научная статья по теме ЗОЛОТАЯ ОРДА: КИТАИЗИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО? История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗОЛОТАЯ ОРДА: КИТАИЗИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО?»

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ НЕФЕДОВ

кандидат исторических наук (Екатеринбург),

старший научный сотрудник Институт истории и археологии Уральского отделения

РАН

ЗОЛОТАЯ ОРДА: КИТАИЗИРОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО? Влияние китайской культуры на Золотую Орду отмечалось многими авторами, в том числе М.Г. Худяковым, Г.А. Федоровым-Давыдовым, В.Л. Егоровым!. Однако до сих пор отсутствуют работы, посвященные исследованию этой важной и, на наш взгляд, чрезвычайно интересной проблемы. В этой краткой статье мы попытались суммировать имеющиеся в литературе материалы, с тем чтобы обратить внимание специалистов на перспективность разработки этой темы.

Как известно, Улус Джучи (или Золотая Орда) первоначально составлял часть обширной Монгольской империи, созданной завоеваниями Чингисхана и его преемников. Однако в культурном и цивилизационном отношении эта империя была не столько монгольской, сколько китайской. В момент начала завоеваний монголы не имели административных институтов для управления земледельческими государствами; они не имели даже письменности и были вынуждены доверить создание новой администрации перешедшим на их сторону чиновникам покоренных государств. Первым из таких чиновников был уйгур Тата тун-а, который учил детей Чингисхана и первых монгольских чиновников уйгурскому письму. Сунский посол Чжао Хун писал, что после овладения столицей китайской империи Цзинь Яньцзином, монголы создали там администрацию по цзиньскому образцу, причем документация велась на уйгурском языке2. Писцов в новых учреждениях называли по-монгольски «бичэчи», что соответствует уйгурскому «бахши» и китайскому «би-чже» - «секретарь». Естественно, что многие термины, используемые той администрацией, имели уйгурское происхождение, в их числе «ярлык» (ханский указ), «тамга» (печать, а также торговый налог), «ал тамга» (алая печать хана), «тамгачи» («обладатель печати», «чиновник»), «купчур», «калан», «ясак» (различные налоги), «сагчий» (сановник)3.

При великом хане Угэдэе главой новой администрации стал бывший цзиньский чиновник Елюй Чуцай, которому было поручено наладить сбор налогов на завоеванных территориях. Елюй Чуцай восстановил административное деление на области «лу» и провел перепись населения, при которой, как обычно в Китае, население объединялось в «десятидворки» и «стодворки», связанные круговой порукой в уплате налогов, выполнении повинностей и поставке рекрутов. После проведения переписи были введены два основных налога, подушный и поземельный. Традиционный для Китая подушный налог («дин-шуй») собирался с совершеннолетних мужчин; поземельный налог (как и при Цзинь) исчислялся в зависимости либо от количества волов и плугов, либо от количества и качества земли. Однако реально каждая семья платила один налог - тот, который был больше; крестьяне обычно платили поземельный, а горожане - подушный налог. С кочевников брали налог, который назывался «купчур» (собственно, «пастбище», или «налог на пастбище») и составлял 1 голову скота с каждых 100 голов4.

Кроме этих основных налогов Чуцай восстановил торговый налог, который взимался при продаже и составлял 1/30 стоимости товара. Была снова введена всеобщая воинская повинность и государственная торговая монополия на ряд важных товаров, в том числе на соль и вино. В отношении других товаров правительство обладало правом проводить принудительные закупки по установленным им ценам. Были восстановлены также государственные мастерские с тысячами рабочих и возобновлен выпуск бумажных денег с номинальной стоимостью. Под руководством Чуцая была восстановлена система

почтовых станций, которые назывались по-китайски «чжань» или «чжам», откуда происходит монгольское слово «джам», тюркское - «йам» и русское - «ям»5.

В целом реформа Чуцая подразумевала восстановление китайской административной и налоговой системы и распространение ее на все завоеванные монголами государства. Необходимо подчеркнуть, что это была совершенная и уникальная по тем временам государственная система - продукт двухтысячелетнего развития китайской цивилизации. Нигде в мире в те времена не было столь четкой бюрократической организации, организации, способной производить переписи и кадастры и собирать налоги в соответствии с доходами плательщика.

Однако Чуцаю не удалось восстановить китайскую администрацию в чистом виде. В 1236 г. Угэдэй принял решение, по монгольскому обычаю, пожаловать князьям и знати «улусы», которые по-китайски назывались «тан му-и» («уделы на кормление»). Таким образом, страна оказалась поделенной на две части: одни области непосредственно управлялись центральной администрацией, другие отдавались в уделы6. Елюй Чуцай протестовал против этого решения и в конце концов настоял, чтобы в каждый удел были назначен государственный чиновник «даругачи», ограничивавший права князя. Согласно «Юань ши», даругачи проводили переписи, собирали налоги, доставляли их в столицу, проводили рекрутский набор, отвечали за работу почтовых станций7. Часть налогов, собираемых даругачи, шла владельцу удела, а другая часть - великому хану. Д. Островский обращает внимание на то обстоятельство, что в Китае издавна существовала дуальная система управления: провинцией управляли два губернатора, гражданский и военный. В этой системе, полагает Д. Островский, должности даругачи соответствовали должности гражданского губернатора, а военного губернатора в монгольской терминологии называли «баскаком»8.

Специфическим институтом нового общества была «орду» в узком смысле этого слова: двор хана, его приближенные и всегда находившаяся при хане 10-тысячная гвардия «кешектенов». Отборная тысяча «кешектенов» называлась «баатуры». Гвардейцы набирались преимущественно из детей знати, они находились на полном обеспечении казны, и из их числа набирали чиновников в аппарат управления9. В отличие от китайцев, монголы судились по своим законам (законам «Ясы» Чингисхана), и у них были особые судьи - «яргучи». Другим специфически монгольским элементом новых общественных отношений были так называемые «дарханы» (тюркс. «тарханы») - освобождения от податей, жалуемые ханом тому или иному лицу. Освобождения такого рода и соответствующие грамоты давали, в частности, духовным лицам и церковным организациям. Как отмечал Х. Шурманн, тарханные грамоты во всех улусах империи писались по одному формуляру, копирующему исходную монгольскую форму10.

Вполне естественно, что административная и податная система Улуса Джучи следовала общеимперскому китайско-монгольскому образцу. Правда, данные о податной системе довольно фрагментарны и базируются в основном на нескольких тарханных ярлыках, выданных Тохтамышем, Тимур Кутлугом и казанским ханом Сагиб Гиреем. Известно, что существовала подать с кочевников, «купчур» (в размере 1 головы со ста голов скота) и подушная подать, «ясак». Х. Шурманн и Дж. Смит путем сопоставления тарханных грамот (а также исходя из этимологических соображений) пришли к выводу, что «ясак» -это подушная подать с оседлого населения11. Однако ярлык Тимур Кутлуга не упоминает о подушной подати для крестьян; согласно этому источнику, земледельцы платили не ясак, а поземельную подать «калан»12. «Ясак» и «калан», таким образом, образуют пару, соответствующую имперскому подушно-поземельному налогу, и, так же как в империи, этот налог дополняется налогом с кочевником - «купчуром». Кроме того, в источниках упоминается повинность по обслуживанию ямских станций, торговый налог - «тамга» и принудительные государственные закупки - «тарх», все эти налоги и повинности аналогичны тем, которые были установлены Елюй Чуцаем13.

В Золотой Орде, как и в Китае, проводились переписи, население было разбито на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тумены» (общее число туменов достигало 70). Как и в Китае, «баскаки» представляли военную власть, а «даругачи» («даруги») -гражданскую14. Источники упоминают «даругачи» разных уровней: «городские даруги», «внутренних селений даруги» и т. д. Название должности, по-видимому, перешло на название административной единицы: улус делился на «дороги». Известно, что существовали налоговые росписи - «дефтеры», которые вели писцы, «битикчи» или «бакши»; часть документации велась на уйгурском языке или на монгольском языке уйгурскими буквами. Среди сборщиков налогов упоминаются «таможники», сборщики тамги, и «поплужники»; последнее позволяет предположить, что поземельный налог, как и в Китае (и в Персии), собирался с плугов. В источниках упоминаются также судьи -«яргучи» и государственные мастерские «кархана». Существовал также ханский двор («орду»), где во времена Казанского ханства служили «огланы» (буквально «сыновья») -это известие можно сопоставить с тем, что монгольских «кешектенов» набирали из детей знати15.

В целом можно сделать вывод, что административная и податная система Золотой Орды в основных чертах соответствовала имперскому китайско-монгольскому образцу.

Имеются и другие свидетельства, касающиеся заимствования в Золотой Орде (и на Руси) китайской административной практики. Например, китайским заимствованием является принятый в Золотой Орде обычай коленопреклонения при подаче прошений. Китайское происхождение имеет тюркское слово «кюйнинг» (превратившееся в русское «книга»); оно буквально означает «свиток, сверток»; дело в том, что и в Китае, и в Улусе Джучи, и на Руси писали по восточному обычаю на свитках. Слитки серебра, «саумы», распространенные в Орде, имели традиционную форму китайского «ляна». Татарские (и русские) счеты тоже были заимствованы из Китая - это приспособление называется в Китае «суан-пан». Любопытно, что в Европу счеты попали из России уже в XIX в. - их привез с собой возвратившийся из русского плена наполеоновский офицер (и известный математик) Ж. Понселе16.

Однако влияние Китая на Золотую Орду далеко не сводилось к сфере государственного устройства. Значительная часть знати Улуса Джучи имела монгольское происхождение, говорила на монгольском языке и долгое время поддерживала монгольские традиции17. Ибн Батута, посетивший Сарай в 1333 г., писал, что «монголы - это настоящие жители страны и владык

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком