научная статья по теме АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ПРИМЕР РЕФОРМЫ КАЛЕНДАРЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ПРИМЕР РЕФОРМЫ КАЛЕНДАРЯ»

© 2008 г.

Д. Н. Старостин

АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ В РАННЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ПРИМЕР РЕФОРМЫ КАЛЕНДАРЯ

Каролингское возрождение - период широкого распространения грамотности и развития культуры, пришедшийся на правление первых франкских королей этой династии. Обращение к античному наследию было неотъемлемой частью этого процесса, и именно тогда оно приобрело другое значение по сравнению с тем, которое наблюдалось в период, непосредственно последовавший за падением Римской империи в 476 г. В каролингскую эпоху знание перестало быть привилегией отдельных образованных людей: в это время короли предприняли ряд мер для поднятия уровня образованности своих подданных, особенно священнослужителей. Примером этому может служить Admonitio generalis, капитулярий Карла Великого. Особенности сохранения античной культуры и адаптации ее наследия к новым историческим реалиям являются вопросом, от ответа на который зависит наше понимание процесса перехода от античности к средним векам. Одним из примеров того, как античная культура была приспособлена к нуждам средневековой Европы, стал процесс преобразования римского календаря, который и заложил основы нашей современной системы исчисления времени. Эта тема актуальна и сейчас, когда новые исследования показали, как можно по-новому посмотреть на целый ряд проблем истории культуры путем выявления изменений в ритмах жизни, отражавшихся в календарях. В нашем случае рассмотрим вопрос об адаптации античного календаря к условиям средневековья.

Трактаты, посвященные исчислению времени, стали важным типом источников о раннем средневековье. Среди различных дисциплин научного знания именно хронология выделилась в особую уже в поздней античности, а в ран-

нем средневековье она стала одной из наиболее развитых. Каноническое средневековое разделение научных дисциплин на тривиум и квадривиум, ставшее характерным для монастырских и епископских школ, появилось позднее. В раннем же средневековье необходимость высчитывать дату Пасхи, которая зависела от согласования солнечного и лунного календарей, потребовала превращения исчисления времени из прикладной дисциплины в область научного знания и привела к созданию собственных традиций и правил. В это время учебники по вычислению дат стали своего рода энциклопедиями, содержащими основополагающие сведения не только по астрономии и математике, но и по истории и основным постулатам христианской доктрины1. Наиболее известным из них является трактат Беды Достопочтенного «De temporum ratione», но были и другие, значимость которых ничуть не уступает труду англосаксонского монаха. При обращении к календарям авторы подобных трактатов интересовались не только математическими и астрономическими особенностями исчисления времени. Их подход был скорее историческим, потому что авторы включали отдельные сведения по истории календарей в свои сочинения. Так, Исидор Се-вильский ввел описание различных календарей и хронологических систем, которые можно было найти в античности, в главу, посвященную краткому изложению всеобщей истории. В своем сочинении Беда предпринял небольшой экскурс в историю римского, греческого, иудейского и англосаксонского календарей. Более того, он тщательно описал названия и способы счета дней месяца, характерные для этих систем хронологии. Знание античного наследия в области исчисления времени было обязательным для любого образованного человека в раннем средневековье. Но не только знание античного наследия в области календарей, но и понимание контекста, в котором возникли те или иные традиции, присутствовало в сочинениях, посвященных хронологии.

Вышедший несколько лет назад монументальный труд Борста2 показал, что изменения в способах исчисления времени в раннем средневековье явились результатом не просто рецепции, но и значительной переработки античного наследия. Кроме этого, он уточнил хронологию и обрисовал стадии процесса восприятия античных календарей в условиях раннесредневековой Европы. Он подчеркнул, что до конца VIII в., периода, к которому относится энциклопедия Беды Достопочтенного, различные традиции летосчисления, сложившиеся в античности, были во многом равнозначны. Люди продолжали жить в мире, где время текло так же, как и в поздней античности с характерным для нее синтезом римско-эллинистических традиций и христианского календаря. Борст показал, что, описывая и сравнивая традиции исчисления времени, возникшие в разных регионах Средиземноморья, Беда чувствовал себя не как сторонний наблюдатель, принадлежащий уже к средневековой культуре, а как человек, для которого средиземноморское культурное пространство все еще было «своим».

Борст попытался доказать, однако, что подход к античным и позднеантич-ным системам исчисления времени изменился, когда начался подъем интереса к культуре в рамках «Каролингского ренессанса». Важным этапом создания нового календаря стали попытки внести порядок в исчисление времени, пред-

1 Stevens W.M. Astronomy in Carolingian Schools // Karl der Grosse und sein Nachwirken: 1200 Jahre Kultur und Wissenschaft in Europa / Ed. P. Butzer, M. Kerner, W. Ober-schelp. Vol. 1. Turnhout, 1997. P. 417-487.

2 Borst A. Die karolingische Kalenderreform. Hannover, 1998.

принятые при дворе Карла Великого. Именно во времена этого императора римский календарь с его нонами, идами и календами был окончательно заменен современными способами счета дней месяца. «Каролингский ренессанс» в области хронологии состоял в том, что разрозненные позднеантичные хронологические традиции были не просто восприняты, но значительно переделаны, адаптированы и сведены в единый календарь, которым мы пользуемся и сегодня.

Именно в этом контексте стоит посмотреть на один тип источников по истории календаря, на который исследователи не обращали достаточного внимания. Сравнение иконографии месяцев и времен года в античных и средневековых рукописях может дать интересные свидетельства о том, как менялись представления о ходе времен года, и о том, действительно ли во время «Каролингского ренессанса» произошли кардинальные сдвиги в восприятии времени.

Для начала сделаем краткий экскурс в античную иконографию времен года, которая является главным источником представлений о времени, характерных для большинства населения Римской империи. С одной стороны, изображения месяцев были связаны прежде всего с официальными языческими культами: месяцы Юпитера, Венеры или Цереры - именно такие истолкования можно дать некоторым изображениям3. Мозаики Северной Африки, например, в Эль-Джеме (начало III в.), изображают ритуалы, сопутствовавшие празднованию этих и других официальных римских культов4. В Италии, где политические символы римского владычества принимались в первую очередь, выбитые на камнях календари соединяли официальный год из двенадцати месяцев с циклами сельскохозяйственной жизни. Они упоминали рядом с названием месяца знак зодиака, основной праздник и работы крестьян5.

Официальный календарь, однако, имел мало общего с ритмами сельскохозяйственной жизни. В сельской местности было свое собственное восприятие годичного цикла. Когда сельскохозяйственные виды занятий появляются в изображениях года, они чаще всего принимают форму четырех времен, каждому из которых соответствует один или несколько типов работ. В агрономических трактатах Катона, Колумеллы и Варрона можно найти именно такой подход, потому что в них год описывается как последовательность сельскохозяйственных работ, в котором дробление на месяцы не выражено. Время в эпоху республики и принципата еще не было поделено на двенадцать месяцев. Только после того, как римский календарь, введенный Цезарем и Октавианом Августом, стал обыденным, Палладий, автор II в. н.э., сгруппировал крестьянские работы по месяцам6. Но в римских провинциях иконография сезонов

3 Исследование античных календарей показывает, что римские названия месяцев привились только там, где центральная власть была достаточно сильна. Например, в Элладе и на побережье Малой Азии пользовались либо римским календарем, либо делали день рождения императора Августа началом года. С другой стороны, в Восточном Средиземноморье, как и в глубинных областях Малой Азии, в календарях по-прежнему использовались эллинистические названия. Из этого следует, что юлианский календарь воспринимался как часть имперской идеологии. См. Kubitschek W. Die Kalenderbucher von Florenz, Rom und Leyden // Denkschriften der Akademie der Wissenschaften in Wien, Philosophisch-Historische Klasse. Bd 57. 3. 1915. S. 41, 54; Beilage I.

4 Parrish D. Season Mosaics of the Roman North Africa // Archaeologica. 1984. 46. P. 52, 113-120, 156-160.

5 Menologium rusticum Colotianum / Vallense // CIL VI. 1. P. 637-639.

6 См обзор в: Butzer K.W. The Classical Tradition of Agronomic Science: Perspectives on Carolingian Agriculture and Agronomy // Science in Western and Eastern Civilization in Carolingian Times / Ed. P.L. Butzer, D. Lohrmann. Basel, 1993. P. 539-596.

осталась важнейшим элементом представлений о времени как о сельскохозяйственном цикле. Например, фризы, фрески и мозаики из Северной Африки и Восточного Средиземноморья содержат такие символические картины7. Вышеупомянутая мозаика из Эль-Джема изображает четыре времени года, каждому из которых соответствует какой-то тип сельскохозяйственных работ. В местечке Сен-Ромен-ан-Гол во Франции можно найти мозаику IV в., которая состоит из жанровых сценок, сгруппированных по временам года, и по сути является изображением сельскохозяйственных трудов8. В кодексе 354 г., содержащем календарь, только четыре из двенадцати изображений, соответствующие февралю, марту, августу и сентябрю, имеют какое-то отношение к деятельности земледельцев, а в остальных восьми показаны обобщенные образы9. Авзо-ний из Бордо (IV в. н.э.) в своей стихотворной энциклопедии описывает девять из двенадцати месяцев в связи с их эпонимами, т.е. римскими мифологическими героями (например, Янусом) и двумя императорами, Цезарем и Октавианом Августом, которые собственно и создали календарь. Но только два месяца, чьи названия соотносятся с их порядковым номером в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком