научная статья по теме ДЕФОРМАЦИЯ ХРОНОТОПА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО УСКОРЕНИЯ Философия

Текст научной статьи на тему «ДЕФОРМАЦИЯ ХРОНОТОПА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО УСКОРЕНИЯ»

Деформация хронотопа в условиях

*

социокультурного ускорения

В.А. ЕМЕЛИН, А.Ш. ТХОСТОВ

Человеческую жизнь нельзя, в сущности, назвать ни длинной, ни короткой, так как, в сущности, она именно и служит масштабом, которым мы измеряем все остальные сроки.

Артур Шопенгауэр

Скажите, вы когда-нибудь обращали внимание, как вон там, по бульварам, мчатся ракетные автомобили? <...> Мне иногда кажется, что те, кто на них ездит, просто не знают, что такое трава или цветы. <...> Однажды мой дядя попробовал проехаться по шоссе со скоростью не более сорока миль в час. Его арестовали и посадили на два дня в тюрьму. Смешно, правда?

Рэй Брэдбери

В работе обсуждается влияние социокультурного ускорения на процессы идентификации. Высказывается гипотеза о том, что скорость социокультурных и технологических изменений является не однополюсной шкалой, а континуумом с областью адаптации в средней зоне. На одном полюсе находится зона "застоя", а на другом - ощущение неустойчивости, хаотичности, непонятности, опасности меняющего мира. Это влечет за собой изменение механизма и структуры самоидентичности в условиях быстрых перемен, поскольку нарушаются условия устойчивой идентификации: наличие минимального времени для освоения модели идентификации и относительная устойчивость самой модели. Описываются три варианта разрыва, не позволяющего реализоваться обычной передаче опыта и сохранению единой непрерывной ткани культуры и цивилизации: "вертикальный разрыв" между поколениями, "горизонтальный разрыв", связанный с неравномерностью ускорения на территориально различных участках, и "структурныйразрыв", когда скорость отставания имеет тенденцию к непрерывному накоплению, делающему возникшие разрывы необратимыми.

* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00709 "Системно-динамический подход к процессу идентификации в норме и патологии". This work is developed with the support of the Russian Humanitarian Scientific Foundation, project № 14-06-00709 "System-Dynamic Approach to the Process of Identification in Norm and Pathology".

© Емелин В.А., Тхостов А.Ш., 2015 г.

There is an influence of sociocultural acceleration upon identification processes discussed in this work. There is a hypothesis offered about that the speed of sociocultural and technological changes is not a single-pole scale but a continuum with adaptation field in the mean zone. At the one pole there is a "standstill" zone. At the other one there is a sensation of unstability, state of chaos, incomprehensibility and danger of a changing environment. This involves the modification of the mechanism and structure of self-identity under the conditions of rapid changes since the conditions of steady identification get broken (the availability of the minimum time for identification model adoption and the relative steadiness of the model itself). There are three variants of gap described that does not allow of realization of the usual transmission of experience and preservation of the unified continuous substance of culture and civilization: "a vertical gap" in between generations, "a horizontal gap" concerned with the irregularity of speeding-up at the territorially different areas and "a structural gap" where speed lag tends to an uninterrupted accumulation making these gaps irreversible.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: идентичность, скорость перемен, патология идентификации, технологическое ускорение.

KEY WORDS: identity, speed of changes, identification pathology, technological speeding-up.

Людям всегда казалось, что события, связанные с прогрессом, происходят слишком быстро, чтобы к ним можно было приспособиться, и каждое поколение чувствовало, что оно отстает от молодых в гонке за переменами. В начале ХХ в. даже обсуждалась возможность физического разрушения человеческого организма, столкнувшегося с новыми транспортными технологиями. Когда в универмаге Харродс в Лондоне был установлен первый в мире эскалатор (1898 г.) люди сильно нервничали, вступая на него. Чтобы успокоить посетителей, сотрудники магазина предлагали выпить стаканчик бесплатного бренди каждому совершеннолетнему мужчине, сошедшему с эскалатора, и понюхать нашатырного спирта каждой даме. В 1911 г. на станции "Earl's Court" тоже установили эскалатор, и администрация метрополитена наняла инвалида, который ездил на нем, доказывая пассажирам своим примером безопасность нового транспортного средства.

Это имеет вполне понятные психологические причины: человеку свойственна определенная инертность и лень, даже если что-то можно сделать быстрее, но иным способом, возникает сопротивление, тем более понятное у пожилых людей, ресурсы которых по освоению нового с возрастом становятся все более ограниченными. Естественный консерватизм не исключает правомерности вопроса о том, существует ли какой-либо предел ускорения происходящих с человеком событий, исчерпывающий его ресурсы адаптации и начинающий разрушать стабильность. В данном случае это не просто вопрос консерватизма или прогрессизма как индивидуальных точек зрения, но вопрос о возможности существования точки или диапазона устойчивости, включающих в себя открытость изменениям, но не приводящих к необратимым разрывам. Э. Тоффлер, предвосхищая в 1970 г. "шок будущего", говорил, что все современные социальные структуры пошатнуло ускорение -одна из самых значимых и наиболее непонятных социальных сил. В его интерпретации ускорение - это не простое повышение скорости изменений, существовавшее всегда, а некий своеобразный вызов, с которым впервые сталкивается человечество, и следствия которого не вполне очевидны. ".. .Ускорение перемен - это также и психологический фактор. Хотя его почти полностью игнорировали психологи, возрастающая скорость перемен нарушает наше внутреннее равновесие, преобразуя сам способ переживания жизни. Внешнее ускорение превращается в ускорение внутреннее" [Тоффлер 2002, 45].

Попытаемся последовательно очертить наиболее уязвимые по отношению к скорости технологических изменений психологические сферы. По мнению Тоффлера, первое уязвимое место, по которому бьет ускорение - повседневная жизнь. Стабильность человек ощущает как понятность, прозрачность, интеллигибельность мира. Изменения мира столь неспешны, что человек успевает приспособиться к ним, даже не замечая этого. Создается ощущение безопасности, комфортности. В понятном, прозрачном, предсказуемом мире

разные поколения и жители различных регионов не сталкиваются с непониманием, различными ценностями, находятся в примерно равном отношении к неспешному прогрессу. Стабильность, воплощенная в авторитетах, ориентируется на уже существующую модель мира, обладающую перед переменами очевидными преимуществами в диапазоне от "Не дай вам Бог жить в эпоху перемен" Конфуция до "При мне все будет, как при бабушке" Александра I.

Однако очевидность этих преимуществ имеет и обратную сторону, когда избыточная стабильность начинает интерпретироваться как стагнация, отсутствие жизни, новизны и сопровождаться психологически очень сложным переживанием сладостного омертвения, неподвижности "сна Обломова": "Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады" [Гончаров 2010, 58]. Иными словами, имеет смысл говорить о скорости перемен не как об однополюсной шкале, где перемены противостоят комфорту, а как об определенном континууме, где комфорт присущ лишь некоторой средней зоне. На одном полюсе этого континуума находится зона "застоя". На другом полюсе - мир в эпоху быстрых перемен, как создающих ощущение азарта, витальности, так и переходящих в крайних точках к неустойчивости, хаотичности, непонятности, опасности. В контексте данной работы мы сосредоточимся не столько на политических переменах, вернее не на их содержании, но в большей степени на технологических переменах как самом факте непрерывного ускорения, который затрагивает фундаментальные вопросы бытия человека, ощущения его безопасности, идентичности и проч. Оставим пока в стороне и вопрос об индивидуальных различиях толерантности к скорости перемен: у различных людей весьма значительно отличаются зоны комфортности. Безотносительно к этому, экономическое и технологическое ускорение порождают новую скорость перемен, к которой уже не удается приспособиться незаметно и приходится прилагать специальные усилия, чтобы успевать за меняющимся миром.

Одно из первых и наиболее ярких клинических наблюдений негативного влияния скорости (во всех смыслах) перемен на человека принадлежит отечественному психиатру С.Г. Жислину, еще в начале прошлого века увидевшему именно в избыточной скорости мелькания событий причину одного из видов параноидов внешней обстановки: так называемого "железнодорожного параноида". "Обстановка на переполненном вокзале, в поезде имеет, несомненно, свои специфические, выдающиеся особенности. Бесчисленное количество людей, проходящих мимо в разные стороны, толкаясь и задевая друг друга; обрывки разговоров, восклицания; озабоченные лица, крики, звонки и гудки; атмосфера спешки, тревоги, взвинченности - все это, несомненно, отличает обстановку переполненного вокзала (отчасти сохраняющуюся и в поезде) от любой другой обычной обстановки в городе и деревне" [Жислин 1940, 22]. Ситуацию возникновения описанных Жислиным "дорожных параноидов" - острых психотических реакций, сопровождающихся тревогой, спутанностью, бредовой интерпретацией окружающей обстановки - и сам Жислин, и его последователи часто связывали с алкоголизацией, однако он сам отмечал, что только небольшую часть железнодорожных параноидов можно объяснить употреблением алкоголя. Не менее значим фактор "скорости изменений", компликации (запутанности, усложненности), обусловленный специфической ситуацией быстрого изменения внешней обстановки, в которую попадали люди, до этого зачастую никогда не покидавшие небольших деревень. Ситуация усугублялась неопределенностью, неупорядоченностью, невозможностью ее полного контроля, риском отстать от поезда, быть обокраденным, частотой смены карт

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком