научная статья по теме ЗНАКИ НА ТЕЛЕ. К ВОПРОСУ О ТАТУИРОВКАХ МАЙЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЗНАКИ НА ТЕЛЕ. К ВОПРОСУ О ТАТУИРОВКАХ МАЙЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА»

КУЛЬТУРА

И.Ю.Демичева

Знаки на теле. К вопросу о татуировках майя классического периода

Статья посвящена традиции татуирования и скарификации индейцев майя классического периода. Сложности в изучении данной проблемы связаны с небольшим количеством источников. В качестве основного рассматриваются антропоморфные терракотовые статуэтки. Описаны возможные способы нанесения татуировок, их виды и назначение. Большое внимание уделено семантическим особенностям орнамента татуировок.

Ключевые слова: майя, татуировка, скарификация, технология, семантика.

В современной массовой культуре, насыщенной разнообразными стереотипами, сложился устойчивый собирательный образ индейца. В большинстве случаев их представляют в богато украшенном головном уборе из перьев, полуобнаженных с многочисленными рисунками и татуировками на теле. Несмотря на то, что в последнее время интерес к цивилизациям древней Америки сильно возрос, вопросы, связанные с детальным изучением повседневной жизни и внешнего облика индейцев до сих пор остаются недостаточно разработанными. И если при реконструкции костюма, головного убора, причесок, украшений ученые опираются на широкий круг археологических, эпиграфических, этнографических и других видов источников, то при анализе татуировок и скарификации исследовательские возможности существенно ограничены.

Под процессом татуирования понимается нанесение на тело рисунков посредством травмирования кожного покрова и введения под него красящих веществ. Известный отечественный антрополог Мария Борисовна Медникова, исследуя традицию татуировки, определяет ее как один из способов манипуляции над человеческим телом, включающим в себя шрамы, рубцы, прокалывание, прижигание1. Татуировку чаще наносят люди со светлой кожей, скарификацию предпочитают использовать темнокожие.

Ирина Юрьевна Демичева — кандидат исторических наук, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института (iudem@mail.ru).

Скарификация (от лат. scarifico — царапаю) в буквальном смысле предполагает нанесение на кожу рисунка с помощью рубцевания, когда в рану втираются воспалительные составы, способствующие образованию объемного рисунка. Российский культуролог Светлана Тевельевна Махлина упоминает о двух вариантах рубцов — выпуклых, когда на месте срастания насечек образуется утолщение, и вогнутых, когда края рассеченной поверхности расходятся2. Иногда в качестве синонима скарификации используется понятие «шрамирование». Несмотря на существенную разницу в технологическом процессе и в конечном результате многие исследователи не разводят понятия татуировки и скарификации.

Изучение данных традиций у индейцев майя классического периода осложняется специфическим состоянием источниковедческой базы. К сожалению, кожные покровы тела, являющиеся первичным источником при изучении татуировки, в силу характера погребальной практики3 и почвен-но-климатических особенностей региона не сохраняются. Поэтому немногочисленные источники классического периода, которые позволяют создать определенное представление о данном виде воздействия на человеческое тело, включают с себя расписную полихромную керамику, изображения на стелах и монументах и предметы фигуративной пластики. Последние в силу своей специфики наиболее полно отражают такие манипуляции.

Впрочем, необходимо принимать во внимание тот факт, что произведения искусства и, в частности, терракоты не всегда дают однозначную информацию о природе фиксируемой практики. С одной стороны, иконографические и семантические особенности изображений, в том числе и татуировок, представленных в разных группах источников, имеют свои особенности. Это во многом обуславливается методикой нанесения рисунка: резьба, лепка, прорисовка краской. Однако с другой стороны, в ряде случаев сложно однозначно сказать, что по замыслу художника представлено на телах субъектов, изображенных на расписной полихромной керамике, — недолговечный рисунок краской или же собственно татуировка, или скарификация. Не менее сложной проблемой, связанной с росписью на керамике, является выработка критериев отличия изображения татуировки и скарификации.

В свою очередь с терракотовыми статуэтками ситуация более однозначная. Рисунок на теле изображенного персонажа коропласт мог прорисовать краской или же попросту «вылепить», процарапать, продавить. Поэтому при работе с изображениями на керамике и терракоте стоит принципиально определить, является ли рисунок краской, как на фигурках, так и на керамике, изображением татуировки или же это просто рисунок на теле. И, если это татуировка то, как в таком случае прорабатывался рисунок скарификации? Несмотря на технологическую разницу в изображениях, они обладают единой стилистикой. Большое значение при этом отводится схожим мотивам, анализ которых позволяет проследить некоторые общие закономерности семантики рисунка.

В связи с этим татуировка и скарификация являются довольно сложным объектом исследования. По изображениям можно достаточно точно определить их локализацию, технологию нанесения и варианты графического ряда. При рассмотрении проблем, связанных с причиной появления татуировок, их функциональным назначением, роли, особенностях и динамики

изменений, не достаточно оперировать только изображениями. Маловероятно, что в условиях традиционного общества такие практики могли принципиально изменяться, поэтому целесообразно привлечение письменных источников более позднего времени.

Процесс нанесения татуировок в позднеклассический период Диего де Ланда Кальдерон (1524—1579, второй епископ Юкатана) в своем «Сообщении о делах в Юкатане» описывает так: «Они татуировали себе тела, и чем больше татуировались, тем более считались храбрыми и мужественными, ибо татуировка была большим мучением и делалась следующим образом: татуировщики покрывают часть, которую хотят татуировать, краской, а затем они осторожно надрезывают рисунок, и, таким образом, от крови и краски на теле остаются следы. Это делается понемногу из-за сильной боли. Они даже становятся после этого больными, ибо татуированные места воспаляются, и выступает жидкость. Несмотря на это, они насмехаются над теми, кто не татуируется»4. Судя по данному сообщению, майя применяли один из наиболее распространенных способов татуирования — накалывание с помощью острых предметов. Для прорезания и прокалывания кожи могли использоваться традиционные у майя колюще-режущие инструменты, изготовленные из шипов ската-хвостокола, из шипов и костей рыб (рыба-дикобраз), костяные и нефритовые проколки5.

По изображениям на терракотовых статуэтках классического периода можно проследить некоторые условные стадии нанесения татуировки и скарификации. На фигурках четко прослеживается наличие завершенных и незавершенных рисунков. В первом случае композиция оформлена окончательно, детали рисунка выполнены зеркально. Во втором — картинка ни логически, ни технически не закончена. Чаще композиции были полностью завершены. Проработка незавершенных рисунков, по всей вероятности, не была связана с нежеланием мастера прописывать их до конца. Скорей всего они показывают разные стадии нанесения татуировки и скарификации. Так, например, судя по рисункам на лицах персонажей, татуировка могла наноситься частями. При этом процедуры были разделены между собой значительным временным промежутком. Такая стадиальность могла быть обусловлена некоторыми факторами. Во-первых, процессы татуирования и шрамирования весьма болезненны, и покрыть всю планируемую для рисунка площадь даже с использованием наркотических и обезболивающих препаратов (которые майя были хорошо известны) в течение одной процедуры не всегда возможно6. Во-вторых, необходима была промежуточная проверка результата, так как в процессе заживления места рубцевания могут затягиваться не так, как хочет носитель будущего рисунка, или вводимые для воспаления препараты не приниматься организмом, что сделает дальнейшие серии процедур бессмысленными. Кроме того из-за особенностей организма татуировка может просто не «прижиться».

ЛОКАЛИЗАЦИЯ

Специфической чертой майяской татуировки классического периода является место ее расположения: это лицо и руки. К сожалению, частота встречаемости изображений каких-либо татуировок и скарификаций на памятниках майя крайне незначительна. Например, в 17 городах с общим

Т а б л и ц а 1

ЧАСТОТА ВСТРЕЧАЕМОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ ТАТУИРОВОК НА ПАМЯТНИКАХ МАЙЯ

^ч Памятник Город Стелы Фрагменты Памятники Скульптуры Притолоки Базы, основания Ступени, лестницы Панели Алтари Кол-во с татуировками

Шультун 25 —

Иашчилан 59 5 1

Коба 23 —

Ишимче 12 1 —

Ишкун 5 3 —

Иштутц 4 1 —

Ла-Онрадес 9 —

Наранхо 41 1 1 1 7

Пьедрас-Неграс 11 —

Пишой 5 1 —

Сейбаль 21 1 1

Тонина 6 164 6 3

Цум 6 1 —

Вашактун 22 1 —

Уканаль 7 1 —

Ушмаль 17 1 1 1 1 10 —

Шкалумкин 4 6 1 7 —

Всего 208 6 165 2 65 15 7 9 15 12

количеством стел, монументов, притолок, панелей и алтарей в 497 единиц, только на 12 памятниках искусства удалось выявить изображения персонажей со знаками на теле, которые могли бы трактоваться как татуировки (см. таблицу 1). При этом только на двух можно с уверенностью говорить об их несомненном наличии. В остальных же случаях это скорее элементы стилизации. Схожая ситуация наблюдается и в расписной полихромной керамике. Изображенных людей с рисунками на теле относительно немного. Не столь распространены персонажи с татуировками и среди терракотовых статуэток, хотя на 523 антропоморфных фигурок нашей выборки удалось выявить 59 с татуировками.

В целом, исходя из анализа существующей источниковой базы, можно определить общую закономерность в локализации татуировок и скарификации. Первые чаще наносились на руки и ключицу, вторые на лицо. Характерным примером татуировок на руках являются находки из городища Вака (Гватемала, Петен), где в погребении правителя с богатым погребальным инвентарем был найден уникальный комплекс терракотовых статуэток, изображающих,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком