научная статья по теме ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ССОРЕ МЕЖДУ КАЛЛИМАХОМ И АПОЛЛОНИЕМ РОДОССКИМ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ССОРЕ МЕЖДУ КАЛЛИМАХОМ И АПОЛЛОНИЕМ РОДОССКИМ»

© 2GG7 г.

В.П. Завьялова

ЕЩЕ РАЗ К ВОПРОСУ О ССОРЕ МЕЖДУ КАЛЛИМАХОМ И АПОЛЛОНИЕМ РОДОССКИМ

При всей гипотетичности наших сведений о жизненном пути Kaллимaxa есть основания полагать, что ок. 8G-x годов III в. до н.э., когда поэту, возможно, было ок. 3G лет, он переезжает в Александрию, где поселяется в пригороде - Элевсине и занимается преподаванием1. В словаре «Суда» по этому поводу сказано определенно: «...уросццата E8Í8aaKEV Ev 'EÀEuaîvi, кюци8р{ю T^Ç 'AÀE^avôpEÎaç» («преподавал науки в Элевсине, местечке около Александрии»). Факт педагогической деятельности Kаллимаxа подтверждается значительным перечнем имен его учеников (цабптг) ç) и последователей (yvœpi^oç)2.

Учениками ^ллимаха большинство источников традиционно называют Аполлония Родосского, Эратосфена, Аристофана Византийского, которые, сменяя друг друга на посту главного библиотекаря Александрийской библиотеки, стали знаменитыми во всей мировой литературной традиции, а также Истра, Филостефана и Гермиппа, снискавших известность больше в научных кругах. Их труды послужили источником сведений о древнейших временах сначала позднеантичным авторам, а затем и ученым нового времени. ^нечно, учитывая всю сложность и противоречивость хронологии раннего эллинизма, учительство Kaллимaxa нельзя связывать только с Элевсином. Принято считать, -со ссылкой на Авла Геллия3 - что в начале 6G-x годов ^ллимах получает широкую известность при дворе Птолемея II Филадельфа (как пишет Авл Геллий, «apud Ptolemaeum regem celebratus est».), и, возможно, тогда же начинает работать в Александрийской библиотеке4. Там он позднее возглавил грандиозный для своего времени проект создания первого в мировой практике библиографического свода - «Таблицы». Многие ученики, скорее всего, вышли из окружения поэта именно в период его деятельности в библиотеке. Известно, что наиболее квалифицированные ученые, свободно занимаясь исследованиями в Му-сейоне и библиотеке, собирали вокруг себя учеников для настоящих семинариев высшего класса5. Наиболее близкими Kaллимaxу учениками, продолжившими

1 Одна из последних монографий, посвященная реконструкции жизненного пути ^ллимаха, принадлежит известному исследователю эллинистической поэзии ^оду Меллье: Meillier C. Callimaque et son temps. Recherches sur la carrière et la condition d'un écrivain a l'époque des premiers Lagides. Publications de l'université Lille. 3. 1979.

2 Перечень дошедших свидетельств о ^ллимахе - античная и средневековая традиции - приводится Рудольфом Пфейффером в его издании текстов ^ллимаха: Cal-limachus / Ed. R. Pfeiffer. Vol. I-II. Oxonii, 1949-1953 (далее - Pfeiffer). Наиболее полный библиографический свод в каллимаховедении: Lehus L. Bibliografía Callimachea 1489-1988. Università di Genova, 1989. Последняя из учтенных библиографий в интернете: A Hellenistic Bibliography: Callimachus 1996-2GGG.

3 Aul. Gell. Noct. Att. XVII. 21. 41.

4 По свидетельству И. Цеца (Tzetz. de com. Gr. pooem. p. 24 sq Kaib) в то же время в библиотеке вместе с Kaллимaxом работали Александр Этолийский и Ликофрон.

5 Подробнее см. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. С. 148 и др.

его мифографические штудии, были, очевидно, Аполлоний Родосский, Фило-стефан и Истр6.

Сравнительно больше, чем о других учениках Каллимаха, древнейшие источники говорят об Аполлонии Родосском. В словаре «Суда» Аполлоний определенно называется его учеником: «'AAe^avSpeÚQ ...|а6птг|^ Ka^i^á%ou»7. В схолиях к жизнеописанию Аполлония это утверждение повторяется дважды8. Вместе с тем существует устойчивая традиция, идущая с древнейших времен, утверждающая, что на каком-то этапе пути учителя и ученика расходятся, чему предшествовала ссора между ними. Древнейшими свидетельствами этой традиции, дошедшими до нас, являются схолии к жизнеописанию Аполлония и статья о Каллимахе в словаре «Суда». В первом случае К. Вендель, издававший схолии, обратил внимание на логический разрыв во фразе схолиаста: «то |ev rcpörov auvfflv Ka^i|á%a> тф ISic 5г5аак0Лю Oye Se eni то noieiv noin |ата етрагсето» («сначала дружески общаясь с Каллимахом, собственным учителем. когда же обратился к написанию поэмы»). К. Вендель9 справедливо полагал, что данная схолия содержит лакуну. Мнение это принято большинством ученых, в настоящее время не оспаривается, и сообщение схолиаста толкуется так: Аполлоний дружески общался со своим учителем Каллимахом до тех пор, пока сам не обратился к написанию поэмы.

С другой стороны, в перечне произведений Каллимаха в словаре «Суда» называется поэма «Ибис», которая до нас не дошла, но которая, в отличие от всех перечисленных в статье произведений, имеет краткую и выразительную характеристику. Автор пишет, что «Ибис» - искуснейшая поэма (noír) |a епгтетп-5eu|evov), в ней завуалировано (eiq ааосфегау) и резко отрицательно (ка1 ^oiSopíav) говорится о некоем Ибисе (eiq тlva «Ißiv), являющемся врагом Каллимаха (yevó |evov £%6pOv тоги Ka^i|á%ou). И дальше совершенно определенно: «nv Se OUTOQ 'Arco^cviOQ, O ypayaq та 'ApyovawiKa» («это был Аполлоний, написавший "Аргонавтику"»).

Скорее всего, и автор схолиев, и автор статьи о Каллимахе, писавший в X в., знали о ссоре подробнее, но эти сведения для нас утрачены, и исследователи нового времени располагают лишь самыми краткими и не очень ясными упоминаниями самого факта. Ученые нового времени постарались тему разногласий между учителем и учеником перевести в плоскость литературных расхождений. Потрачено немало усилий для доказательства факта ссоры как литературной полемики.

В XIX в. А. Герке10, исследуя поэзию александрийской школы, вторую часть своих штудий посвящает подытоживающей реконструкции аргументации спорящих сторон. Он, как его предшественники и последователи, старается в самих

6 В одном из контекстов Афиней (Athen. VI. 272b) называет Истра сыном Каллимаха.

7 Цит. по Callimachus / Ed. R. Pfeiffer. Vol. II. Oxonii, MCMLIII. S. XCVI.

8 Pfeiffer. Testimonia № 11, 12. Считается, что Аполлоний Родосский последовал за учителем и в педагогической деятельности: на Родосе он основал одну из школ, в которой преподавал (см. Knaack. Apollonios von Rodos // RE. 3. Hlbd 3. 1895. S. 126, 129).

Scholia in Apollonium Rhodum veteran // Rec. Calorus Wendel. Berolini, 1935 (существуют и более поздние переиздания).

1 Gercke A. Alexandrinische Studien // Rheinisches Museum für Philologie. Frankfurt am Main, 1887. Bd 42; 1889. Bd 44. Ссоре между Каллимахом и Аполлонием посвящены: ч. III. S. 127-150 (Bd 44) и ч. IV. S. 240-257 (Bd 44). Свои доказательства А. Герке строит на привлечении фрагментов: 481, 359, 287, 165, 490, 293 и эпиграмм: 28, 6 и др.

дошедших текстах поэтов найти намеки на разногласия. В науке собрано немалое количество фактов, говорящих об острой литературной полемике в то время. Но касалась ли она только ^ллимаха и Аполлония или в спор были вовлечены и другие поэты, были ли расхождения между учителем и учеником основаны только на различном понимании традиции и новаторства в поэзии, касались ли они вопросов поэтического мастерства и стиля и не сыграли ли здесь свою роль причины личного свойства, - на все эти вопросы вряд ли можно ответить исчерпывающим образом, и они по-прежнему остаются дискуссионными в науке. В XX в. широкое признание приобрело мнение В. Виммеля11, которому доказательства ученых, высказывавшихся в пользу личной ссоры, казались «неправдоподобными».

Задачей данной работы является обратить внимание на некоторые обстоятельства и детали ссоры, известные из словаря «Суда», но которые, насколько нам известно, реже других попадают в поле зрения исследователей.

Об Аполлонии Родосском, как известно, наши сведения скудны и противоречивы: в науке нет единого мнения ни о датах его жизни, ни о месте рождения. Считается, что он родился около 295 г. до н.э., т.е. был на 15-2G лет моложе ^ллимаха. Одни источники называют его александрийцем, по другим Аполлоний - уроженец города Навкратиса. Афиней (VII. 283e) считает Аполлония нав-кратийцем и цитирует несколько стихов из его поэмы «Основание Навкратиса». Неизвестно, когда именно была написана «Аргонавтика», были ли, как считается, две редакции поэмы. Ясно лишь, что «Аргонавтика» неотделима от внешней политики Птолемея II и тех поэтических задач, которые были актуальны в Египте в 27G-26G гг. до н.э. В науке уже не раз доказывалось, что Апол-

12

лоний во многом идет по пути своего учителя, что в своей поэме он подражает не только «Гекале» Kaллимaxa, но и его «Причинам» (в первой редакции, где еще отсутствовал пролог «Против тельхинов», <Жоса Береники» и др.).

Безусловно, «Аргонавтика» не могла не нести в себе совершенно определенных эллинистических черт. И если замысел Аполлония и вызывал возражения ^ллимаха, то речь шла, скорее всего, не о теме ^аллимах сам любил разрабатывать древнейшие мифологические предания) и не об объеме поэмы, как часто считают («Причины» ^ллимаха в конечном итоге превосходили «Аргонав-тику» по объему), а о форме. Растянуть одну тему на длинные четыре песни - с этим, конечно, ^ллимах не мог согласиться. Во втором прологе «Против тельхинов» он говорит об этом предельно ясно: «Я не тяну одну бесконечную песню / В тысячах строчек поэм не воспеваю царей / Либо героев»13. ^ллимах четко осознавал, что время необъятных, неторопливых эпических полотен миновало, и современные поэты, пытающиеся подражать и работать в «духе» Гомера, спо-

11 Wimmel W. Kallimachos in Rom. Die Nachfolge seines apologetischen Dichtens in der Augusterzeit. Wiesbaden, 196g. В частности, Виммель нишет: «То, что ^ллимах нод фигурой Ф6ovoç имел в виду определенного противника (возможно, даже Аполлония Родосского) и с нинком сопоставлял какое-то определенное событие, это мне кажется совершенно неправдоподобным» (Op. cit. S. 59-61). Речь идет о концовке II гимна ^л-лимаха, которая чаще других фигурирует в качестве доказательства ссоры.

12 Ср. Р. Пфейффер нишет: «In primis nunc id (de quo nemo unquam dubitare debuit) constat Apollonium Rhodium non solum Hecalam, sed etiam Aetia passim imitatum esse» (Pfeiffer. Prolegomena ad fragmenta. S. XLI).

13 Ка

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком