пхо1), автор капитальной монографии о средневековой библиотеке Сен-Виктор-де-Марсель Д. Неббиай Далла Гуарда8, знатоки социальной и церковной истории Прованса той эпохи Э. Маньяни (Magnani), Ф. Мазель (Ма7е1), Т. Пеку (РесоШ;), чьи очень интересные работы уже рецензировались на страницах нашего журнала9. Наряду с кропотливой работой группы ученых из Ниццы, взявшихся за академическое издание жития, это обстоятельство в конечном счете, видимо, и определило успех проекта, ставшего результатом труда большого коллектива историков.

6 Lauwers M. Cassien, le bienheureux Isarn et l'abbé Bernard. Un moment charnière dans l'édification de l'Église monastique provençale (1060-1080) // Saint-Victor de Marseille. Études archéologiques et historiques... P. 213-238.

7 См.: Moulinier J.-C. Saint Victor de Marseille. Les récits de sa passion. Città di Vaticano, 1995.

8 Nebbiai Dalla Guarda D. La bibliothèque de l'abbaye de Saint-Victor de Marseille (XI-XV siècles). P., 2005.

9 См.: Решин А.И. Дар и некоторые аспекты проблемы становления феодализма в современной медиевистике // Средние века. 2004. Вып. 65. С. 3-44.

Проявляя достойную уважения эрудицию, издатели изучают как литературный, так и исторический контекст создания жития, убедительно связывая его появление с задачами, которые пыталось решить аббатство в условиях начинавшейся григорианской реформы и соперничества с другими церковными центрами Южной Франции. Они анализируют возможную и зачастую весьма вероятную связь тех или иных пассажей и формулировок жития с конкретными событиями в истории Сен-Вик-тор-де-Марсель и южнофранцузской церкви в целом, с биографией и деятельностью аббата Бернарда, а также светских и церковных правителей Прованса его времени. Со вкусом к текстологии и со знанием дела издатели исследуют тот круг агиографических и иных литературных текстов, в котором и появилось на свет житие Изарна, присутствующие в нем цитаты из Священного Писания и скрытые аллюзии к нему и некоторым другим текстам. Параллельно анализируются институциональные связи Сен-Виктор с Клюнийским аббатством и география владений Сен-Виктор, во всяком случае, тех, что упомянуты в житии. В приложении дано критическое издание подложной или, по крайней мере, сильно интерполированной грамоты папы Бенедикта IX, якобы присутствовавшего на освящении собора Сен-Виктор в 1040 г. Эта грамота, вошедшая в Большой картулярий марсельского аббатства и сохранившаяся также в виде отдельной копии конца XI - начала XII в., давно смущает исследователей, но представляет собой несомненный интерес с точки зрения изучения претензий викторинцев эпохи григорианской реформы и их попыток подредактировать историю.

На мой взгляд, имело бы смысл уделить несколько больше внимания складыванию почитания св. Изарна. Начало ему было положен

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком