научная статья по теме ЖИЗНЬ И МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ГАЛАКТИОНА И ЭПИСТИМЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЖИЗНЬ И МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ГАЛАКТИОНА И ЭПИСТИМЫ»

ПРИЛОЖЕНИЕ

—ГТ1—П1—П1—ГТ1—П1—П1—П1—П1—п^^

оОООо

© 2010 г.

BIOE KAI MAPTTPION TON ArmN MAPTTP^N TAAAKTI^NOE KAI ЕШЕТНМНЕ

ЖИЗНЬ И МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ГАЛАКТИОНА И ЭПИСТИМЫ*

Вступительная статья, перевод с древнегреческого, комментарий, критическое издание греческого текста и исследование «Галактион и Эпистима: Роман-Житие-Passio» Анонима Миусского

ГАЛАКТИОН И ЭПИСТИМА: РОМАН-ЖИТИЕ-PASSIO

ВРЕМЯ И ОБСТАНОВКА СОЗДАНИЯ ГИЭ

Неизученность ГиЭ делает вопрос о датировке этого произведения не первым, а последним. И. Деле поставил в своем издании помету tempore incerto. Останемся ли мы при этой осторожной формулировке и теперь, через сто лет после первой публикации памятника?

Эпическое время

Действие Жития отнесено ко временам жестоких гонений, вероятно, III - начало IV в., при этом Константинопольский синаксарь упоминает императора Диоклетиана, а славянский Пролог - Деция («в царство Дакиево и Секунда игемона»). Заметим, однако, уже здесь, что в ГиЭ гонения сопровождают жизнь как поколения родителей, так и поколения детей. Между этими гонениями проходит никак не менее 30 лет жизни Галактиона. Возможно, наш памятник говорит не о непрерывных гонениях на протяжении жизни двух поколений, но сохраняет память о двух периодах наиболее жестоких гонений, между которыми, условно между Секундом и Урсом, прошли десятилетия относительно спокойного существования.

* Окончание. Начало см. ВДИ. 2009. № 3. С. 210-235; № 4. С. 269-291; 2010. № 1. С. 241-266.

Вопреки существующим в науке представлениям время гонений совпадает в ГиЭ со временем существования «двойных» (мужских и женских) монастырей, куда уходят по сюжету супруги-монахи. Люди константиновской эпохи, например, Евсевий Кесарийский, совсем не знали монашества. Первый слух о существовании монашества распространился, как утверждает Болотов109, лишь в последней трети IV в. В бесспорных сочинениях свт. Афанасия свидетельства о монашестве встречаются, начиная с 356 г. («Житие Антония Великого»), кроме того, во время так называемого «бегства» свт. Афанасия в Рим в 341 г. его сопровождают монахи Аммоний и Макарий110. Деле полагал, что в ГиЭ перед нами эпическое время и что автор далек от мысли о верности историзму, которого для него не существует. Он вывел в качестве рассказчика свидетеля и современника гонений, прекратившихся не позже 324 г., но знакомого вместе с тем с институтом отшельничества и монашества и с поселениями подвижников на Синае. Автор описывает прошлое так, как он его себе представляет. И он в этом не одинок. Таковы и традиционные датировки появления отшельников на Синае.

Традиционные датировки появления подвижников на Синае (монастырская и раввинистическая)

Существует «ненаучная» монашеская традиция, возводящая первых синайских подвижников к III в. Однако подавляющее большинство современных исследователей полагают, что первые отшельники и монашеские общины на Синае появились не ранее конца IV в.111

Независимо от монастырской традиции раввинистический источник первой половины IV в. сожалеет, что евреи потеряли точную память о горе, на которой Моисей встречался с Богом, но зато христиане селятся там со времен Рабби Кадош (Йехуда ХаНаси), т.е. с середины III в. (Sifre. Br. 1а). Полагаться на эти источники вопреки данным историков невозможно, как и на большинство хронологических приурочений, сохраняемых традицией, но и совершенно сбрасывать их со счетов было бы неразумно. Таким образом, перед нами не закрыта полностью возможность считать Житие сообщающим о реальной ситуации: в эпоху гонений первые отшельники поселились на Синайской горе.

В дальнейшем мы будем, однако, рассматривать лишь те возможности, которые исходят из научных датировок возникновения синайских обителей. Но и в этом случае мы располагаем данными, которые тяготеют к началу обозначенного выше периода и к его концу: к концу IV - началу V в., и/или к концу V-VI в., или даже к концу VI в.112

Внешние датировки

Древнейшая датированная рукопись жития Н относится к 1022 г., другие рукописи также не старше XI в. Однако мы знаем, что именно этот текст в третьей четверти Х в. переработал Симеон Метафраст и где-то чуть раньше автор Константинопольского синаксаря. Кроме того, видимо, именно это Житие (а других древних житий Галактиона и Эпистимы не известно) было в составе рукописи Vat. gr. 807 (начало Х в.). Наконец, мы знаем основанный на Житии канон Иосифа Песнописца (в подлинности такой атрибуции убеждает наличие исчезающей позднее второй песни), возникший не позднее конца IX в. Таким образом, свидетельства существования текста Жития восходят к IX в. Попутно следует отметить, что память Галактиона и Эпистимы не распространилась широко раньше Х в.: ее

109 Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 4. М., 2001. С. 350.

110 Там же. С. 357.

111 Судя по «Паломничеству Эгерии» (Itinerarium Egeriae), в конце IV в. на Синае было много обитателей и построены 32 церкви. Киновия Большой монастырь строится императором Юстинианом в VI в. (Oxford Dictionary of Byzantium. Со1. 1902-1903).

112 Ниже высказывается предположение, что Синай появился в тексте в результате позднейшей редактуры. Если с этим согласиться, «оправдать» совмещение гонений и отшельничества на Синае обращением к традиционной датировке будет невозможно.

нет ни в древнейшем полном ноябрьском минологии Vat. gr. 1669 (конец IX - начало Х в.), ни в ранних западных календарях, в том числе и носящих следы постоянного общения с Византией (например, в Неаполитанском мраморном календаре IX в.).

Внутренние датировки

Как уже говорилось выше, имена, встречающиеся в Житии, в силу их литературности не дают нам точных дат. Несколько иной статус имеют, пожалуй, имя Онуфрий и топоним Публий (о нем см. также ниже раздел «Гора Публий»). Если не сам Онуфрий, то его Житие, пусть полностью легендарное, является все-таки историческим фактом. Оно было написано в последние 25113 или 15 лет114 IV в. и не могло стать известным ранее этого периода, т.е. около начала V в.115

Кроме того, на конец IV в. в качестве terminus post quem указывают слова Жития: «Христу истинному Богу, и Его Отцу, и с Ними вместе прославляемому Святому Духу» (гл. 4), восходящие к формуле, которая была введена в Символ веры на II Вселенском соборе (381 г.): каг ^юологй Шещатг o'uvrcpooK'uvo'u^Evo^ каг Gwöo^a^o^evo^. Этот terminus post quem менее надежен, так как переписчики могли подправлять текст с точки зрения догматической безупречности и по благочестивым соображениям выражение это добавить. Так, в части рукописей (KPR) в текст добавлено и слово «споклоняемому» (cuvrcpooK'uvo'u^evra), которое, в отличие от более обычного слова cuvöo^a^o^evo^, отсылает только и исключительно к формулировке Символа веры.

Terminus ante quem дает, как кажется, употребление слова «топарх». Эта должность приписана отцу Глевкиппы Мемнону (гл. 2, см. прим. к переводу 20). В VIII-IX вв. термин выходит из употребления и в византийской литературе прилагается только к Авгарю Эдесско-му. С X в. «топарх» снова входит в обиход, но для этого времени у нас есть другие, выше упомянутые барьеры. Таким образом, было бы разумно полагать, что Житие написано, скорее всего, до конца VI в. - первой половины VII в., когда это слово было еще в ходу.

Впрочем, реалии, упоминаемые в Житии, как правило, не столько помогают датировать сочинение, сколько затрудняют эту процедуру своей противоречивостью. В интервале от 381 г. до середины VII в. ни реалии, ни имена, ни топонимы не позволяют с полной уверенностью привязать текст к какой-то дате. Тем не менее мы, во-первых, рассмотрим те моменты содержания Жития, которые, пусть и неоднозначно, но говорят о событиях, процессах и реалиях, имеющих то или иное приурочение, а во-вторых, попытаемся уточнить дату создания памятника через интерпретацию целого, анализ его содержания и определение времени, которое больше подходит для подобного содержания: ведь и вымышленные имена не всегда придумывают одинаково.

113 Voytenko A. Paradise Regained or Paradise Lost. The Coptic (Sahidic) Life of St. Onnophrius and Egyptian Monasticism at the End of the Forth Century // Actes du Congrès de Paris. 28 juin-3 juillet. Actes du Huitième Congrès International d'études coptes - 2004 (OLA 163). 2007. P. 635-655; Войтенко А.А. ONUPHRIANA в составе Четьих Миней митрополита Макария // Русь и Византия. Тезисы докладов XVIII научной сессии византинистов. М., 2008. С. 43-45.

114 Malevez M. La missions de Paphnuce. Premières recherches en vue de la construction du dossier hagiographique des abba Onuphre, Paphnuce et Timothée // Études coptes VIII. Dixième Journée. Lille 14-16 juin 2001 / Ed. Chr. Cannuyer. Lille-Paris, 2003. (CBC 13). Р. 225-236.

115 Если считать ГиЭ свидетельством популярности Онуфрия, то это самое раннее такое свидетельство. В Иерусалимской Православной Церкви сохраняется предание о том, что в пещере в окрестностях Иерусалима возле древнего кладбища в IV в. поселился и провел три года или более долгий срок в посте и молитве преподобный Онуфрий Великий. Здесь хоронили бесплатно странников и паломников, умерших в Иерусалиме. Житие, написанное Пафнутием, ничего не знает ни о жизни Онуфрия в Палестине, ни о такой специфической роли молитвенника на кладбище для странников. Между тем Онуфрий из ГиЭ - странствующий монах. Впрочем, не исключено, что палестинский подвижник был задним числом отождествлен в Иерусалиме с египетским, а наше Житие сохраняет о нем память, свободную от отождествления с подвижником из Фиваиды, и тогда датировка, исходящая от времени распространения Жития, написанного Пафнутием, теряет свою силу.

Литургические и монастырские реалии Крещение

В ГиЭ упоминается пять крещений (Глевкиппы, Клитофонта, Галактиона, Эпистимы и Евтолмия), описанные с разной степенью подробности. Хотя текст не ставит своей целью детальное воспроизведение чинопоследования крещения, все-таки описанные в нем реалии обряда озадачивают своей либо скудостью, либо архаичностью, или не менее поразительной способностью автора вопроизводить далеко отстоящую от него по времени обстановку эп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком