научная статья по теме “ДВА ЦАРСТВА” ФРИДРИХА ФОН ЛОГАУ Языкознание

Текст научной статьи на тему «“ДВА ЦАРСТВА” ФРИДРИХА ФОН ЛОГАУ»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2013, том 72, № 2, с. 32-48

"ДВА ЦАРСТВА" ФРИДРИХА ФОН ЛОГАУ © 2013 г. М. А. Новожилов

В статье рассматривается проблема светской власти и придворной жизни в Германии первой половины XVII в. и ее отражение в социально-критических эпиграммах классика немецкой поэзии Фридриха фон Логау (1605-1655). Излагается взгляд поэта на данную проблему, выявляется ее оценка с точки зрения христианской и классицистически-просветительской.

The article discusses the temporal power and the life of the Court in Germany of the first half of the 17th century, as well as their representation in the socio-critical epigrams by the classic German poet Friedrich von Logau (1605-1655). The poet's views on these issues are accounted for and put into Enlightenment classicist and Christian perspective.

Ключевые слова: поэт, власть, придворные, христианство, галломания, светскость, лицемерие, эпиграмма.

Key words: Poet, power, courtier, Christianity, Gallomania, worldliness, hypocrisy, epigram.

I.

Выдающийся немецкий поэт эпохи барокко Фридрих фон Логау (1605-1655) принадлежал к одному из старейших дворянских родов Германии, среди представителей которого были советники, гофмаршалы на службе у силезских герцогов, сановники католической церкви, высокопоставленные чиновники венского двора, императорские дипломаты и наместники Силезии. Сын юнкера, Логау вырос в родовом имении Брокут возле нижнесилезского города Нимпч (теперь - г. Не-мча в Польше), окончил классическую гимназию в г. Бриге на Одере - столице одноименного герцогства, изучал право в Альтдорфском университете, а затем, вплоть до самой своей смерти, служил при бригском княжеском дворе: вначале -простым чиновником, в дальнейшем - советником, а в конце жизни - гофмаршалом силезских протестантских княжеств Лигниц и Бриг. В историю немецкой литературы Логау вошел как автор монументального собрания эпиграмм и стихотворений под названием "Три тысячи немецких рифмованных изречений Соломона из Голау" (1654)1. Согласно подсчетам немецкого литературоведа из Гейдельберга д-ра Хельмута Кизеля (*1947) в его монографии «"При дворе, в аду": Исследование литературной критики придворной жизни от Себастиана Бранта до Фридриха Шиллера» (1979),

1 Salomons von Golaw Deutscher Sinn-Getichte Drey Tausend. Cum Gratia & Privilegio Sac. C«s. Majestatis. Breßlaw / Jn Verlegung Caspar Kloßmanns / Gedruckt in der Baumannischen Druckerey durch Gottfried Gründern [1654].

среди более чем трех с половиной тысяч стихотворений этой книги не менее двухсот текстов посвящено теме княжеской власти, двора и придворной жизни в Германии XVII в. [1, Б. 171].

Этот аспект творчества поэта освещен на его родине в целом ряде литературоведческих исследований. В нашей стране Логау традиционно упоминается лишь в энциклопедиях, а также в соответствующих разделах учебных пособий по истории немецкой и зарубежной литературы XVII в., хрестоматий по зарубежной литературе XVII в. и т.д. В большинстве случаев внимание авторов обращено преимущественно на сатирический и социально-критический аспекты творчества поэта, в том числе - на критику светской власти и придворной жизни. Например: "...немецкий сатирический поэт, автор эпиграмм., в которых бичует придворную жизнь, упадок нравов, клеймит ханжество и требует свободы совести" [2, с. 303]; "В своих многочисленных эпиграммах. он нападает на моральное вырождение дворянства, добродетель заменяющее знатностью происхождения, на князей, пригодных лишь на то, чтобы восседать за обеденным столом." [3, с. 750]; «В своих эпиграммах Логау продолжал нападки на все иностранное в Германии: моду., язык., бичевал лицемерие церковников., развращенность "придворных ослов и куртизанок"» [4, с. 304]; "Выступая в защиту простых людей, Логау бичует пороки господствующих сословий, обличает алчность и тиранию князей, раболепие придворных, высокомерие дворян и бюргеров, презирающих крестьян" [5, с. 405] и т.д.

Среди немногих отечественных литературоведов, которые анализировали поэзию Логау, следует назвать Б.И. Пуришева. В его монографии "Очерки немецкой литературы XV-XVII веков" (1955) Логау охарактеризован как "поэт-вольнодумец, осмелившийся возвысить голос против церкви и власти". В оценке творчества поэта отчетливо выявлен социальный аспект его сатиры: "Его нападки на придворную жизнь, на феодальных властителей и господствующие сословия отражали справедливый гнев народных масс" [6, с. 284-290]. В очерке "Немецкая литература", в четвертом томе "Истории всемирной литературы" (1987), Пуришев особо подчеркивает: "Дворянин, придворный, Логау в то же время не был придворным поэтом, льстивым и угодливым. О придворных нравах и обычаях он всегда отзывался чрезвычайно резко". «Характерно, -продолжает исследователь, - что вольнодумные эпиграммы Логау, содержавшие нападки на придворные нравы, княжеский деспотизм, сословную спесь, не вызвали интереса в кругах "большого света", зато их высоко оценил великий немецкий просветитель Лессинг» [7, с. 241]. Аналогичным образом Р.М. Самарин в очерке "Мартин Опиц и поэты его школы" говорит о том, что эпиграммы Логау "использовались Лессингом для обличения немецкого абсолютизма". «Называя Логау "классиком немецкой литературы", - продолжает Самарин, - Лессинг указывал... на остроту его эпиграмм, разоблачающих упадок нравов в правящих кругах немецкой знати, и на политическое значение его произведений, в которых Логау выступил с протестом против политики немецких князей <...> В глазах Лессинга сатира Логау была сильна именно тем, что, обличая пороки немецкой знати, поэт начинал борьбу за мораль антифеодальную, опиравшуюся на представления широких демократических масс Германии XVII в. о нравственности и человеческом достоинстве» [8, с. 132].

В развитие высказанных соображений нам хотелось бы вновь обратиться к данной теме и, насколько возможно, детально проанализировать систему политических взглядов Логау в аспекте его социальной и конфессиональной принадлежности. Интерпретация темы княжеской власти, двора и придворной жизни в Германии XVII в. в творчестве великого силезского эпиграмматиста представляет для нас особенный интерес тем более, что поэт сам был придворным и, благодаря своему происхождению, принадлежал к высшему немецкому сословию того времени, что придает его мыслям и словам безусловную достоверность.

Отношение к государственной власти и ее институтам - один из важнейших аспектов миропонимания Логау, поскольку оно непосредственно связано с социальной функцией поэта и его жизненной ролью. В своих суждениях о светской власти Логау опирается, в частности, на тезис из трактата основоположника Аугсбургской Церкви Мартина Лютера (1483-1546) "Свобода христианина": "Христианин является совершенно свободным господином всего сущего и не подвластен никому" [9, с. 25]. Великий немецкий реформатор раскрывает этот тезис в другом своем трактате -"О светской власти", где говорит о "двух царствах": "Божьем", состоящем из истинных христиан, и мирском, к которому принадлежат как христиане, так и все остальные люди: "...если бы весь мир состоял из подлинных христиан, т.е. из истинно верующих, то не было бы необходимости или пользы ни в князьях, ни в королях, ни в господах, ни в мече, ни в законе". Однако, продолжает Лютер, "...поскольку немногие веруют и меньшая часть ведет себя по-христиански... Бог учредил, кроме христианского состояния и Царства Божия, другой порядок и подчинил людей мечу, чтобы они хотели и все же не могли учинять зла" [9, с. 135-136]. Глубоко верующий лютеранин, Логау сознает себя всецело принадлежащим к первому из этих "царств" и строит свою систему воззрений на этом духовном основании. Его точка зрения на сущность светской власти изложена им в эпиграмме "Княжеское одеяние":

Справедливость - мантия, и венец - закон:

Князь, что носит сей убор, прочно утвержден.

[10, II, Б. 110]2

Политический идеал Логау - это лютеровский идеал власти строгой, честной и богобоязненной. Программные требования, предъявляемые поэтом к светским властителям, исходят из того, что они, правя христианской страной, сами также именуются христианами. Эти требования опираются на ряд положений из трактата "О светской власти", в которых Лютер предписывает христианским князьям всегда помнить о своих подданных, действовать исключительно для их блага, все свои помыслы направлять к их пользе, охранять и защищать их: "Да откажется князь в сердце своем от сладости власти, да обратится он к нуждам подданных своих, действуя так, как будто бы то -

2 Образцы поэзии Логау, приводимые в настоящей статье, даются по авторскому полному прижизненному изданию 1654 г. Римская цифра в квадратных скобках указывает на номер книги, или части, источника (НП). Все поэтические переводы выполнены автором статьи. - М.Н.

его собственные нужды!" [9, с. 156-157]. Логау развивает этот тезис в эпиграмме "О княжеской должности":

Князь хоть и государь, - но, коль он честно правит,

Народу своему слугой себя он явит;

На благо подданных труды его и пот,

Чтоб был благословен и мирен весь народ.

Он бодрствует, чтоб сон народа был покоен;

Он защитит, пойдет на битву, словно воин <...>

Он - чести государь, паж верности - тем паче;

Тот князь едва ли прав, кто думает иначе.

[10, II, S. 49]

Требования, предъявляемые Логау к светской власти, являются, таким образом, прямым выводом из христианской этики; лежащий в их основе религиозно-этический императив восходит к евангельской заповеди о любви к Богу и ближним (Мф. 22, 37-39). Но поэт ясно сознает, что высокий нравственный идеал, который он, вслед за Лютером, предлагает земным властителям, едва ли достижим в действительности. Это понимал и сам великий реформатор, написавший: "Знай также, что с сотворения мира мудрый князь - птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле; всегда нужно ждать от них наихудшего, редко - чего-либо хорошего..." [9, с. 152]. Размышления о характере государственной власти, который в силу исторических условий сложился в современно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком