научная статья по теме БОЖЕСТВО НА КРЫЛАТОМ КОЛЕСЕ: К ВОПРОСУ ИДЕНТИФИКАЦИИ «ПЕРВОЙ ИУДЕЙСКОЙ МОНЕТЫ» История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БОЖЕСТВО НА КРЫЛАТОМ КОЛЕСЕ: К ВОПРОСУ ИДЕНТИФИКАЦИИ «ПЕРВОЙ ИУДЕЙСКОЙ МОНЕТЫ»»

© 2008 г.

М. А. Шенкарь

БОЖЕСТВО НА КРЫЛАТОМ КОЛЕСЕ: К ВОПРОСУ ИДЕНТИФИКАЦИИ «ПЕРВОЙ ИУДЕЙСКОЙ МОНЕТЫ»

Монеты, чеканившиеся в Иудее в персидский период, являются ценнейшим источником информации по истории региона V-IV вв. до н.э.1 Нумизматические образцы с древнееврейской легендой YHD или YHWD содержат разнообразные мотивы, в том числе и фигуративные, бывшие в распространении на всей территории Восточного Средиземноморья2. Наиболее любопытной и значимой монетой, традиционно относящейся к данной группе, является уникальная драхма, с начала XVIII столетия хранящаяся в коллекции Британского музея (рис. 1). Этот уникальный экземпляр, получивший название «первой иудейской монеты», можно без преувеличения назвать самым известным в античной ближневосточной нумизматике.

С момента первой публикации в 1814 г.3 драхма не перестает привлекать внимание историков, археологов и нумизматов; ей даже была посвящена отдельная монография, автор которой был вынужден признаться в своем бессилии найти появлению данной монеты подходящее объяснение4. Причину столь пристального внимания ученых вызывает изображение на реверсе монеты, считавшееся (и это мнение до сих пор разделяется большинством исследователей) единственной в своем роде фигуративной репрезентацией «Бога Израиля», Яхве (YHWH).

В данной статье дается обзор предыдущих исследований уникальной драхмы и предпринимается попытка произвести их переоценку в свете последних научных изысканий. В частности, рассматривается новейшее предложение отнести эту драхму к эмиссии одного из прибрежных городов Филистеи, а не Иудеи, как было принято считать до сих пор.

Наша цель - дать подробный анализ иконографии этой монеты и попытаться ответить на ряд вопросов: что на ней изображено, кем и когда она была отчеканена и какие данные по истории Иудеи под властью Ахеменидов мы можем извлечь с ее помощью.

1 См. краткий исторический обзор в: Stern E. The Persian Empire and the Political and Social History of Palestine in the Persian Period // The Cambridge History of Judaism. Vol. I. Cam-br., 1984. P. 70-88; Widengren G. The Persian Period // Israelite and Judaean History. Philadelphia, 1977; Eph'al I. Syria-Palestine under the Achaemenid Rule // CAH. Vol. IV. 1988. P. 139164; AckroydPR. Israel under Babylonia and Persia. L., 1970. P. 162-344; Levine L I. Jerusalem. Portrait of the City in the Second Temple Period. Philadelphia, 2002. P. 3-45.

2 Meshorer Y. Ancient Jewish Coinage. Vol. I. N.Y., 1982. P. 21. В основной массе они отражают влияние трех культурных традиций - греческой, персидской и иудейской: Gerson S.N. A Transitional Period Coin of Yehud. A Reflection of Three Cultures // Israel Numismatic Journal. 2003-2006. 15. P. 34; см. также основные исследования этой группы монет: Mildenberg L. Yehud: A Preliminary Study of the Provincial Coinage of Judaea // Greek Numismatics and Archaeology: Essays in Honor of M. Thompson. Wetteren, 1979. P. 183-196. Pl. 21, 22; Meshorer. Ancient Jewish Coinage. P. 13-34. Pl. 1-3; idem. Treasury of Jewish Coins (Hebrew). Jerusalem, 1997. P. 11-29.

3 Combe T. Veterum populorum et regum numiqui in Museo Britannico adservantur. L., 1814. P. 242. № 5. Pl. xiii, 12.

4 Kienle H. Der Gott auf dem Flügelrad: Zu den ungelösten Fragen der «synkretischen Münzen». Wiesbaden, 1975. P. 72.

Рис. 1. Уникальная драхма, хранящаяся в Британском музее (Barag. Bagoas... Fig. 2)

Монета представляет собой драхму весом 3.29 г и диаметром 12 мм. На аверсе - бородатая голова в коринфском шлеме, повернутая вправо и изображенная в две трети. На реверсе изображена сидящая на крылатом колесе бородатая мужская фигура, обращенная вправо. Правую часть тела скрывают длинные, ниспадающие одежды, а на левой вытянутой руке сидит хищная птица: орел, сокол или ястреб. В левом нижнем углу помещено изображение, напоминающее гротескное бородатое лицо или маску. Над сидящей фигурой видны три арамейские буквы, выполненные архаическим шрифтом (рис. 1). Один из первопроходцев ближневосточной нумизматики Хилл прочел их как YHW5. Однако в науке закрепилось мнение Сукеника, предложившего прочтение YHD6. Необходимо отметить, что чтение последнего знака действительно далеко не однозначно и оставляет место для нескольких вариантов толкования. Таким образом, он может читаться не только как D, но и как W и даже как R. В одном новейшем исследовании было предложено возвратиться к чтению Хилла7.

Идентификация мужского портрета на аверсе имеет важное значение для понимания данной монеты. Несмотря на свою уникальность, он имеет определенные параллели в современном ему нумизматическом материале. Его несомненная близость к экземплярам, отчеканенным в Тарсе в первой четверти IV в. до н.э., была отмечена еще Пилхером в начале XX в.8 На этих монетах, принадлежащих персидским полководцам Фарнабазу и Датаму, также изображен мужской портрет, но уже в аттическом, а не в коринфском шлеме9 (рис. 2). Следует

5 Hill G.F. Catalogue of the Greek Coins of Palestine in the British Museum. L., 1914. P. xxxvi-lxxxvii.

6 Sukenik EL. Paralipomena Palaestinensia, I: The Oldest Coins of Judea // Journal of the Palestine Oriental Society. 1934. 14. P. 178-182. Pl. I-II.

7 Gitler H, Tal O. The Coinage of Philistia of the Fifth and Fourth Centuries BC: A Study of the Earliest Coins of Palestine. Milan, 2006. P. 230.

8 Pilcher E.J. The Coin of Gaza, and the Vision of Ezekiel // Proceedings of the Society of Biblical Archaeology. L., 1908. 30. P. 46.

9 Идентификация этих портретов также неоднозначна, потому как изображения на монетах Фарнабаза и Датама имеют очень большую степень сходства. Мойси в своем специальном исследовании, посвященном данным монетам, высказывается в пользу того, что эти портреты идентичны и что следует видеть в них изображения бога Марса или собирательный образ наемника; см. Moysey RA. The Silver Issues of Pharnabazos and Datames from the Mint of Tarsus in Cilicia // American Numismatic Society Museum Notes. 31. 1986. P. 7-61. Pl. 1-5. Бараг отмечает, что с таким же успехом их можно трактовать и как собирательный образ стратега: Barag D. Bagoas and the Coinage of Judea // Proceedings of the XIth International Congress. Bruxelles, 1991. P. 263.

4* 99

Рис. 2. Статер Фарнабаза, чеканенный в Тарсе (Barag. Bagoas... Fig. 4)

отметить, что в то время как аттический шлем был широко распространен на Востоке, коринфский тип традиционно считался более «греческим».

Данный портрет - далеко не единственное фигуративное изображение на монетах YHD. Помимо низкокачественных подражаний афинским тетрадрахмам с богиней Афиной10 известны экземпляры, изображающие персидского царя11 и голову юноши12. Множество подобных мотивов встречается также на монетах Филистии13 и Самарии14, в том числе среди последних имеется и несколько образцов с портретом бородатого воина в аттическом шлеме15 (рис. 3, 4).

В попытке установить, кому принадлежит данный портрет, исследователями были предложены различные кандидаты: сицилийское хтоническое божество Адран, легендарный основатель Газы, Минос, Арес или собирательное изображение наемника16. Мешорер в своем подробном исследовании, посвященном иудейским монетам, предположил, что изображение на монете является портретом Багоя, который был наместником Иудеи в царствование Артаксеркса II (359-404 гг. до н.э.) упомянутым у Иосифа Флавия в «Иудейских древностях» (XI. 7. 1-2)17. В свою очередь, Бараг считал, что на монете изображен Багой, полководец Артаксеркса III (338-358 гг. до н. э.), который и был ответственен за чекан данной драхмы18. Личность Багоя стоит рассмотреть подробнее.

10 Meshorer. Treasury of Jewish Coins (Hebrew). Pl. 3, 2-12.

11 Ibid. Pl. 3, 16a-16f.

12 Ibid. Pl. 3, 13, 25, 26.

13 См. Gitler, Tal. Op. cit.

14 Meshorer Y, Qedar Sh. The Coinage of Samaria in the Fourth Century BCE. Jerusalem, 1991; iidem. Samarian Coinage. Jerusalem, 1999.

15 Iidem. Samarian Coinage. № 73, 80.

16 См. подробный обзор этих предложений с указанием источников: Kienle. Op. cit. P. 25-29.

17 Meshorer. Ancient Jewish Coinage. P. 27. Любопытно, что в новом ивритском издании этой книги исследователь не приводит данное предложение, а ограничивается замечанием о том, что, по его мнению, портрет изображает наместника Иудеи, сатрапа пятой персидской провинции (включавшей территории к западу от Евфрата), или полководца, стоявшего во главе персидских войск в Иудее, см. Meshorer. Treasury... P. 13.

18 Barag. Bagoas... P. 265; см. также idem. The Coin of Bagoas with the Figure of God on the Winged Wheel // Qadmoniot. 1993. 99-100. P. 97-100 (Hebrew).

Рис. 3. Обол самарийской чеканки (Meshorer, Qedar. Samarian Coinage. № 73. Pl. 11, 73)

Рис. 4. Обол самарийской чеканки (Meshorer, Qedar. Samarian Coinage. № 80. Pl. 12, 80)

Прежде всего следует отметить, что имя Багой (Bagöhi, Bagoas) является распространенным персидским именем, и важно проанализировать все имеющиеся в нашем распоряжении источники, чтобы установить, о ком именно идет речь19. По историческим источникам нам известны три человека по имени Багой, действовавшие в Палестине в IV в. до н.э.

1. «Багой, наместник Иудеи» - адресат писем общины иудейских поселенцев с острова Элефантина в Египте, датированых 408 г. до н.э.20 Отсюда следует, что в это время Иудея управлялась сатрапом по имени Багой.

2. Багой, или Вагой, стратег Артаксеркса (о атратщо с тои' Арта^ер^ои), который упоминается Иосифом Флавием в «Иудейских древностях» (XI. 7. 1-2) в связи с убийством Иисуса, своим братом, первосвященником Иерусалимского храма, Иоанном. Багой обложил Иудею тяжелыми податями и осквернил Храм, войдя в его святая святых. К сожалению, из контекста неясно, о каком ахеме-нидском царе идет речь - об Артаксерксе II или об Артаксерксе III21.

3. Евнух Багой, всемогущий вельможа Артаксеркса III, командовавший персидской экспедицией против мятежного Египта в 343 г. до н.э, карьера которого описана Диодором Сицилийским (XI. 47. 4). В 338/9 г. до н.э., находясь на пике своей политической власти, Багой последовательно отравил Артаксеркса III и его преемника, возведя н

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком