научная статья по теме ЗРЕЛИЩНЫЕ ИСКУССТВА В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАТЕЛЯХ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ЗРЕЛИЩНЫЕ ИСКУССТВА В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАТЕЛЯХ»

ОЛЬГА ФИШМАН

Зрелищные искусства

библиографических указателях

Библиографическая деятельность библиотеки началась в конце 1 950-х гг., при главном библиографе Н. И. Пожарском.

В конце 1960-начале 1970-х библиографические указатели библиотеки, как предназначенные для специалистов, так и издаваемые в помощь самообразованию, стали выходить регулярно. К последним относилась серия «Что читать о театре», в которую входили рекомендательные указатели: «Актёры о своём труде. 1972-1976» (М., 1976 г .); «Режиссёры о своём труде. 1972-1975» (М., 1976 г.) и другие.

Для специалистов выходил текущий библиографический указатель «Зрелищные искусства». Он начал издаваться в середине 1 970-х на волне постановления советских властей о работе с творческой молодёжью и по инициативе молодых сотрудников библиотеки — выпускников ГИТИСа М. Старостиной, И. Силиной, Т. Кравченко и других. При методическом отделе библиотеки был создан библиографический сектор, работавший при непосредственном участии и кураторстве А. А. Ильина. Позже был сформирован и самостоятельный отдел.

Текущий библиографический указатель «Зрелищные искусства» предназначался для специалистов в области театрального дела. Указатель выходил ежемесячно, каждый выпуск имел объём около шести авторских листов и снабжался вспомогательными указателями. Выпуски включали описания книг и статей, для чего расписывались журналы театральной тематики. Просматривались не только

новые поступления театральной библиотеки, но и издания обязательного экземпляра Государственной библиотеки им. Ленина. В работе над изданием участвовали также библиографы Государственной библиотеки иностранной литературы: они предоставляли описания книг и статей из зарубежных журналов. Ежемесячные выпуски указателя выходили в течение семнадцати лет, но в 1980-х годов выпуск их стал нерегулярным, а затем и вовсе прекратился.

Помимо «Зрелищных искусств» издавался «Ежегодник пьес» впоследствии переименованный в «Ежегодник драматических произведений» и ретроспективные библиографические указатели.

В дальнейшем библиографический отдел разделился на справочный отдел и отдел ретроспективной библиографии. Их функции постепенно изменялись и расширялись, поэтому со временем они были переименованы в отдел научной информации и отдел научной библиографии.

Изданные РГБИ ретроспективные библиографические указатели разнообразны по тематике и характеру. Условно можно классифицировать их следующим образом:

• издания, посвящённые истории и теории театра («Советский театр для детей». 1917-1972. — М., 1978-1979 гг.; «Либретто (XVШ-начало XX века): каталог собрания Российской государственной библиотеки по искусству». — М., 2008 г.);

• пособия по отдельным театрам и театральным коллективам («Московский театр "Современник"». — М., 1971 г.;

Библиографическая деятельность Российской государственной библиотеки искусств является одним из основных направлений её работы. Тематика же библиографической деятельности была и остаётся по преимуществу театральной.

Ольга Павловна Фишман, заведующая отделом научной библиографии РГБИ

-2-88/

#10 [172] *2012 ^Йй

«Театр "У Никитских ворот" под руководством Марка Розовского. 1983-2006 г.». - М., 2007 г.); • персональные библиографические указатели («Соломон Михоэлс. 1919-1999». - М., 2003 г.; «Михаил Левитин. 1969-2002». - М., 2003 г.; «М. А. Булгаков. Публикации на страницах театральных журналов, альманахов и сборников. 1925-2001». — М., 2008 г).

Кроме того, выпускались библиографические указатели «второй степени»: «Русский советский драматический театр: аннотированный указатель — 1980» (М., 1983 г.); «Эстонский театр. 1945-1985» (1986).

К 60-летию библиотеки был выпущен указатель «Государственная центральная театральная библиотека. 1958-1982» (М., 1982 г.), а к 80-летаю — «Российская государственная библиотека по искусству: аннотированный библиографический указатель. 1924-2004 г.».

Указатели литературы РГБИ не являются «дежурными», их отличает творческий подход и тщательная проработка материала. Так, пособие «Либретто (XVIII-начало XX века)» — уникальное в своём роде. Составители рассматривали либретто как произведения драматургии. Указатель включает описания основного массива этих изданий, выходивших в России с XVIII века по начало XX века, содержит описания 1120 библиографических записей либретто в основном опер и оперетт, а также других музыкальных произведений, названных, например музыкальным обозрением, музыкальной мозаикой, лирической драмой, драмой-мистерией и т. д.

Помимо сбора материала, составителям пришлось проделать колоссальную работу по установлению авторства — это касалось как композиторов, так и авторов либретто. Пришлось обращаться ко многим отечественным и зарубежным справочным изданиям: «Указателю заглавий произведений художественной литературы», «Словарю опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР» , «The New Grove Dictionary of Opera», «Die Musik in Geschichte und Gegenwart» и многим другим. Таким же образом устанавливались имена переводчиков. Название источника, по кото-

рому устанавливалось авторство, приведено в аннотации к описанию либретто. В случаях, когда произведение издавались под другим, отличным от приведённого заглавием, указано и это заглавие. Помимо заглавий на русском языке даны параллельные заглавия на языке оригинала.

Справочный аппарат состоит из двух именных указателей: имён авторов либретто и указателя имён композиторов, а также указателя заглавий либретто. Именные указатели содержат не только полные имена, но и короткие справки, в которых указаны годы жизни (в тех случаях, когда их можно было установить), даются отсылки к другой форме имени, где это необходимо, настоящие фамилия и имя, если автор писал под псевдонимом.

Указатель «М. А. Булгаков. Публикации на страницах театральных журналов, альманахов и сборников. 1925-2001» отражает публикации в советских и российских изданиях с момента первых выявленных упоминаний имени М. А. Булгакова (1925 год) до 110-летия со дня рождения писателя (20 01 год), в том числе такие, которые содержат минимальную информацию о его пьесах. Причина такого подхода заключается в том, что ценно любое упоминание имени писателя в печати, ведь драматургические произведения

М. А. Булгакова не публиковались не только при его жизни, но и спустя четверть века после смерти, а спектакли по его пьесам, то разрешались, то запрещались.

Материалы указателя распределены по разделам: раздел «Тексты» содержит

описания пьес, произведений прозы, дневниковых записей, писем М. А. Булгакова и двух инсценировок его произведений. В разделе «Публикации о жизни и творчестве М. А. Булгакова» представлены литературно-критические материалы и воспоминания, посвя-щённые писателю, статьи по истории русской прозы, драматургии и театра, в той или иной степени, коснувшиеся его творчества, публикации о сценическом решении спектаклей по его произведениям. Раздел «М. А. Булгаков в литературе» отражает пьесы, фельетоны, эпиграммы, пародии, в которых Булгаков является действующим лицом, упоминается его имя или названия пьес, используются мотивы и герои его произведений. В разделе «М. А. Булгаков в иллюстрациях и фотографиях» даны описания изобразительного материала, являющегося самостоятельными публикациями: эскизы декораций и костюмов к спектаклям, шаржи, карикатуры, фото.

Деятельность отдела научной биб-,лиографии РГБИ ведётся сего-'дня по двум направлениям: театральный репертуар и персональная библиография. Работа осуществляется в автоматизированном режиме с использованием системы ОРАС на основе формата ШМАРС: формируются базы 'данных, преобразующиеся затем в 'собственно указатели.

Выбор объекта библиографирования диктуется запросами читателей — театроведов, историков театра, режиссёров, актёров, драматургов, студентов театральных вузов.

Анализ читательских запросов выявил трудность поиска драматургических произведений, созданных в XVШ-XIX веках. Существующие пособия по драматургии этого периода не отражают всего массива литературы: в них, как правило, даются сведения об отдельно изданных пьесах и не учитываются публикации в периодических изданиях. Тексты многих драматургических произведений печатались только в журналах. Это обстоятельство послужило причиной создания БД «Репертуар русской драмы». База данных является корпоративным проектом, она создаётся совместно с РНБ и Санкт-Петербургской театральной библиотекой. В ней

£34^-

^l^gääiä #10 [172] *2012

отражаются произведения, опубликованные на территории России в XVIII-начале XX вв. База содержит сведения о монографических изданиях и пьесах, опубликованных в сборниках, продолжающихся и периодических изданиях. В ней можно найти сведения о публикации произведений как известных, так и малоизвестных драматургов. Например, имя Ф. А. Кони в настоящее время практически забыто, хотя в XIX в. он был весьма популярен. Он прославился в водевильном жанре («Девушка-гусар» , 1836; «Петербургские квартиры», 1840, и др.). Многие выполненные им переводы или переделки водевилей французских и немецких авторов с узнаваемыми персонажами приближались к реалистической бытовой комедии.

БД «Репертуар русской драмы» на сегодняшний день включает свыше 20 тыс. записей и продолжает пополняться. На её основе предполагается издание многотомного библиографического указателя.

Специалисты РГБИ считают удачным использование тематических рубрик, следующих за библиографическим описанием. Этот приём применяется в последние годы в ретроспективных указателях РГБИ, как в посвящённых отдельным театрам, так и в персоналиях, он даёт возможность отражать вопросы, освещаемые в источнике, и на основе этих рубрик строить вспомогательные указатели.

В 2011 году отделом научной библиографии был выпущен в свет указатель «Московский театр на Таганке. 1984-2004 гг.», который хронологически продолжает пособие за 1964-1984 гг. выпущенное в 1989 году. Выход указателя совпал с драматическим периодам истории этого театра.

В 2012 года свет увидел указатель «Московский театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина. 1987

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Культура. Культурология»