научная статья по теме ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ БИБЛИОТЕКЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ БИБЛИОТЕКЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ ЗАМЕТКИ»

ГАЛИНА ПАЛЬГУЕВА

Жизнь, отданная библиотеке

Субъективные заметки

О странных свойствах человеческой памяти.

Галина Михайловна Пальгуева, работала в НГОДБ с 1978 по 1995 гг., зам. директора по научно-методической работе с 2004 по 2010 г.

Н

ЕТ, НЕ ОДОБРИЛА БЫ

этот высокопарный и неоригинальный заголовок Елена Петровна Котенькова — заместитель директора по основной деятельности Нижегородской государственной областной детской библиотеки. Единственное мое оправдание — это действительно так. Ровно тридцать пять лет Елена Петровна Котенькова отдала не просто профессии библиотекаря, а именно НГОДБ. Через три года после её смерти, на юбилее библиотеки, о ней не вспомнили. Ни словечка, ни фотографии в электронной презентации истории библиотеки. Ничего! Это в официальной части. В неофициальной — на фуршете — присутствующие задавались вопросом: почему? Как будто и не было в истории библиотеки такого человека. Большинство из тех, с кем я в тот момент общалась, говорили, что помнят Елену Петровну и всегда будут помнить. Все соглашались, что она заслуживает, в том числе и официальной памяти.

Много это или мало, хорошо или плохо — проработать 35 лет на одном месте? Обычно на такой вопрос отвечают: всё зависит от результата. Елена Петровна не просто проработала, не просто прошла путь от рядового сотрудника до заместителя директора. Она вместе с Анной Павловной Капишниковой, первым директором Горьковской (позднее Нижегородской) ОДБ — участвовала в разработке концепции библиотеки. Много славных дел создали имидж НГОДБ в период до 2012 г. на городском, областном и всероссийском уровне. В основе очень многих из них — идеи Елены Петровны. Она была генератором дерзких идей. Оспаривать это могут

только те, кто присваивал их, выдавая за свои.

Размышляя о судьбе Елены Петровны, я задавала себе другой вопрос: почему человек способен всю свою жизнь проработать на одном месте? Это тем более интересно, что все, знавшие Ко-тенькову, отмечали её романтический характер. Казалось бы, кому, как не романтику испытывать свои силы в разных ипостасях, профессиях, городах и весях, желая самое малое — перевернуть мир?!

Тончайшая поэзия библиотечной работы

Изменить библиотеку, ни больше ни меньше, мечтала восторженная девушка, имевшая бурный опыт комсомольской деятельности, когда в 1977 г. переступила порог библиотеки. Её восторженность не была блескучей пустышкой; она была наполнена любовью, доверием, высочайшим профессионализмом преподавателей Лениградского института культуры. Не только технологическим навыкам библиотечной работы, но пониманию высокой гуманитарной, педагогической, нравственной сути профессии обучили студентку Лену Котень-кову её педагоги: Ирина Ивановна Тихомирова, Елена Николаевна Томашева, Идея Алексеевна Свирская, Евгений Андреевич Корсунский....

Это уж потом, в далеко не прекрасные времена стали говорить (и я подозреваю, что стали это говорить люди посредственные), что библиотекарь — это просто передатчик информации. Передатчик информации если и участвует в изменении мира, то механически, от-странённо и равнодушно. Елена вынес-

ла из института совсем другие представления — уверенность, что с помощью книги, чтения можно изменить если не весь мир, то отдельного человека. Её учили простую, на первый взгляд, профессию, превращать в настоящее творчество, тончайшую поэзию. Вся библиотечная работа ей представлялась живой, человечной, восхитительной

Умение восхищаться — признак романтизма. В данном случае истоки его, несомненно, следует искать среди уральских гор, на звонких, стремительных уральских речках. Сплавляться по ним с весёлой компанией любимых одноклассников — что может быть лучше! Места заповедные, безлюдные, на реках — пороги и завалы из упавших вековых деревьев. «Всё перекаты да перекаты, послать бы их по адресу. На это место уж нету карты, идём вперёд по абрису». По абрису, то есть почти наугад, но всё-таки уверенно продвигается самодельное плавсредство — плот под названием «Кочка». На плоту — палатка и всё, что нужно для туристов: котелки, рюкзаки, гитара. У входа — костерок. На палатке — плакат: «Провались земля и неба — мы на "Кочке" проживём». Эта «Кочка» — та самая точка: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Мне, во всяком случае, видится именно так. Здесь — начало её романтизма, верности памяти детства, верности друзьям, всем, кого она встретила и любила в жизни.

Может быть, эта «Кочка» — прообраз НГОДБ? В том смысле, что в одной точке может вместиться весь мир? Незачем искать другие точки опоры, чтобы его изменить! Или... зачем уходить из НГОДБ, если и в других местах не лучше? Романтизм, увы, сталкиваясь с реальной прозой жизни, часто тускнеет. Хорошо, что в молодости нам этого знать не дано.

Не знала об этой особенности романтизма и Лена Котенькова, когда пришло ей время отправляться из родного городка Верхней Туры в большой мир. Куда? В Ленинград! В Ленинград! Конечно в Ленинград! Зачем в Ленинград? Жизнь покажет!

Здесь следует отметить, что романтизм Лены вмещал в себя изрядную долю авантюризма. Первое доказательство тому — выбор высшего учебного заведения. Она совсем не мечтала быть

библиотекарем. Но! Это здание на набережной Невы! Эти колонны, лепнина, купидоны. Почему именно этот дворец так зачаровал романтичную уралочку, неизвестно, однако она вошла в него — и осталась на быстро промелькнувшие четыре студенческих года.

Как вспоминает Ирина Ивановна Тихомирова, студентка Котенькова была любознательной и активной. Уже в те годы она заинтересовалась экспериментальной работой по восприятию художественных текстов детьми и подростками. Много позднее, будучи заместителем Анны Павловны Капишниковой, Лена помогла Ирине Ивановне издать в НГОДБ её знаменитую «Школу развивающего чтения», а Елена Петровна стала активным адептом идеи чтения как тренинга души.

Работа с детьми Лену захватила ещё сильнее после того, как она провела студенческую практику в отряде «Каравелла». Шелест парусов, звон шпаги и дробь барабанов, крапивинское чувство СЛОВА — всё пало на удобренную почву и не могло не дать обильных всходов. Отсюда, из «Каравеллы», её любовь к творческой, нетривиальной деятельности. Отсюда нелюбовь к нудным, дежурным, хотя и «полезным» мероприятиям.

На зависть мне, например, в студенческие годы Лена успела посмотреть и «заграничный мир». Однокурсница и подруга Лены — Ольга Алексеева написала мне о поездке в Чехословакию: «... ездили на ознакомительную практику. Видимо, лучшие по успеваемости. Руководители: наша Идея Алексеевна Свирская с кафедры детской литературы и Корсунский — психолог. Помню, руководителей мы называли "родителями", а они нас — "детками". Когда только сели в поезд, оказалось, что поесть с собой взяли мало, и на какой-то станции Корсунский вместе с Котей (Леной Котеньковой) побежали на поиски еды. Принесли топленого масла, которое никто из нас есть не стал. Корсунский очень удивлялся. Мы осматривали, в основном, детские библиотеки и всё "выдающиеся'! Возили нас в разные города Словакии. Были и в Высоких Татрах на мировом курорте, смотрели трамплин. В костёлы заходили, и в Праге в оперном театре великолепном были. Впечатлений — масса, всё было безумно интересно».

«Ах, студенческая жизнь, иль ты приснилась мне!»

Лена очень долго тосковала по Ленинграду, по своим студенческим годам и друзьям. Когда год спустя мы с ней познакомились, нас сблизило именно нежелание забыть студенческие годы, их романтизм, туристические походы, бардовские песни.

Между тем, начало трудовой жизни вчерашней студенткой воспринимается тоже сквозь романтическую призму. Здесь и «приветливая улыбка директора и большое количество очаровательных молодых лиц.... Какие трудяги, какие умницы. А кроме того, — красивые души, распахнутые сердца.»11 Это её оценка первого своего появления в Горьковской ОДБ.

А потом были и первые слёзы. В той же «Хронике библиотечной жизни» (с. 147) Лена вспоминает: «... мой первый редсовет.девять членов редсове-та. сурово и резко высказывают замечания по моей консультации...Обидно! До конца не выдержала, убежала в туалет и там разрыдалась. Но это были первые и замечательные уроки».

Уроки Елена умела усваивать. Когда сама стала сначала членом редсовета, а затем заместителем директора, никогда не позволяла себе резких интонаций, высокомерных замечаний. Татьяна Хвосто-ва, заместитель директора ЦБС г. Сер-гач, вспоминает: «Я ни разу не слышала, чтобы она разговаривала на повышенных тонах. У нее было развито чувство такта, она могла сказать правду в глаза, но как-то мягко, без всякого сюсюканья и обидного превосходства».

Впрочем, ехидничать Лена тоже могла. Не помню, о чём был разговор, но я сказала такую фразу: «.волшебные кружева зимы». Очень чуткая к слову, она, вероятно, в той ситуации услышала, что-то уж слишком высокопарное или наоборот — избитое. Не скажу, какой фразой, она сбила с меня эту высокопарность, но я долго обижалась. Теперь эти «волшебные кружева» стали моим личным внутренним памятником Лене. Всякий раз, увидев деревья в инее, в снегу, я вспоминаю эти «кружева» и Лену, и благодарю её за то, что не давала мне скатиться в тривиальность.

«Как молоды мы были, как искренне любили!» Саму «молодую специалистку» в библиотеке приняли и полюби-^

#05 [239] 2015 Д Л О

ли сразу, искренне и на всю жизнь. Многое в ней восхищало. Надежда Инт (работала в ОДБ в 1976-77 гг.) вспоминает: «Восхитило меня чрезвычайно то, что Лена запросилась в отдел обслуживания с аргументом: надо работать там, где получается на "5", а не на "3"! Работая с детьми, Лена доказала, что это её "пятёрочное" место! Я так думаю, что проявленная инициатива скоро помогла Лене стать во главе только что зарождающегося нотного отдела».

Антируководитель

Никем и ничем руководить Елена не жаждала. Хотя некая доля амбициозности в ней была, но это касалось в основном творческих высот.

Организовать и возглавить новый для библиотеки отдел А. П. Капишнико-ва подвигла её одним словом: «Сможешь!» Всё-таки долго сомневалась: «Действительно ли смогу?» Дело-то поначалу казалось не совсем библиотечным. Выдавать нотные сб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком