научная статья по теме АПАМЕЙСКАЯ ЛЕГЕНДА О НОЕВОМ КОВЧЕГЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АПАМЕЙСКАЯ ЛЕГЕНДА О НОЕВОМ КОВЧЕГЕ»

GREEK INSCRIPTIONS FROM KARA TOBE (NORTH-WESTERN CRIMEA)

Sergey Yu. Saprykin, Sergey Yu. Vnukov

The authors publish two inscriptions on stone and one graffito from the settlement of Kara Tobe in North-Western Crimea, dated to the late Hellenistic period. The first inscription, a dedication to the goddess Virgin, patroness of Chersonesus Taurica (or a theophoric name connected with that of the goddess), attests to a strong religious influence of Chersonesus on its remote chora. The second inscription, a dedication made by a kybernetes and his crew, once more proves the intensive use of the sea way along the coast of Western Tauris. The inscription was made by a crew of a ship which had arrived in North-Western Crimea, most probably for trade purposes. It mentions the kybernetes Theotimos and two or three sailors: Dorotheos, Malakos (or Malakon) and perhaps Doros, as well as a certain Be(...) The third inscription, a graffito on a vase, proves the spread of Achilleus' cult in this region, probably, from the Ionian centres of the North-Western areas(?) of Western Pontos.

Keywords: Chersonesus Taurica, North-Western Crimea, Kara Tobe, goddess Virgin, Diophan-tus, kybernetes, Theotimos, Achilleus, Thetis, Targa, Olbia Pontica.

S. Saprykin S. Vnukov

Lomonosov Moscow State University, Institute of Archaeology,

Moscow, Russia Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia

mitkridates@mail.ru vnukov@mail.ru

© 2015 г. Вестник древней истории

2015, № 2, с. 119-139.

Л. В. Семенченко

АПАМЕЙСКАЯ ЛЕГЕНДА О НОЕВОМ КОВЧЕГЕ1

Статья посвящена детальному исследованию легенды, происходящей из крупного малоазийского центра - города Келены-Апамея Киботос. Возможное иудейское или христианское происхождение этой легенды о прибытии в Келены-Апамею Ноева ковчега на протяжении долгого времени служит предметом дискуссии в научной историографии. Автор рассматривает все имеющиеся на сегодняшний день литературные, эпиграфические, иконографические и топонимические свидетельства об этой легенде, а также результаты недавних археологических разведок. Анализ этих сведений позволяет точнее датировать происхождение легенды, реконструировать обстоятельства ее создания, а также более подробно проследить этапы ее развития.

Ключевые слова: Апамея Киботос, Келены, легенда о Ковчеге, Марсий, период Ранней империи, монеты Апамеи, иконография, топография, фригийские надписи, христианская литературная традиция, Оракулы Сивиллы.

Семенченко Лада Владиславовна - кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

1 Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 13-06-00746.

Первая книга Оракулов Сивиллы (OS. I. 261) наряду с другими псевдоэпиграфами, содержит впечатляющее описание всемирного потопа и истории спасения Ноя. В этом описании обращает на себя внимание одна деталь, не встречающаяся в других подобных текстах, а именно: подробное описание места, где нашел свое пристанище Ноев ковчег: Есть в сумрачной земле Фригии Крутая высокая гора, имя ей Арарат. И поскольку на ней всем предстояло обрести спасение, [Ной] всем сердцем стремился к ней. Там зарождаются истоки великой реки Марсий. Именно [на этой горе] пребывал Ковчег среди высоких вершин, Когда воды ушли2.

Таким образом, выясняется, что гора Арарат находится вовсе не в Армении, как об этом сообщает большинство древних авторов3, а во Фригии, в месте, где берет свое начало река Марсий. Каково происхождение этой, так сказать, альтернативной локализации, которую передает нам автор первой книги Оракулов Сивиллы? Кто мог быть ее автором? Когда, где и в связи с чем она появилась? Традиция о Ноевом ковчеге в малоазийском городе Келены, позже переименованном в Апамею, засвидетельствована также нумизматическими, иконографическими, эпиграфическими и топонимическими данными. Ее исследованию посвящена эта статья.

РЕКА МАРСИЙ И ГОРА АРАРАТ В ОРАКУЛАХ СИВИЛЛЫ

В Оракулах Сивиллы содержится еще три описания Фригии как земли, где возник новый человеческий род. Важно отметить, что свидетельства эти происходят из разных источников.

Первый отрывок (I. 196-198) звучит следующим образом:

О, Фригия, ты первая поднимешься из глубины вод И первая породишь новое поколение людей,

Начинающее [жизнь] сначала. И будешь кормилицей прежде всех [остальных]4.

Эти строчки служат вступлением к рассказу о Ноевом потопе, который следует дальше. Очень похожий отрывок мы находим в седьмой книге, где он, наоборот, замыкает рассказ о потопе (VII. 12):

О Фригия, ты первая воссияешь из глубины вод5.

2 еоть бе -л Фриуь^С ёп' ^пеьрою реАшуп; ^Афатоу тауйрпке; оро; Арарат бе иаАеьтаь, отт' ара аюб^аеабаь ёп' айтю пауте; ереААоу, ёу тойтю реуаХ^ бе поб^ иатабйрю; ^еу-

еуба фАе|Зе; реуаАои потарой Марайои пефииау. тюбе ифюто; ереьуеу ёу й^Ао^аь иар^уоь; Ап^аутюу йбатюу.

3 Jos. А. 1. 90; N¡0. Баш. ар. Jos. А. 1.94 = FHG. Fr. 76; Ергркап. Рапапоп (Аёуегеш Ъаегевев). Мо1. I, р. 174, 1. 2-4; Шетопуш. !п Ева1. 37; Ветоз. ар. Jos. А. 1. 93, ЕшеЬ. ОпошаБ! 2. 23.

4 ю Фриуьп, прютп б' ауабт^ аф' йбато; аирои-прютп б' ай бре^еь; уеуе^у ётер^У аубрюпюу архореу^У айбь;- еоо^ бе трофо; пер! паутюу.

5 ю Фриуьп, прютп б' ауаХар^еь; йбато; аирои-

Все три приведенных выше отрывка принадлежат к одной и той же традиции, которая связывает Фригию, а еще конкретнее Келены (место, где находятся истоки реки Марсий) с библейской легендой о Ноевом потопе.

Наконец, в третьей книге Оракулов Сивиллы (III. 401) Фригия выступает в подобной же роли, так как она названа «дающей жизнь» - ферео^юд. Однако это упоминание содержится в составе оракула о гибели сынов Реи во Фригии и поражении Трои от греков. Этот оракул, также как и остальные, процитированные в третьей книге, имеет исключительно языческое происхождение и, по общему мнению исследователей, может быть приписан Эритрейской Сивилле в Малой Азии6. Эпитет «дающая жизнь» намекает здесь на рождение Зевса, который был вскормлен во Фригии (ср. OS. III. 140).

Представление о Фригии как о месте, где впервые появились люди, существовало в греческой литературе задолго до написания Оракулов Сивиллы. Впервые об этом упоминает Геродот, сообщая, что фригийцы древнее египтян и должны считаться самым древним народом на земле7. То же самое убеждение высказывают Арриан8 и Апулей9, которые, правда, по-разному его обосновывают. Оракулы Сивиллы прибавляют к этой традиции новый элемент: они связывают ее с еврейской легендой о потопе, помещая Ковчег во фригийских Келенах. Был ли автор Оракулов первым, кто связал идею о появлении первых людей во Фригии, заимствованную им из греческих источников, с идеей о том, что Ноев ковчег обрел свое спасение во Фригийском городе Келены? Мы вернемся к этому вопросу позже.

Традиция о Ковчеге в Келенах-Апамее передается несколькими христианскими авторами. Юлий Африкан, который послужил источником для Георгия Синкелла (Chron. 22), сообщает, что некоторые помещают гору Арарат в Парфии, в то время как другие - во фригийском городе Келенах. Он прибавляет также, что видел оба этих места10. Данное упоминание очень важно, ибо свидетельствует о том, что во времена Юлия Африкана (первая четверть III в. н.э.)11 оба этих пункта уже служили местом паломничества. По-видимому, остатки Ковчега были выставлены для обозрения. По поводу первого из указанных пунктов у нас есть прямое указание Иосифа Флавия о том, что «это место (гору в Армении. - Л.С.) армяне называют "пристанью" и, поскольку именно здесь Ковчег благополучно вернулся [на сушу],

6 M. Гудман в книге: Schürer 1986, 638; Geffcken 1902, 13; Collins 1974, 27-28.

7 Hdt. II. 2: 'Елеьб^ бе Фар^ть/о; раоьХета; ^BeX^oe e'iöevai отуе; уеуоьато прютоь, ano toútou vopXZouoi Фриуа; протерои; yevéoBai émuxrnv, xrnv бе аХХюу сюитой;. Cp. Claud. In Eutrop. II. 251-252 sq.: dat cuncta vetustas principium Phrygibus, с последующим рассказом, заимствованным из Геродота.

8 'ОХрьютатои; бе той; Фриуа; иа! (Арр^уо;) LoTopeí, Xéyrnv иа! ötl Хеуоутаь Фриуе; паХаютатоь ау0рюлюу yevéoBai, иа! 0ть ршуоутаь т^ Péa иаь про; Корираутюу иате^оутаь (|уоиу иорираутьюоь баь^оуюуте;)- 0тау бе иатао/^ айтой; то Betov, еХаиу0р£уо1 иаь реуа роюуте; иаь орхоиреуоь проВеопь^оиоь та реХХоута, Веофороиреуоь иаь рту0реуо1 (FGrHist 156 Fr. 82 = Roos, Wirth 1968, Fr. 9).

9 Apul. Met. 11. 5, где он называет фригийцев primigenii Phryges.

10 ю; бе еХ^^е то йбюр, ^ иьрюто; L6pú0n énl та орп Арарат, атьуа ьореу év ПарВьа, туе; бе év КеХаьуаь; т^; Фриуьа; е1уаь фаоьу е1боу бе тоу т0поу еиатероу (Wallraff et al. 2007, Fr. 23). То же упоминание мы находим у Георгия Кедрина (Comp. hist. I. 20). Георгий был хронографом XI в., его свидетельство основывается на сообщении Юлия Африкана. О «Хронографии» Юлия Африкана как источнике четырех позднейших византийских хронографов, одним из которых был Георгий Кедрин, см. Gelzer 1880.

11 «Хронография» Юлия Африкана, которая содержит сообщение о двух возможных местах остановки Ковчега, датируется 221 г. н.э. (Wallraff et al. 2007, XVII).

они по сей день демонстрируют его останки»12. Вполне возможно, что в это время разнообразные реликвии, связанные с ветхозаветными событиями, почитались во множестве различных мест. Так, например, тот же Юлий Африкан сообщает, что пастушья палатка Иакова хранилась в Эдессе до того момента, как она была уничтожена молнией во времена императора Антонина13. По-видимому, не позднее III в. Апамея благодаря нахождению в ней «останков» Ковчега приобрела важную «историческую» роль и стала одним из центров паломничества.

Еще один вариант традиции о Ковчеге в Апамее передают нам авторы постдио-клетиановской эпохи, когда административные границы претерпели изменения и Апамея оказалась на территории провинции Писидии14. Иоанн Малала, византийский хронограф VI в., сообщает, что Ковчег пристал в горах Арарат в провинции Писидии, и что там все еще хранятся его деревянные части (Io. Mal. Chron. I. 4 Thurn). Более подробный вариант этого рассказа появляется в труде другого византийского хронографа, Иоанна Антиохийского (VII в.), который в значительной степени опирался на сочинение Иоанна Малалы15. Иоанн Антиохи

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком