научная статья по теме А.А. МАСЛЕННИКОВ. АНТИЧНОЕ СВЯТИЛИЩЕ НА МЕОТИДЕ. МОСКВА-ТУЛА, 2006; А.А. МАСЛЕННИКОВ. СЕЛЬСКИЕ СВЯТИЛИЩА ЕВРОПЕЙСКОГО БОСПОРА. МОСКВА-ТУЛА, 2007 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «А.А. МАСЛЕННИКОВ. АНТИЧНОЕ СВЯТИЛИЩЕ НА МЕОТИДЕ. МОСКВА-ТУЛА, 2006; А.А. МАСЛЕННИКОВ. СЕЛЬСКИЕ СВЯТИЛИЩА ЕВРОПЕЙСКОГО БОСПОРА. МОСКВА-ТУЛА, 2007»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

© 2008 г.

МАСЛЕННИКОВ A.A. Античное святилище на Меотиде [Ancient Sanctuary on the Maiotis]. Москва-Тула: Гриф и К., 2006. 152 с. илл. DVD МАСЛЕННИКОВ A.A. Сельские святилища Европейского Боспора. Москва-Тула: Гриф и К., 2007. 564 с. 199 рис. Анг. рез.

В последние годы значительно возросло число научных трудов, посвященных обобщению археологических источников, накопленных в процессе многолетних раскопок разнообразных античных памятников в Причерноморье, в том числе и святилищ1. В историографии Боспора Киммерийского только прошедший 2007 год останется, скорее всего, годом, завершающим важный этап исследования и публикации материалов многих святилищ, открытых в предшествующее время. Главным доказательством такого предварительного вывода могут быть, с одной стороны, проведенные в этом году в Керчи и Санкт-Петербурге международные тематические научные конференции, посвященные разноаспектным вопросам изучения святилищ, других сакральных объектов, а заодно религиозных представлений населения, взаимосвязанной с ними мифологии, разных видов творческой и религиозной деятельности2, а с другой, рецензируемые книги А.А. Масленникова - автора, который, как хорошо известно, много лет своей жизни отдал полевым и научным исследованиям сельской территории европейской части Боспор-ского государства.

На протяжении последних десятилетий, Восточно-Крымская археологическая экспедиция Института археологии РАН под руководством А.А. Масленникова проводила планомерные раскопки сельских поселений этого региона, где одновременно были открыты и различные сакральные памятники, в той или иной мере периодически уже освещавшиеся в печати. Но лишь совсем недавно после прекрасного издания в 2006 г. небольшой книги, где была дана характеристика всех материалов из античного святилища на поселении «Полянка» в Крымском Приазовье на русском и английском языках, А.А. Масленниковым впервые издан фундаментальный труд, в котором обобщены и осмыслены его многолетние исследования сельских святилищ и различных культовых объектов на европейском Боспоре. Поскольку в этой книге повторно рассмотрен и вышеотмеченный сакральный комплекс поселения «Полянка», то основное внимание в настоящей рецензии мы уделим именно этой последней монографии о сельских святилищах.

Она состоит из краткого предисловия, четырех глав, общей библиографии, резюме на английском языке, большого количества иллюстраций строительных остатков и других разнообразных материалов, обнаруженных в процессе археологических исследований святилищ, а так-

1 К самым последним изданиям различных материалов из отдельных понтийских античных святилищ можно отнести седующие: Histria VII. La zone sacrée d'époque grecque (Fouilles 19151989) / Publ. par P. Alexandrescu. Bucuregti, 2005; Древнейший теменос Ольвии Понтийской / Рук. А.С. Русяева, ред. В.Н. Зинько. Симферополь-Керчь, 2006; Ochotnikov S.B. Achilleus auf der Insel Leuke // Internationale Archäologie 94. Der Achilleus-Kult im nördlichen Schwarzmeerraum vom Beginn der griechischen Kolonisation bis in die römische Kaiserzeit / Hrsg. J. Hupe. Rah-den/Westf. Verlag M. Leidorf YmbH, 2006. S. 49-86; Bujskich S.B. Kap Bejkus - Kap des Achilleus: eine Kultstätte des göttlichen Heros im Mündungsgebiet des Bug // Ibid. S. 111-153.

2 Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Святилища и сакральные объекты // Боспорские чтения. Вып. VIII. Керчь, 2007; Боспорский феномен. СПб., 2007. Кроме того, следует отметить еще одно, более раннее издание: Боспорский феномен: погребальные памятники и святилища. Материалы Международной научной конференции. Ч. 1-2. СПб., 2002.

8 Вестник древней истории, № 4

225

же карт-схем, планов-схем, панорам раскопов, общих видов местности до начала раскопок. Они в совокупности дают ясное представление о проделанной автором огромной работе3.

Предварительно А.А. Масленников резонно отмечает ряд трудностей при исследовании объектов, относящихся к категории одних «из самых таинственных, малочисленных, малопонятных и сложных в плане интерпретации» и отражающих в общем не содержание того или иного ритуала, а всего лишь его следы. Прежде всего это касается сакральных объектов на сельской территории Боспорского государства, находившегося в очень близком соседстве с местными варварами и включавшего земли многих из них, что, несомненно, стало главной причиной этнокультурного взаимопроникновения и влияния. А это требует их изучения на материалах поселений и святилищ.

Основная задача работы заключалась в том, чтобы «предоставить в руки исследователей новый, обширный и подчас просто первоклассный соответствующий материал», чему А.А. Масленников действительно уделил очень много внимания, возможно, даже излишне останавливаясь на совсем незначительных, а поэтому и малоинформативных фрагментах керамики и отдельных терракот. Однако в общем относительно небольшое количество материала по сравнению с городскими многовековыми теменосами позволило автору проанализировать и воспроизвести почти все главные находки из святилищ и их строительные остатки. В соответствии с поставленной целью эта чисто археологическая и важная характеристика почти всех имеющихся источников занимает главное место в монографии. Без их разбора вряд ли можно составить четкое представление о том или ином сакральном комплексе и соответственно доказать их принадлежность именно к святилищам, а не к случайному выбросу, остаткам сельской усадьбы или жилого дома. Большое место в работе занимают вопросы идентификации, систематизации, типологии, хронологии, ставится также труднейшая задача - дать наиболее достоверную интерпретацию каждого сакрального памятника путем привлечения необходимых аналогий. При этом автор-первооткрыватель вправе предостеречь читателя, что его работа отвечает своему названию, поскольку на данном этапе она не представляет собой полномасштабное изучение религии и культов сельского населения античного Боспора. Такое предостережение дает право надеяться, что А.А. Масленниковым будет написана другая монография, посвященная обозначенной им проблеме.

Для определения, что такое «сельские святилища», А.А. Масленников исходит из их местонахождения «вне городов, на пространстве хоры»4. По его типологии все рассматриваемые святилища разделены на две большие группы: коллективные (общественные) и частные (домашние). В первой, самой обширной главе, посвященной общественным святилищам на хоре европейского Боспора, преимущественно в Крымском Приазовье, дана развернутая археологическая характеристика всех сакральных комплексов (с. 9-405). На фоне различных подходов к интерпретации открываемых памятников предварительно разработанная А.А Масленниковым единая схема в данном отношении заслуживает особого внимания. Она «включает в себя следующие небольшие разделы: местоположение памятника и обстоятельства его обнаружения (I); организация и методика раскопок, стратиграфия и строительные периоды (II); строительные остатки, материалы, строительная техника (III); находки и элементы (если это возможно) внутренней обстановки (IV)», а также архитектуру построек, некоторые вопросы характеристики и специфики памятника, его датировку (V). При этом четвертый раздел содержит более 20-ти параграфов, где почти в одинаковой последовательности и соответственно обнаруженным в каждом святилище материалам дается краткая характеристика всех находок, включая костные остатки и неопределенные предметы.

Согласно типологии и вышеотмеченной схеме, в главе 1 проведен всесторонний анализ всех общественных святилищ на хоре европейского Боспора по отдельности. На первом месте стоит весьма недолго в I в. до н.э. функционировавшее святилище на поселении «Полянка», раскопанное в 6 км западнее мыса Зюк в Крымском Приазовье. Как уже отмечалось, оно было опубликовано в 2006 г. в небольшой книге, а в другой монографии это святилище рассмотрено в несколько расширенном варианте. Особое внимание следует обратить на неординарное для тра-

3 В этой книге по нумерации автора отмечено 199 рисунков, однако в большинстве это таблицы, на которых количество рисунков отдельных категорий находок колеблется в среднем от пяти до двадцати и более, что значительно увеличивает их число.

4 Можно отметить, что в науке имеются разные взгляды и различные подходы к классификации античных святилищ как внутри городов, так и за их пределами. Подробнее об этом с литературой см. Буйсъких С.Б. Святилища extra-urban епохи грецько! колошзацп Нижнього Побужжя // Археолопя. 2004. < 3. С. 3-14; Русяева А.С. Религия и культы понтийских эллинов: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев, 2005. С. 94-203.

диционных античных святилищ однокамерное сооружение закрытого типа и на найденные там находки, в первую очередь на редкий комплекс хорошо сохранившихся терракотовых статуэток с изображением в основном эллинских мифологических персонажей, и на единичные фигуры богов восточного происхождения. Особый интерес представляет также разбитая амфора якобы с остатками трупосожжения в неглубокой яме, ставшей (после ее частичного перекрытия круглым каменным жерновом) «жертвенником-эсхарой для возлияний».

Опровергнуть мнение A.A. Масленникова о принадлежности памятника общественному святилищу затруднительно по причине краткого периода его существования. Его отличают оригинальность постройки и интерьера, множество терракот, в наибольшей степени отражавших религиозно-мифологическую взаимосвязь Диониса, Афродиты и Геракла в сочетании с восточными культами. Соответственно с этим возникает сугубо боспорская специфика верований, особенно ярко проявившаяся во время правления Митридата VI Евпатора и его преемников. Тем не менее, несмотря на ряд соображений относительно обрядовых действий и подбора аналогий, сам автор как будто бы не твердо убежден в правдивости его достоверного определения, придя в итоге к наиболее, пожалуй, верному предположению о том, что это «своего рода сельский героон» - сакральный центр поселения, на котором он расположен.

Значительно больше строительных остатков и разнообразн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком