научная статья по теме ЗНАНИЕ И МОГУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА СОВПАДАЮТ К 450-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФРЭНСИСА БЭКОНА Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ЗНАНИЕ И МОГУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА СОВПАДАЮТ К 450-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФРЭНСИСА БЭКОНА»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2011, том 81, № 4, с. 342-346

ЭТЮДЫ ОБ УЧЁНЫХ

ЗНАНИЕ И МОГУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА СОВПАДАЮТ

К 450-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФРЭНСИСА БЭКОНА

Френсис Бэкон не был таким учёным, как, например, Галилей и Ньютон. Скорее, он являлся философом, который выдвинул идеи опытного исследования природы и вместе с Декартом положил начало экспериментально-математическому естествознанию. Государственный деятель, философ и писатель — во всех своих ролях он был личностью европейского масштаба.

65-летняя жизнь Бэкона была насыщена как бурными взлётами по лестнице карьеры, так и трагическими падениями, чуть не стоившими ему всего. Современник Гильберта и Шекспира, он взял на себя ответственность теоретически доказать рождение науки ХУ11—ХУШ вв., опираясь на открытия Коперника, Кеплера, Галилея и Декарта, а также технические изобретения и ремёсла того времени.

Для решения этой грандиозной по своему замыслу задачи Бэкон имел все основания, ибо наука "была единственным другом, которому он остался верным, а жажда знания была главнейшим его честолюбием, которого он никогда не

мог насытить" [1, с. 244]. Более того, по словам самого Бэкона, он "всё знание сделал своей областью" и стремился к тому, чтобы "в тщательных наблюдениях, обоснованных заключениях и полезных изобретениях и открытиях добиться наилучшего состояния этой области" [2, т. 1, с. 9].

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне в семье известного законоведа эпохи Елизаветы. Исключительно одарённый, он уже в 13 лет поступает в Кембриджский университет, где менее чем за три года овладевает принятым тогда курсом "свободных наук". С этого момента начинается его самостоятельная деятельность.

В целом карьера Бэкона была успешной. Вначале — дипломатическая служба в Париже и адвокатская практика дома. В 23 года он избирается в парламент, в 46 лет назначается генеральным адвокатом, главным прокурором двора, а в 57 лет становится лорд-канцлером и получает титул барона Веруламского. Но за пять лет до смерти Бэкона, обвинённого в коррупции, лишили всего.

Первый свой философский труд Бэкон выпустил в свет в 1597 г. Это были "Опыты или наставления нравственные и политические", посвящён-ные моральным, религиозным и политическим вопросам. Изложенные ярким литературным языком "Опыты" принесли автору широкую известность. В следующих сочинениях — "О достоинстве и приумножении наук" (1605), "Великое восстановление наук", "Новый органон" (1620) — Бэкон в основном рассматривает методологические проблемы опытного познания природы. Именно эти произведения принесли ему мировую славу и признание не только философов разных стран и эпох, но и крупных учёных.

Бэкон уже с юных лет скептически воспринимал общепринятые натурфилософские доктрины и особенно схоластические силлогизмы, популярные среди последователей Аристотеля. В 30 лет он пришёл к радикальным выводам о возможности успешного развития науки при условии преобразования её основ. По замыслу Бэкона, только тогда наука способна стать достоянием человечества.

В 1620 г. Бэкон ещё раз подчеркнул: "Мы хотим предостеречь всех вообще, чтобы они помнили об истинных целях науки и устремлялись к ней не для развлечения и не из соревнования, не для

того, чтобы высокомерно смотреть на других, не ради выгод, не ради славы или могущества или тому подобных низших целей, но ради пользы для жизни и практики" [2, т. 1, с. 71].

Традиционные шаблоны мышления и предрассудки, субъективные искажения, словесная путаница и общая умственная слепота, то есть всё, что Бэкон называл врождёнными и приобретёнными "идолами" или "призраками" заблуждений повседневного разума, должны быть преодолены во многом благодаря новой методологии познания — методологии опытной науки, опирающейся на индукцию и технику. Бэкон утверждал, что технические изобретения по своей ценности и общественной значимости нисколько не уступают науке как теоретическому знанию. Более того, полагал он, техника и искусство преобразования природы его времени заметно превосходили существовавшую тогда науку. И потому техника должна быть для неё образцом, достойным подражания и уважения.

Бэкон настоятельно подчёркивал: "Познание, которое мы обычно применяем в изучении природы, мы будем для целей обучения называть предвосхищением природы, потому что оно поспешно и незрело. Познание же, которое должным образом извлекаем из вещей, мы будем называть истолкованием природы" [2, т. 2, с. 16]. Но чтобы оно было таковым, его следует обеспечить техническими средствами. Согласно бэко-новской методологии познания, наблюдая за природой и проводя различные опыты, обобщённые в процессе сотрудничества исследователей, мы будем постепенно открывать законы и общие правила, которые дадут всему человечеству ключ к пониманию природы, необходимый для управления ею.

По его представлениям, основной наукой о природе является физика. Именно она "изучает то, что материально и изменчиво" [2, т. 1. с. 220]. Поэтому для объяснения свойств и природы тел Бэкон рекомендовал извлекать из поставленных опытов законы как явных, так и скрытых процессов. При этом "скрытый процесс ... далеко не такая вещь, которая легко могла бы представиться человеку... Ведь если каждое естественное действие совершается при посредстве самых малых частиц. или слишком малых, чтобы поразить чувство, то пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой или изменять её, пока должным образом её не поймёт и не узнает" [2, т. 2, с. 88]. Чтобы знание о природе было достоверным, в добывании его должна применяться экспериментальная философия. "До сих пор, — пишет Бэкон, — опыт (ибо к нему мы теперь всецело должны обратиться) или совсем не имел основания, или имел весьма ненадёжное" [2, т. 2, с. 60]. Лишь правильно поставленные экспери-

менты позволят преодолеть представления и приёмы схоластической науки.

В своих рассуждениях Бэкон апеллировал к чувственной эмпирии внешнего и внутреннего мира как объективно проверенной основе теоретических выводов. Несмотря на близость к религиозно-философским учениям, он тем не менее стремился отмежеваться от прежней аристотелевской науки и отделить "научную магию" от "ненаучной". Бэконовский метод постижения тайн природы состоял в подборе материалов, проведении необходимых экспериментов в возможно широком масштабе и нахождении результатов в опоре на как можно большее число очевидных данных. По сути своей метод Бэкона был хорошо известным теперь индуктивным методом, тесно взаимодействующим в современной науке с методом дедуктивным.

Анализируя разные примеры покоя и движения, тяготения и поведения небесных тел, тепловых явлений, магнетизма и электричества, Бэкон ставит их в особые экспериментальные условия. Посредством своего метода индукции он убедительно демонстрирует как его эффективность при анализе и толковании полученных из опытов выводов, так и возможность предсказания новых явлений. Правда, сам Бэкон редко ставил опыты. Обычно он обращался к тем, что проводились другими учёными, в частности, к опытам по магнетизму своего соотечественника В. Гильберта [3].

По Бэкону, "все сведения о природных телах и их свойствах, насколько это возможно, должны содержать точные указания на число, вес, объём, размеры. Ведь мы думаем о практических целях, а не о чистых спекуляциях. Практика же рождается из тесного соединения физики и математики" [2, т. 2, с. 225]. Иными словами, основным критерием истинности теории является её применимость на практике.

Сопоставляя разного вида опыты, применявшиеся учёными того времени, Бэкон считает своим долгом подчеркнуть: "Истинный же метод опыта сначала зажигает свет, потом указывает светом дорогу: он начинает с упорядоченного и систематического опыта, отнюдь не превратного и отклоняющегося в сторону, и выводит из него аксиомы, а из построенных аксиом — новые опыты" [2, т. 2, с. 46]. Бэкон предпочитает использовать "светоносные" опыты, "которые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом" [2, т. 2, с. 61]. Он убеждён, что "наука не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознании нетронутым материал, извлекаемый из. истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме" [2, т. 2, с. 59].

Попытки создать теоретические предпосылки для "светоносного" опыта, в котором явление предстаёт в чистом виде, экспериментирование с

этим явлением в таких "стеснительных" или "критических" условиях, в которых "высвечивается" его сущность, и использование опыта механических "искусств" для познания природы — всё это сближает учение Бэкона с методологией новой науки. Методом анализа и обобщения опытных данных служит у него индукция, "которая производила бы в опыте разделение и отбор и путём должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы" [2, т. 1, с. 34]. Сущность индукции он видит в непрерывном и постепенном обобщении от частных фактов к положениям более общим: вначале к "средним аксиомам", а затем и к "генеральным".

Заметим, что по бэконовской индукции объективные выводы могут быть получены при наблюдении фактов, не столько подтверждающих доказываемое положение, сколько на основе изучения случаев и явлений, противоречащих ему. На них необходимо обращать особое внимание, ибо исследователь легче настраивается на ожидаемые результаты и старается не замечать противоречащие им.

И всё же в схеме поисков истины Бэкона роль теории весьма туманна. Именно «отсутствие теоретических идей при постановке. опыта, т.е. того "света", который и, по мысли самого Бэкона, должен освещать путь истинного опыта, оставляет его в обществе натуралистов и естествоиспытателей Возрождения и резко отделяет его "эмпиризм" от экспериментального духа галилеевой физики» [4, с. 214]. Впрочем, обращение к теории потребовало бы от Бэкона владения математикой. Между тем, признавая её значение для изучения природы, он особого интереса к ней не проявлял. Возможно, уделять внимание математике как методу вообще не входило в его планы, а может быть, на это просто не оставалось ни времени, ни сил. Немалую роль здесь могло сы

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком