научная статья по теме ЖИЗНЬ И ВЗГЛЯДЫ МОСКОВСКОГО МИТРОПОЛИТА ПЛАТОНА (ЛЕВШИНА) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЖИЗНЬ И ВЗГЛЯДЫ МОСКОВСКОГО МИТРОПОЛИТА ПЛАТОНА (ЛЕВШИНА)»

16 Титова Л.В. Послание дьякона Федора сыну Максиму // Христианство и Церковь в России феодального периода. Новосибирск, 1989. С. 106.

17 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. М., 1997. С. 220.

18 Титов А. Троицкий Желтоводский монастырь у старого Макария (1435-1887). М., 1887. С. 9.

19 Акты хозяйства боярина Б.И. Морозова. Ч. 2. М.; Л., 1945. № 455. С. 138.

20 Житие протопопа Аввакума... С. 144, 221.

21 Материалы для истории раскола... Т. 1. С. 159.

22 Леонид (Кавелин). Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой лавры в библиотеке Московской духовной академии. Вып. 2. М., 1887. С. 208; Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. М., 1905. С. 32-33, примеч. 5; Голубцов А.П. Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны. М., 1891. С. 94-95, примеч. 36.

23 Румянцева В.С. Кружок Стефана Вонифантьева... С. 180; ее же. Стефан Вонифантьев и кружок ревнителей... С. 474.

24 Белокуров С.А. Арсений Суханов. Ч. 1. М., 1891. С. 170, примеч. 7.

25 НГОУНБ ОР, ф. 6, оп. 1, ед. хр. 4, л. 65 об.

26 Нижегородский государственный историко-архивный музей-заповедник. Коллекция рукописей, собрание государственного областного музея (далее - НГИАМЗ КР ГОМ ) КР - 12 (ГОМ № 14042), л. 37, 38-38 об., 39, 173-174; КР - 104 (ГОМ № 13748), л. 72-72 об., 73, 74, 107.

27 Белокуров С.А. Указ. соч. С. 169, примеч. 6. НГИАМЗ КР - 34 (ГОМ № 14982), л. 174.

28 Два доклада царю Алексею Михайловичу об избранных Освященным собором кандидатах на архиерейские кафедры // ЧОИДР. 1905. Кн. 3. С. 25. Подлинник см.: РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 19,л. 1.

29 Подробнее об этом см.: Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб., 2003. С. 100, 105-108, 174175; Морохин А.В. Казанский митрополит Корнилий и поставление на патриарший престол Никона в 1652 г. // Патриарх Никон: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2007. С. 165-170.

30 Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей. Нижний Новгород, 1999. С. 445; Шимко И.И. Патриарший Казенный приказ. Его внешняя история, устройство и деятельность. М., 1894. С. 14; Володихин Д.М. Патриаршие казначеи в XVII веке // Русь и южные славяне. СПб., 1998. С. 400-402; Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». СПб., 2003. С. 164.

31 Рождественский Н.И. Указ. соч. С. 7.

32 Там же. С. 5-6.

33 Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. Т. 2. СПб., 1875. № 212. С. 959-960.

34 ЦА НО, ф. 579, оп. 589, ед. хр. 112, л. 1-2.

35 Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, колл. 250, № 34, л. 1.

© 2010 г. А. С. ГЛАЗ ЕВА*

ЖИЗНЬ И ВЗГЛЯДЫ МОСКОВСКОГО МИТРОПОЛИТА ПЛАТОНА (ЛЕВШИНА)

Митрополит Платон (Левшин) - один из лучших представителей русской церковной иерархии. Обладая прекрасным образованием, он проявил себя не только как талантливый проповедник, учредитель духовных учебных заведений и воспитатель, но и как историк, инициатор и вдохновитель многих архитектурно-строительных мероприятий.

* Глазева Алла Сергеевна, соискатель кафедры истории России исторического факультета Воронежского государственного университета.

Уже через 10 лет после смерти митрополита Платона появился первый посвященный ему биографический очерк И.М. Снегирева, который позже несколько раз переиздавался с дополнениями1. Из основных дореволюционных работ следует отметить труды А.А. Надеждина2 и М.Л. Лысогорского3. Интерес к личности Платона достиг кульминации в 1912 г., когда к 100-летию со дня его кончины был приурочен выход трех наиболее значимых статей (В.В. Платоника, В.В. Виноградова и Б.В. Титлинова)4. В XX в. рассматриваемая тема затрагивалась в трудах эмигрантских ученых - Г.В. Фло-ровского5; И.К. Смолича6, В.П. Зубова7 и др. В советское время личности митрополита Платона были посвящены работы выпускников Ленинградской и Московской духовных академий8. В 1983 г. опубликована монография американского исследователя К. Пэпмэла (K.A. Papmehl)9. Начиная с 1990-x гг. до наших дней интерес отечественных исследователей к митрополиту Платону проявился в ряде публикаций. Особо стоит отметить работы П.С. Шкуринова10, Р.М. Короткевича11 и Ю.В. Стенника12. Авторы двух последних статей о Платоне - М.М. Галанов13 и Н.В. Бессарабова14 - недостаточно, на узком круге источников, раскрывают темы, заявленные в названии их работ. Не все выводы, сделанные Бессарабовой, выглядят объективными и научно доказанными. Главными источниками для изучения жизни и взглядов митрополита Платона являются его автобиография15, проповеди16 и переписка с разными лицами17.

Платон (в миру Петр Георгиевич Левшин) родился 29 июня 1737 г., в с. Чашниково Московской губ., в день первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь одного из них он и получил свое имя при крещении. Его отец Г. Данилов был сельским причетником и звонарем, впоследствии священником. Петр рано выучился грамоте, занимаясь по церковным книгам - Часослову и Псалтыри, и уже в 7-летнем возрасте мог пропеть целиком божественную литургию. Петр и его младший брат сначала обучались в Коломенской духовной семинарии, затем в Славяно-греко-латинской академии в Москве. Петр был очень прилежен к занятиям и так писал о себе: «Можно по истине сказать, что не знал ничего, кроме трех мест: дома, церкви и школы»18. Студентом будущий митрополит самостоятельно выучил латинский и греческий языки, а позднее свободно владел французским. В 1757 г., по окончании академии, он стал преподавать в ней греческий язык и поэтику. Как признается сам Платон, он нисколько не сомневался в выборе монашеского пути и решился на это «из особой любви к просвещению»19. В 1758 г. в Троице-Сергиевой лавре Петр Левшин постригся в монахи с именем Платон. В 1761 г. он был назначен преподавателем богословия и ректором Троицкой духовной семинарии, чуть позже - наместником Троице-Сергиевой лавры.

В 1763 г. во время посещения лавры императрицей Екатериной II Платон блестящей проповедью обратил на себя ее внимание и вскоре был назначен законоучителем цесаревича Павла Петровича и придворным проповедником. Благодаря своей образованности и общительности, Платон пользовался большой популярностью в высших кругах и заслужил доверие как самого наследника, так и обеих его супруг. В течение многих лет Платон и цесаревич (затем император Павел I) были друзьями. С.К. Смирновым опубликовано более 150 писем Павла I к митрополиту Платону, охватывающих период с 1764 по 1801 г.20 Несмотря на то что после 1765 г. занятия иеромонаха Платона с цесаревичем Павлом стали носить нерегулярный характер, они, по мнению американского исследователя, «заложили в будущем императоре глубокое религиозное чувство, далекое от того, которое он мог воспринять от своей матери»21. Содержание занятий послужило основой изданного в 1765 г. «Православного учения или сокращенной христианской богословии...»22. В том же году по поручению императрицы иеромонах Платон опубликовал «увещание к раскольникам»23. В 1766 г. он принимал участие в составлении отзыва на «Наказ для Уложенной комиссии». В 1770 г. Платон был хиротонисан в архиепископа Тверского. В Твери в годы его архиерейства был построен кафедральный собор, заслуживший высокую оценку Екатерины II. Несмотря на приближенность к императорскому двору, Платон в своих проповедях критиковал новомодные увлечения философией французских просветителей и масонством, особо обличал «неверие». И.М. Снегирев привел диалог Платона и прибывшего ко двору

по приглашению Екатерины II энциклопедиста Д. Дидро. Дидро обратился к молодому иеромонаху с вопросом: «Знаете ли, отец святой, философ Дидро сказал, что нет Бога?» Законоучитель ответил: «Это прежде него сказано». «Когда и кем?» — поинтересовался Дидро. Платон пояснил: «Пророком Давидом», - и процитировал слова 52-го псалма: «Рече безумен в сердце своем - несть Бог», обратившись же к французу, добавил: «А ты устами произносишь»24. В 1775 г. Платон был переведен на Московскую кафедру. Заботясь о подобающем образе жизни священнослужителей и порядке в приходах, архиепископ издал в 1775 г. подробную «Инструкцию к благочинным, иереям и протоиереям»25. В Москве он приводил в порядок дела епархии, обращая особое внимание на нравственный облик московского духовенства. Платон поставил своей целью повысить уровень образования в Славяно-греко-латинской академии, занимался благоустройством жизни учащихся, брал под свое покровительство наиболее способных учеников. Образование и воспитание будущих священников отныне стало для Платона главной заботой. Позднее он писал: «Я застал московское духовенство в лаптях и обул его в сапоги; из прихожих ввел его в залы к господам»26. В 1783 г. он основал недалеко от Троице-Сергиевой лавры Спасо-Вифанский монастырь (в 1801 г. там была открыта семинария). В 1787 г. Платон получил сан митрополита. С 1792 г. он большей частью жил в Троице-Сергиевой лавре и Вифании, поручив дела по управлению Московской епархией своему викарию Августину (Виноградскому). В том же году, по благословению Платона, началось возрождение заброшенной Оптиной пустыни, которая в конце XIX - начале XX в. стала мощным духовным центром православной России. В конце XVIII в. оживали и другие монастырские центры, например, Валаам, Коневец. Так, по мнению Г.В. Флоровского, «на рассеяние просветительного века Церковь отвечает собиранием духа»27.

Имя митрополита Платона тесно связано с введением в Русской православной церкви «единоверия». Последнее отчасти изменяло отношение к тем старообрядцам, которые готовы были признать власть и иерархию официальной Церкви (т.е. соглашались на постановку им священников), при этом, они продолжали служить по старопечатным книгам, креститься двумя «перстами» и т.п. Таких старообрядцев митрополит предлагал называть не раскольниками, а «соединенцами», или «единоверцами», выражая, таким образом, их «переходное» состояние. 27 октября 1800 г. Павел I подписал прошение московских старообрядцев, эту дату принято считать началом «единоверия»28. В 1801

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком