научная статья по теме ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ И ОРНАМЕНТА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ И ОРНАМЕНТА»

ЭО, 2015 г., № 4 © Л.Ф. Фасхутдинова

ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЕ ТАТАР-МИШАРЕЙ: ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ И ОРНАМЕНТА

Ключевые слова: золотное шитье, вышивка, волго-уральские татары, мишари, декоративно-прикладное искусство, орнамент, композиция, технология шитья

В статье рассматривается традиционное искусство золотного шитья одной из групп волго-уральских татар - мишарей. Мишари применяли его для украшения элементов народного костюма и предметов быта. В мишарском золотном шитье обнаруживаются параллели с шитьем казанских, касимовских и крымских татар, а также русских. В результате анализа локальных особенностей орнамента и технических приемов выявлен особый мишарский стиль золотного шитья.

В данной статье предполагается рассмотреть золотное шитье1 мишарей2 в целом, хотя известно, что мишари - неоднородный субэтнос. В их составе выделяются этнографические группы: северная (сергачская) и южная (темниковская), более поздняя (вторичная) лямбирская, а также этносословная приуральская (Исхаков 1993: 101). Автор не ставит задачей искать различия в данном виде искусства среди самих мишарей. Достаточно того, что при рассмотрении традиционного золотного шитья волго-уральских татар у мишарей довольно четко прослеживается собственный самобытный стиль. В этом виде мишарского прикладного искусства - в отличие, например, от ювелирного - оригинальный орнамент выражен особенно сильно.

Наряду с вышивкой казанских и касимовских3 татар золотное шитье татар-мишарей представляет особый интерес для изучения. Присущая ему определенная консервативность обусловила сохранность реликтовых элементов в орнаменте и технике. В ходе анализа вышивки (оригинального орнамента, технических особенностей, применяемых материалов) прослеживаются также некоторые аспекты этнокультурных связей мишарей.

Золотной вышивкой укалап чигелеш4 татары-мишари украшали женские, мужские, девичьи головные уборы, детали женского костюма, сумочки-амулеты, обувь. Подавляющее большинство вышивок выполнено в едином ключе: гладь вприкреп литым швом и приемом кадау с характерной стилизацией узоров. Гладь вприкреп -основной шов в классическом золотном шитье. Суть его в том, что драгоценная нить крепится на лицевой стороне ткани при помощи рабочей нити, которая иногда остается незаметной, иногда имеет декоративную функцию и может образовывать дополнительный орнамент. Литой шов - разновидность шва вприкреп, по трафарету из картона, бумаги или кожи. Золотные нити крепятся рабочими нитями то с одного, то с другого края трафарета и выкладываются параллельно нить к нити так плотно, что создается впечатление литой металлической поверхности. Кадау (в русской традиции - шов враскол) может выполняться по настилу из веревочек или по картону. По картону шов враскол выполняется аналогично литому шву, только по линии раскола золотная нить утягивается нитью прикрепа и "проваливается" в прорезь в картоне. В результате получается рельефный рисунок. В случае с настилом из веревочки в месте раскола нить прикрепа сильно утягивается между рядами веревочек и также

Луиза Фагимовна Фасхутдинова - научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан; e-mail: yasmina-art@mail.ru

"проваливается". Значительно реже в шитье мишарей применялась вышивка золот-ной и серебряной канителью5.

Характерность стилизации вышитого орнамента мишарей выражается в оригинальном дизайне цветочно-растительных мотивов. Узкие и длинные листья и лепестки цветов имеют острые концы, иногда - фестончатые края, плавные и четкие линии. Своеобразный "минимализм" в общем стиле вышивки татар-мишарей выражается в отсутствие мелких декоративных дополнений.

Орнамент в золотном шитье татар-мишарей выглядит архаичным, поскольку относительно меньше подвергался влияниям. В его сюжетах чаще встречаются "пережитки" языческой и степной культуры: всевозможные солярные знаки, вихревые розетки, свастика, бараньи рога, Б-образные фигуры, трактовки мотива древа жизни и т.д. Такие темы известны в искусстве многих тюркских народов (башкир, казахов, киргизов, узбеков, туркмен, ногайцев) и в большинстве случаев продолжают бытовать. Ранний период развития традиционного искусства волго-уральских татар как раз характеризуется наличием данного круга орнаментальных мотивов (Валеев 1969; Валеев, Валеева-Сулейманова 2002). Позднее они постепенно заменяются цветочными и растительными, декоративность становится определяющим признаком. "Степной стиль" составляет значительный пласт в истории культуры тюркских народов, является своеобразным отражением кочевого образа жизни, окружающей действительности жителей степи, менталитета средневекового человека. Сложная иерархия языческих родоплеменных тотемных образов-оберегов, мифы и легенды нашли в нем изобразительное воплощение.

Смысловое наполнение мотивов орнамента на позднем этапе уступает ведущую роль декоративности. Это не значит, что вышитый орнамент потерял всякую содержательность. Традиционные мотивы отчасти сохранили сюжетно-композиционную структуру, но содержание их обрело силу поэтического художественного образа, весьма далекого от прямого отражения мифологии и представлений татар (Урман-чеев 2005). В вышивках наряду с новыми мотивами сосуществуют архаические и примитивные, а также более сложные композиции; имеются повторения, заимствования, вариации и уникальные произведения высокого мастерства. Примечательно, что именно вышитый орнамент мишарей сумел сохранить архаичные элементы, хотя конкретный смысл их утрачен. По мнению исследователей народной культуры, орнамент - относительно устойчивый компонент художественной культуры, он долго сохраняет древние элементы, темпы его преобразований существенно замедленны (Богуславская 1973: 1).

В искусстве народов Евразии широко распространены так называемые солярные знаки, символизирующие солнце и огонь. Это вариации креста, вихревых розеток6 и производные свастики. Исследователи русской народной культуры для обозначения свастики и других фигур (с закрученными от центра в определенную сторону "ногами") применяют термин ярга, яргический знак. П.И. Кутенков, например, приводит таблицу с классификацией яргических знаков в русском орнаменте (Кутенков 2005: 278). Так называемая ярга и яргические знаки обладают лишь одним видом симметрии - поворотной симметрией. Вращение происходит вокруг особенной точки (центра). Согласно данной классификации, в этот комплекс солярных (яргических) знаков входят и вихревые розетки.

В татарском золотошвейном орнаменте применяется целый ряд мотивов, которые можно объединить термином "розетка". Под розеткой нужно понимать мотив, который условно вписан в круг и имеет определенное количество лепестков или лучей. Некоторые розетки могут быть стилизованными мотивами цветочного орнамента, а другие - происходить из круга солярных знаков и иметь в древности определенный смысл. Принадлежность розетки к солярным символам определялась очертаниями. Например, если лепестки-концы закручиваются в одну сторону, то это так называемая

вихревая розетка - солнечный знак, выполнявший функцию оберега. В относительно поздних татарских вышивках розетка не отличается от других цветочных мотивов и практически потеряла смысловую нагрузку.

В золотном шитье татар-мишарей, казанских татар, кряшен перечисленные мотивы применялись в орнаментации головных уборов (калфаков1, тюбетеек8, сурэкэ9), элементов женского костюма, сумочек для амулетов, обуви. Вариации свастики - крест с загнутыми в определенную сторону концами и так называемая вихревая розетка - были у мишарей самыми распространенными мотивами. Это особенно характерно для женских нагрудников кукрэкчэ10 и алынча11, а также вышивок на концах головных покрывал тастаров12.

До середины XIX в. в среде замужних женщин широко бытовал тастарный комплекс головного убора, который состоял из волосника и полотенцеобразного покрывала тастар, поверх которого повязывался платок тастмал13 (Мухамедова 2008: 121). Золотной вышивкой украшали конец таста-ра, который спускался на спину. Такой тип тастара характерен для темниковских мишарей. Орнаментация конца тастара из фондов Пензенского краеведческого музея выполнена золотошвейной гладью вприкреп (литой шов) на фоне фиолетового шелка. Центрическая композиция разбита двумя полосами позументной тесьмы. Мотив закрученного ростка - один из самых популярных у мишарских вышивальщиц - повторяется в различных вариациях, а центральный элемент заключен в фестончатый круг. Аналогичный по технике вышивки тастар хранится в фондах Астраханского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (рис. 1).

Нижние нагрудники кукрэкчэ, которые татарки надевали непосредственно на тело, нередко декорировались золотным шитьем. Центрические композиционные решения вышивок часто встречаются на нагрудниках ^крэкчэ, бытовавших у татар-мишарей Пензенской, Симбирской и Саратовской губ. (южная кузнецко-хвалынская группа мишарей) (Суслова, Мухамедова 2000: 226). Обычно это прямоугольник с двумя усеченными углами, сшитый из шелка, атласа или хлопка. Центральный мотив чаще всего -розетка пяти-, шести- или восьмиконечная. Концы-лепестки розетки закручиваются вокруг центральной точки, образуя вихревую розетку, либо раздваиваются, образуя листовидные отростки. По всей видимости, этот древний солярный знак выполнял функции оберега (Мухамедова 2008: 143). К сожалению, терминология золотного ши-

Рис. 1. Головное покрывало тастар. Мишари. Конец XIX в. Из коллекции Астраханского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Фото автора

Рис. 2. Женский нагрудник. Мишари. Конец XIX в.

Из фондов Саратовского областного музея краеведения. Фото автора

тья волго-уральских татар, в том числе мишарей, почти полностью утрачена, как и аутентичные названия элементов орнамента и их интерпретации.

В некоторых случаях солярный знак в середине композиции заменялся мотивом веточки, повторяющей соседние, но крупнее и с большим количеством листьев и цветов. Сама веточка и ее листья все так же закручивались относительно центра. Орнаментальные композиции на кукрэкчэ мишарок относятся

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком