научная статья по теме ЗОЛОТАЯ ОРДА: ПРОБЛЕМА ВОСТОЧНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И КУЛЬТУРЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЗОЛОТАЯ ОРДА: ПРОБЛЕМА ВОСТОЧНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И КУЛЬТУРЕ»

РОССИЯ И ВОСТОК

ЗОЛОТАЯ ОРДА: ПРОБЛЕМА ВОСТОЧНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И КУЛЬТУРЕ

© 2011 Л. В. МАШАНОВА

В 1826 и 1832 гг. Российская академия наук объявляла конкурс на написание сочинения, в котором бы освещалась история монгольского завоевания Восточной Европы. "Владычество монгольской династии, известной у нас под именем Золотой Орды ... долженствовало иметь более или менее влияния на судьбу, устройство, постановления, образование, нравы и язык нашего отечества... Пора наконец сделать усердный опыт ... к пояснению темных и запутанных частей отечественной истории и географии сего периода ..." [Тизенгаузен, 1884, с. 554].

Через несколько десятилетий появилась первая работа - труд В.Г. Тизенгаузе-на, собравшего сведения, оставленные арабами и персами - современниками Империи монголов и Золотой Орды, и др. Огромный массив отечественных и зарубежных источников, введенный с тех пор в научный оборот, позволил историкам (востоковедам и русистам) дать разностороннюю оценку политической и культурной роли Золотой Орды в истории Евразии.

Ключевые слова: Монгольская империя, Русь, Золотая Орда, Великое княжество Московское.

В отечественной историографической традиции постепенно формировались противоположные позиции, которые существуют и по сей день. Первая связана с полным отрицанием каких-либо положительных моментов во взаимоотношениях Руси и Золотой Орды. В соответствии с этим подходом монголы-завоеватели рассматривались как абсолютно негативная сила, и историки не жалели красок, чтобы подчеркнуть "примитивность" и "жестокость" этой степной стихии, особенно по сравнению с покоренной монголами Русской землей. Поэтому Золотая Орда однозначно трактовалась как враг и поработитель Руси, между ними существовали одномерные отношения господства-подчинения, подавления-борьбы.

Вторая позиция представлена сочинениями эмигрантов-евразийцев (Г.В. Вернадского, Н.С. Трубецкого и др.), сформулировавших противоположную интерпретацию ордынско-русских отношений. Они уделили главное внимание тесным политическим и культурным контактам Орды с Русью, с особой силой проявившимся в эпоху Московского Великого княжества. Многочисленные восточные заимствования в средневековой русской государственности и культуре позволили поставить вопрос о более сложной золотоордынской политике по отношению к Руси, чем примитивное выколачивание дани и натравливание князей друг на друга. В работах основателей евразийства и их последователей Россия представала как геополитическая наследница Монгольской империи, в частности Золотой Орды. Нельзя не признать, что в такой интерпретации присутствует рациональное зерно. Знакомство со средневековыми источниками показывает, что некорректно воспринимать государство Джучидов только как силу, безусловно враждебную Руси. Русские княжества были встроены в монгольскую систему власти как один из полноправных и необходимых элементов, и два с половиной столетия "ига"

не являлись только временем страданий и лишений для русского народа, но были также периодом межцивилизационных контактов, которые осуществлялись в самых разных формах.

В советское время появились первоклассные фундаментальные исследования, во многом не утратившие значения и сегодня (А.Н. Насонов, Б.Д. Греков и А.Ю. Якубовский, М.Г. Сафаргалиев, М.А. Усманов, В.Л. Егоров, Г.А. Федоров-Давыдов). Немало нового об истории Золотой Орды открылось в результате широких археологических раскопок средневековых городов, особенно обоих Сараев.

Радикальные перемены 90-х гг. XX в. в России затронули и историческую науку. В определенной мере это касается также исследования Золотой Орды. Публикация трудов евразийцев, широкая пропаганда сочинений Л.Н. Гумилева (чьи взгляды на русско-ордынские отношения были близки евразийским), возрастание интереса нашей интеллигенции к историческим корням российской цивилизации, развитие исторической науки в российских регионах, особенно в Татарстане, - все это сделало золотоордын-скую тематику довольно популярной.

Золотая Орда - общепринятое обозначение северо-западного улуса (удельного владения) Монгольской империи, а также государства, возникшего впоследствии на основе этого улуса. Официально же оно именовалось "Улус Джучи", т.е. удел Джучи, старшего сына Чингисхана.

Время правления Узбека и его сына Джанибека - расцвет государственности и культуры Золотой Орды. В степи появились очаги земледелия, развитое скотоводство, города - центры торговли и ремесленного производства. По многим параметрам бытовая культура жителей степных городов превосходила западноевропейскую не только в роскоши жизни господствующих слоев, но и в элементарных условиях существования рядовых людей. Города были обустроены: широкие улицы, водопровод (в керамических трубах), канализация, общественные туалеты, бани. Последние выполняли функцию современных клубов. По словам Г.А. Федорова-Давыдова, много лет занимавшегося изучением Золотой Орды, это был мир "яркой урбанистической восточной средневековой культуры", культуры "поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, арабских звездочетов, персидских стихов и мусульманской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканного тонкого орнамента и каллиграфии" [Федоров-Давыдов, 1976, с. 118].

О Золотой Орде как цивилизованном государстве, в рамках которого сложилось единство тюркских и восточнославянских этносов, пишет Э.С. Кульпин: "Хотя межэтнические контакты стали постоянными в период доминирования Хазарского каганата и Киевской Руси, интенсивность контактов возросла, когда основные народы этого региона были объединены под единой политической властью в государстве, именуемой Золотой Ордой. Значение данного события и становление российского суперэтноса в формировании мировоззрения, общих представлений о мире и о себе народов России не отрицается, но ему придавали и придают значение намного меньшее по сравнению с другими: с возникновением Киевской Руси, принятием христианства, объединением северорусских земель Москвой" [Кульпин, 2001, с. 74]. Золотая Орда была для многих тюркских народов, в том числе и для татар, этнической колыбелью, и ее население, ее культура являются частью истории этих народов и, следовательно, частью истории России в целом.

"Ордынский" период в истории Руси (почти два с половиной столетия) был особенно значимым для формирования российской цивилизации. Под влиянием Золотой Орды происходило превращение Владимиро-Суздальской, позднее Московской, Руси в государство, ориентированное на Восток. Это стало особенно очевидным в пору блокады Руси с Запада немецкими и шведскими крестоносцами, а также Литовско-Русским государством, вобравшим в свой состав те русские земли, которые со времен Киевской Руси тяготели к европейскому региону.

Под влиянием Золотой Орды сложилась почтовая служба, приказная, финансовая, налоговая и судебно-правовая системы. Формирование территории княжеств СевероВосточной Руси, как отметил В.А. Кучкин, "проходило под опосредованным, а иногда и прямым воздействием Орды" [Кучкин, 1984, с. 105]. В терминологии русской канцелярии административно-управленческой системы сохранились следы монгольской, уйгурской, китайской, персидской терминологии: ярлык, тамга, товар, ясак, белег (удостоверение личности), "батман" (мера веса) и др. Слово "книга" имеет китайское происхождение и буквально означает "свиток". В Китае, в Персии и на Руси писали по-восточному, на свитках [Нефёдов, 2006, с. 118]. Держава ильханов (Хулагуидов) была наиболее могущественным государством в западной части Монгольской империи. Поэтому значительная часть заимствований шла через Персию. Термины деньги, печать, папирус, папка (для бумаг), киличей (посол) имеют персидско-арабское происхождение. Основным правительственным учреждением на Руси, в Персии и других государствах Монгольской империи была казна; известно, что в казне хранились налоговые росписи, которые назывались дефтери [Нефёдов, 2006, с. 118-119].

Система монгольского управления на Руси в общем была такой же, как и в других частях империи. По приказу хана Мункэ в 50-х гг. XIII в. была проведена перепись по всей империи (в Китае - в 1252 г., в Иране - в 1253 г., на Руси - в 1257 г.) В 1257 г. хан назначил верховным дарухачи (баскаком) на Руси сына своего зятя Китата, а с ним прибыли численники, разделив население на "десятки", "сотни", "тысячи" и "тьмы" (десятки тысяч) в податных целях. Главой этой фискально-административной системы был "великий баскак владимирский" [Егоров, 1997, с. 53-54]. Сбор налогов сначала сдавался на откуп, но затем эту практику отменили. Баскаки имели свой штат писцов: битекачи, даньщиков, таможников (сборщиков тамги) и судей - ярыг. В каждой волости была своя канцелярия, столец, где сидели писцы и составлялись налоговые списки [Нефёдов, 2006, с. 118]. Русские князья вполне освоили эту административную систему. И Дмитрий Донской, подчинив в 1377 г. булгар, назначил в город своих наместников (даругачи и таможника) - подобно тому, как монголы назначали чиновников в русские города [Вернадский, 1997, с. 365, 369; Нефёдов, 2006, с. 118].

Дальнейшая эволюция этой системы сопровождалась процессами синтеза. В XIV в. ордынский выход (дань) стали собирать великие князья. Управление было вынесено за пределы русских земель. Эта модель управления, по происхождению восточная [Крадин, 1992, с. 170; Пивоваров, Фурсов, 1995, с. 33], не создавала своих институтов, а пользовалась местными, осуществляя учет и контроль. Функции "великого баскака владимирского" были соединены с функциями великого князя, и последний получил в свое распоряжение фискальную систему. Институт баскачества и в дальнейшем передача его основных функций князьям (так называемая дистанционная модель управления) повлияли на Русь (технология власти, фискальные формы, централизация управления).

Под влиянием Орды происходили изменения в политической системе Руси, укреплялись тенденции развития монархических основ княжеской власти. Устанавливая систему своего господства, ордынцы вовсе не хотели ослаблять княжескую власть. Напротив, они были заин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком