научная статья по теме ЭТНОНИМ «ИБЕРЫ» И ЕГО КУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЭТНОНИМ «ИБЕРЫ» И ЕГО КУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ»

ДИСКУССИИ И ОБСУЖДЕНИЯ

JUTUiJTiJimjiJTJTumj^

Международный круглый стол «Шърата в системе древних цивилизаций Средиземноморья»

© 2008 г.

Л. М. Коротких

ЭТНОНИМ «ИБЕРЫ» И ЕГО КУЛЬТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Полиэтничность населения Пиренейского полуострова была отмечена еще античными авторами. Так, перипл Гекатея изобилует этнонимами, многие из которых, вероятно, произведены им от названия прибрежных поселений1. В поэме Авиена, сохранившей древнейшие свидетельства о народах полуострова, упомянуты десятки населявших его племен. По мере проникновения в Испанию финикийцев, греков, римлян растет и уточняется перечень ее этносов. Вместе с тем общим местом античной историографии является параллельное использование терминов «иберы», «иберийские народы», «жители Иберии». Постепенно этноним «иберы» стал применяться для обозначения народов полуострова в целом, что позволяет думать о процессе растущей этнической консолидации населения, формировании некой культурно-исторической общности.

Попытки осмысления этого процесса были предприняты в конце XIX в., но вплоть до середины XX столетия слово «иберийский» в науке практически не употреблялось ни как дефиниция духовной и материальной культуры, ни как определение народа, оставившего те или иные памятники2. Только с появлением серии работ П. Бош Гимперы и его учеников начинается широкое употребление терминов «иберийская культура», «иберийская цивилизация», «иберийский мир»3. Исследователи пытались определить этнические, хронологические,

1 Изучение исторической семантики этнонимов показывает, что они возникают с появлением локальных грунн, берущих в качестве названий маяковую точку местности. По мере роста группового самосознания нарицательные названия переходят в собственные. См. Чеснов Я.В. Лекции но исторической этнологии. M., 1998. С. 1G5-115.

2 Paris P. L'art et Industrie de 1'Espagne primitive. P., 19G3-19G4; Dechelette J. Manuel d'Archéologie préhistorique, celtique et gallo-romaine. P., 191G; Siret E. û L. Las primeras edades del metal en el sureste de España. Barcelona, 189G.

3 Bosch-Gimpera P. Los Iberos // Cuadernos de Historia de España. IX. Buenos Aires, 1948. P. 5-93; Maluquer de Motes J. Pueblos ibéricos // Historia de España / Ed. R. Menén-dez Pidal. T. I. Vol. III. Madrid, 1954. P. 3G2-37G; Cuadrado Días E. El mundo ibérico. Pamplona, 196G.

В 199G-X годах проблемы методологии исторического исследования стали предметом острых научных дискуссий. См., например, материалы журнала «Восток», где выступили Л.Б. Алаев, Ю.И. Семенов, Л.С. Васильев, В.И. Кузищин и многие другие.

географические параметры иберийской культуры, но недостаточность источников оставила многие вопросы открытыми4. Активное археологическое изучение территории полуострова в 80-90-х годах прошлого столетия позволило расширить представление о материальной и духовной жизни его древних обитателей, но научное осмысление и историческая интерпретация полученных материалов только начинаются5.

Спорным остается вопрос этнической характеристики носителей иберийской культуры. Наиболее распространено мнение о связи ее с Тартессом - легендарным царством на юге полуострова. Расцвет и последующий упадок Тартесса в конце VI в. до н.э. явились, по мнению ученых, мощным стимулом в развитии иберийской культуры, географическим центром которой стал регион Восточной Андалусии6. Кто же создал Тартесс и его культуру? Теории, напрямую приписывавшие это носителям развитых цивилизаций - микенцам, финикийцам, грекам, этрускам, - претерпели значительные изменения в сторону подчеркивания «туземного компонента» в тартессийской культуре. Формированию нового подхода к проблеме соотношения местных и колониальных факторов в процессе становления Тартесса способствовала гипотеза о существовании в истории Запада ориентализирующего периода, наиболее четко сформулированная

Оставляя вопросы теоретической разработки закономерностей и особенностей исторического процесса за специалистами в области теории истории, мы определяем лишь основные понятия, в рамках которых рассматриваем нашу проблему. Вплоть до настоящего времени остается неоднозначной дефиниция терминов «культура», «цивилизация». Этнографы считают возможным увидеть в древнейших культурах материальные свидетельства существования конкретных локально-исторических общностей (см. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 43). Философы подчеркивают многообразие понятия «культура», отмечая при этом, что она присуща обществу с определенными формами социальных, политических, религиозных, нравственных и прочих отношений (см. Гуревич П С. Философия культуры. М., 1994. С. 19). Латинское слово cultura переводится как «обрабатывание, возделывание, воспитание, образование, почитание». Исходя из этого Э.А. Орлова, а вслед за ней и А.Л. Вассоевич дают, на наш взгляд, наиболее полное определение культуры как самовыражения «человеческого духа в мире искусственных объектов и заученного поведения» (Вассоевич АЛ. Духовный мир народов классического Востока. СПб., 1998. С. 10-14). Столь же неоднозначно понятие «цивилизация». Стремление выйти за жесткие рамки формационного подхода в понимании исторического процесса привело к широкому и не совсем удачному, на наш взгляд, использованию этого термина применительно к дописьменным обществам. В цивилизации видят определенный тип общества с уникальной системой материальных и духовных ценностей (см. Алаев Л.Б., Ерасов Б.С. Формация или цивилизация? // Народы Азии и Африки. 1990. № 3. С. 4656). Латинское же прилагательное civilis переводится как «гражданский, государственный». Именно такое содержание имели в виду Л. Морган и Ф. Энгельс, сделавшие генезис древних цивилизаций предметом специального исследования. «Цивилизация», следовательно, - более узкое, нежели «культура», понятие, поскольку последнее включает в себя и искусственный мир первобытности.

4 О состоянии проблемы к 1960-м годам можно судить по обобщающей работе: Arribas A. The Iberians. L., 1965 (рус. пер.: Антонио Аррибас. Иберы. М., 2004).

5 Olmos R. Los iberos y sus imágenes. Madrid, 1999; Ruiz A., Molinos M. Los iberos. Madrid, 2000; Ruiz Bremón M, Nicolás Pedraz M. Arqueología y antropología ibéricas. Madrid, 2000.

6 Cerdeño M.L. Necrópolis célticas, celtibéricas e ibéricas: una visión de conjunto // Congreso de Arqueología Ibérica: Las necrópolis. Madrid, 1991. P. 484; Blánquez J. La formación del mundo ibérico en el Sureste de la Meseta. Albacete, 1990. P. 425; Циркин Ю.Б. Древняя Испания. М., 2000. С. 137.

К. Вагнером . Если предположить, что тартессии - это «ориентализированные туземцы», то возникает вопрос о туземном компоненте, его соотношении с иберами8. В античной традиции нет единства. Диодор (IV. 18), сообщая о подвигах Геракла на юге полуострова, называет его жителей иберами. Самые ранние сообщения Гекатея (fr. 115-119), Геродота (VII. 165), Авиена (Ora mar. 245-255) дают основания считать, что понятия «тартессии» и «иберы» взаимозаменяемы, между ними нет временного и культурного разрыва. К сожалению, размытость географических параметров древних этнонимов не позволяет в должной мере привлечь археологические свидетельства для разрешения этой спорной проблемы.

Отметим, однако, что процесс формирования развитой туземной культуры на полуострове протекал в русле тех же закономерностей, что и в Греции, Италии, Малой Азии, и приблизительно в тех же хронологических рамках: вторая половина II - середина I тыс. до н.э. Наряду с внутренними стимулами в ее развитии огромную роль играли и внешние влияния. В итоге термин «иберийская культура» выражает, на наш взгляд, квинтэссенцию особенностей культурного мира народов Пиренейского полуострова, точно так же, как термины «эллинская», «этрусская», «хеттская» культуры при всем многообразии их локальных этнических оттенков обозначают особенности культурного развития народов этих регионов9. Для нас важно выявить, какие особенные черты отличали культуру народов крайнего западного предела ойкумены в восприятии древних этнографов и историков, выделивших ее носителей в качестве иберов. Здесь уместно использовать понятие «стиль» культуры, т.е. сочетание содержания и способа передачи культурных достижений народа10. Стиль культуры проявляется и в хозяйственно-экономической, и в социально-политической сферах жизни общества, систематизированных в мифологических представлениях и ритуальной практике.

Создается впечатление, что в основе иберийской культуры лежат еще неолитические корни. Традиции мегалитизма, основные формы колоколовидной керамики, примитивная живопись наложили свой отпечаток на характер культуры иберов в последующем. Уже в период энеолита определяется опережающее

7 Wagner C. Aproximación al proceso histórico de Tartessos // AEA. 1983. T. 56. P. 3-36. Например, Л. Пелисьер, анализируя данную теорию применительно к истории полуострова, считает, что финикийские колонии эпохи бронзы обосновались на «туземном субстрате». X. Бласкес, подчеркивая культурный симбиоз туземцев и колонистов, считает возможным определять «процесс ориентализации полуострова как процесс его тартессизации» (см. Бласкес Мартинес Х.М. Origines финикийской колонизации в Западном Средиземноморье и Тартессийское царство. Состояние проблемы // ВДИ. 2004. № 4. С. 78). В.И. Козловская отмечает, что Турдетания - осколок Тартессиды -сохранила «тартессийско-туземное» ядро, обогащенное «кельтско-атлантической компонентой» (Козловская В.И. Комплекс Канчо Роано в свете современной археологии: резиденция тартессийского правителя или крепость-святилище? // ВДИ. 2004. № 3. С. 101.

8 Ю.Б. Циркин, ссылаясь на сообщения Псевдо-Скимна (198-200), Диодора (XXV. 10), Полибия (III. 33. 9), полагает, что иберы и тартессии - это два разных народа (Ук. соч. С. 131).

9 Можно предположить, что по мере возрастания роли тех или иных территорий этноним его населения становился общим нарицательным. Любопытно наблюдение Л.С. Клейна, отметившего, что «ахейцы», «данайцы», «аргивяне» в гомеровском эпосе упоминаются как синонимы греков, сменявшие друг друга (Клейн Л.С. Анатомия

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком