научная статья по теме ЖИТИЕ СВЯТОГО БОТВИДА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЖИТИЕ СВЯТОГО БОТВИДА»

УДК 94(485)"10"(093):=03.124'04

В.В. Рыбаков ЖИТИЕ СВЯТОГО БОТВИДА*

Впервые на русском языке публикуется перевод латиноязычного жития одного из христианских миссионеров, действовавших в Швеции в XI или начале XII в., -святого Ботвида, «апостола Сёдерманланда». Черты реальной биографии шведского купца, крестившегося в Англии, соединились в агиографическом памятнике XII или XIII в. с топическим образом одинокого новообращенного христианина, который вследствие своего христианского рвения погиб среди язычников.

Ключевые слова: христианизация, мученик, почитание святых, Скандинавия, история церкви

Швеция формально приняла христианство на рубеже X и XI вв. В 1527 г. она формально стала протестантской страной. В промежутке между этими двумя событиями Швеция пребывала католической державой, повиновавшейся римским понтификам. Это длилось 500 лет, составлявших, таким образом, время жизни средневековых церковных институтов, таких как монастыри, соборные капитулы и приходские церкви. Общее число собственно шведских святых, просиявших и почитавшихся именно в Швеции (тем более этнических шведов), ничтожно. Если отделить от их числа местночтимых святых, известных лишь по паре упоминаний, то оставшихся можно пересчитать по пальцам. Единственной святой, получившей общеевропейскую, а затем и общемировую известность, была женщина-визионер Биргитта Биргерсдоттер (XIV в.), по имени которой назван монашеский орден.

Прочие святые могут быть сгруппированы следующим образом: те, что так или иначе связаны с Биргиттой (св. Катарина, св. Ингеборг, св. Матиас, св. Петр из Шеннинге, св. Петр из Альвастры, св. Хемминг из Або, св. Николас из Линчёпинга); те, что так или иначе связаны с епископством в г. Скаре - древнейшим епископским центром Швеции (св. еп. Адаль-вард (XI в.), Элин из Шёвде (видимо, XII в.), св. еп. Брюньольв Альготс-сон (вторая половина XIII - начало XIV в.), св. Стен из Скары (XV в.)); официальные святые центральной власти, а именно св. королева Рагнхильд (или Рагнхильд из Телье, конец XI в.), св. король Эрик Эдвардссон и его современник и сотрудник св. Хенрик, епископ Уппсалы (середина XII в.), св. Ингрид из Шеннинге (XIII в.), король Магнус Амбарный Замок (XIII в.), предводитель народного движения св. Энгельбрект Энгельбректссон (XV в.); наконец, святые миссионерской эпохи: св. Сигфрид (главный из них), св. Эс-киль, Ботвид и Давид, а также известные по скудным упоминаниям св. Николас из Эдслескуга, св. Торгильс из Кумлы, св. Свен из Арбуги (все - XI или начала XII в.)1.

* Работа выполнена в рамках проекта, поддержанного РГНФ, номер проекта: 11-01-00155а

1 Lunden T. Sveriges missionärer, helgon och kyrkogrundare: en bok om Sveriges kristnande. Storuman, 1983.

В различных текстах XIV-XVI вв., начиная с откровений св. Биргитты и заканчивая рифмованными и прозаическими хрониками, обнаруживаются перечни святых патронов королевства Швеция. Из святых XI-XII вв. постоянное место в таких списках занимают лишь св. король Эрик и св. епископ Сигфрид. Однако периодически в них также встречается имя «апостола Сёдерманланда» св. Ботвида (XI или начало XII в.). На пути, соединяющем Стокгольм и старинный г. [Сёдер]Телье (упоминаемый уже Адамом Бременским в 70-е годы XI в.), находятся коммуна и приход Ботчюрка, собственно «церковь Ботвида», там же и сама посвященная святому церковь, где, согласно традиции, его мощи сохранялись вплоть до Реформации. Из этой же церкви происходит и каменный саркофаг XI или начала XII в., вероятно, кенотаф, снабженный резьбой и надписями руническим письмом и латинским шрифтом (ныне в Историческом музее в Стокгольме). Судя по надписи на саркофаге, он принадлежал некоему Бьёрну, которого исследователи уже несколько столетий отождествляют с братом Ботви-да Бьёрном, упоминаемым в житии святого2.

Первоначально Ботвид, очевидно, являлся местночтимым святым: день св. Ботвида упоминается в областном законе Сёдерманланда3. Первые известные службы святому относятся лишь к концу XIV в. Оригинальным памятником является его житие, которое в отличие от житий Сигфрида4, Эскиля и Давида почти не выдает признаков литературных влияний. Написанное в наивном, народном стиле, оно содержит несколько ярких и необычных образов. Житие связывает святого с именем другого мученика миссионерской эпохи, также проповедовавшего в Сёдерманланде, - епископа Эскиля, давшего впоследствии имя г. Эскильстуне. Древнейшим свидетельством о почитании Ботвида является краткое описание обретения его мощей, помещенное в конце дошедшего до нас жития. Там есть две даты: 1129 г. как время обретения мощей и 1176 г. как время освящения церкви в его честь (видимо, тогда же было составлено и само это краткое описание). Однако оба упоминаемых в связи с обретением мощей епископа - Хенрик Уппсальский и Гердер Стренгнесский - не могут быть с определенностью идентифицированы. Очевидно, уже в XII в. имя Ботвида попало в церковные календари и службы5. К 1283 г. относится первое упоминание в источниках топонима «Ботчюрка». В 1292 г., 15 февраля, Стренгнесский епископ Исар пишет из [Сёдер]Телье, что он передает часть от мощей святого Ботвида в Линчёпинг, епископу Лаврентию, а всякий, кто придет им поклониться, получает отпущение грехов на сорок дней6. В самом Стренгнесе в XIV в. известна пребенда, наименованная в честь св. Ботвида. В качестве vir sanctus terrae Suetiae («святого мужа страны Швеции») Ботвид упомянут в одном из

2 Nerman B. När Sverige kristnades. Stockholm, 1945. S. 176-177. Там же фотография саркофага.

3 Södermannalagen // Samling af Sweriges gamla lagar. Corpus iuris Sueo-Gotorum antiqui / Utg. H. S. Collin, C. J. Schlyter. Stockholm, 1838. Bd. 4. Kyrkobalker. 21. S. 45.

4 Швеция и шведы в средневековых источниках / Отв. ред. А.Д. Щеглов. М., 2007. С. 129-154, passim.

5 Schmid T. Eskil, Botvid och David. Tre svenska helgon // Scandia. Stockholm, 1931. Bd. 4. S. 107.

6 Diplomatarium suecanum. Svenskt Diplomatarium. Bd. II. Del 1. Ären 1286-1299. N:o 903-1300 / Utg. J. G. Liljegren. Stockholm, 1834. N. 1061. S. 135.

8. Средние века. Вып. 73 (1-2)

откровений св. Биргитты (1302-1373)7. Есть и ряд более поздних свидетельств о почитании Ботвида, относящихся к Уппсале и концу XV столетия8.

Самая ранняя версия жития Ботвида обнаруживается во фрагменте бре-виария середины XIII в., происходящего из церкви в Торесунде (Стренгнесская епархия)9. В XIX в. житие было опубликовано по списку с недоступного издателям Codex Laurentii Odonis (прежде имел шифр A 182 в библиотеке земли Саксония в Дрездене, однако погиб во время печально известной бомбардировки Дрездена союзниками в феврале 1945 г.)10. Предположительным временем создания дошедшей до нас версии является XII в. Уппсальский архиепископ Биргер Грегерссон (1366-1383) составил на основе этой версии оффиций Ботви-ду, вошедший впоследствии в печатный Стренгнесский бревиарий 1495 г.11

Настоящий перевод выполнен по единственному существующему изданию: Scriptores rerum Suecicarum medii aevi. T. II: Sectio prior / Ed. (post E.M. Fant) E.G. Geijer, J.H. Schröder. Upsaliae, 1828. P. 377-382. На рус. языке впервые.

7 Scriptores rerum Suecicarum medii aevi. T. II: Sectio prior / Ed. (post E.M. Fant) E.G. Geijer, J.H. Schröder. Upsaliae, 1828. P. 377. (Revelationes extravagantes. Cap. 72).

8 Schmid T. Op. cit. S. 108.

9 Ibid.

10 Полное описание рукописи см.: Schmid T. Den helige Sigfrid. Lund, 1931. S. 170-174. Лауренс Оттосон, по имени которого названа рукопись (так как он являлся одним из ее владельцев), был каноником в Линчёпинге в 70-е годы XIV в.

11 Scriptores rerum Suecicarum... P. 383-388.

ЖИТИЕ СВЯТОГО МУЧЕНИКА БОТВИДА

Всем читающим и слушающим - благодать Божья и мир в изобилии! Чтобы память о святом Ботвиде не была предана забвению, но была бы доведена до всеобщего сведения, я по просьбе братьев, которые служат в церкви этого святого, счел нужным простым слогом, без красочного великолепия, записать на этих листах достоверное и истинное повествование о том, что братья неоднократно с благоговением мне рассказывали. Когда святой Ботвид был юношей, тогда еще язычником, вместе с другими знатнейшими мужами из Швеции он по торговой надобности взошел на корабль и с попутным ветром переплыл море. После того как он пристал к английскому берегу, его приветливо принял там на постой один священник, у которого он находился всю зиму, почти полгода. И вот, святой Ботвид увидел, что священник ведет достойную жизнь. Он счел его поступки весьма благими, проникся в душе великой любовью, весьма зауважал его и, насколько мог, стал подражать его нравам. Когда священник узнал, что он - язычник, то изящной речью и громким голосом поведал

Изображение св. Ботвида на фреске в церкви в Эрентуне (Упланд)

ему о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и о том, почему и как он был зачат от Духа Святого и рожден Приснодевой, крещен, претерпел страсти, был распят, умер и был погребен и как на третий день воскрес и даровал нам счастливую надежду

воскресения, и как вознесся на небеса и послал своим ученикам Святого Духа, Коего им обещал, и дал им познание всех языков. А святой Ботвид, много раз послушав проповедь священника и глядя на его прекрасные поступки, попросил у него, чтобы тот даровал ему благодать крещения. Тот, весьма возрадовавшись, подарил ему благодать крещения и возблагодарил всемогущего Бога за подобного постояльца. Он часто брал его с собой в церковь и научил его молиться Господу, и научил правой вере.

И вот, по прошествии времени, святой Ботвид, уже исполнившийся Господом, взошел вместе со своими сотоварищами на корабль и при попутном ветре благополучно возвратился на родину и к себе домой. Насколько мог, он следовал жизненным правилам, воспринятым от своего хозяина-священника, у которого он останавливался. Однажды весной, в то время когда рыба собирается в косяки, чтобы метать икру, святой Ботвид вместе со своими слугами взошел на корабль и приплыл на один остров, где было место рыбной ловли и где собрались и другие жители области, желая там по обыкновению беспрепятственно раскинуть свои сети для ловли

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком