научная статья по теме ФАЛАРЫ ИЗ ВОТИВНЫХ КЛАДОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ III-I ВВ. ДО Н.Э. И САРМАТСКАЯ ПАРАДИГМА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ФАЛАРЫ ИЗ ВОТИВНЫХ КЛАДОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ III-I ВВ. ДО Н.Э. И САРМАТСКАЯ ПАРАДИГМА»

© 2008 г.

В. И. Мордвинцева

ФАЛАРЫ ИЗ ВОТИВНЫХ КЛАДОВ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ III-I вв. до н.э. И САРМАТСКАЯ ПАРАДИГМА1

В археологии Северного Причерноморья особое место занимают серебряные фалары с изображениями различных божеств, сюжетных композиций и растительных орнаментов, которые получили распространение в последние века до нашей эры. Многие из них были обнаружены случайно еще в XIX в. при распашке или размывах берегов рек. В дальнейшем этим находкам было суждено сыграть важную роль в разработке исторической концепции сарматской культуры.

Впервые фалары были собраны в работе A.A. Спицына «Фалары Южной России», который отметил, что они относятся к культуре рубежа эр - «пока мало известной в наших древностях»2. Я.И. Смирнов включил несколько фаларов, хранящихся в фондах Эрмитажа, в сводный каталог «Восточное серебро»3.

Особое место фалары заняли в исторической концепции М.И. Ростовцева. По его мнению, их принесли с собой в степи Северного Причерноморья племена иранского происхождения, пришедшие от границ Греко-Бактрии и известные под именем саков4. М.И. Ростовцев считал, что в пользу восточного, иранского происхождения фаларов говорят такие их черты, как полихромия (сочетание серебра с позолотой) и «чисто персидские мотивы» изображений5. Сама идея фаларов - круглых блях, украшенных розеттами - также пришла, по его мнению, с востока. Фалары упоминаются М.И. Ростовцевым во всех его основных работах по истории Боспора и Скифии в качестве одного из основных доказательств продвижения в Северное Причерноморье первой волны сарматской миграци6. Комплекс с фаларами, открытый в Галиче (Болгария), он рассматривал как наиболее западную находку, связанную с продвижением сарматов и на эту территорию'.

Идею М.И. Ростовцева о греко-бактрийском происхождении фаларов поддержала К.В. Тревер в своей книге «Памятники греко-бактрийского искусства»8. Приняв ее безоговорочно, хотя и не упоминая автора идеи, исследова-

1 Статья подготовлена при поддержке фонда A. фон Гумбольдта.

2 Спицын A.A. Фалары Южной России // ИАК. 1909. 29. С. 18-19.

3 Смирнов Я.И. Восточное серебро. Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. СПб., 1909. С. 7. № 47, 56-57.

4 Rostovtzeff M. Iranians and Greeks in South Russia. Oxf., 1922. P. 136-138; idem. The Animal Style in South Russia and China. Princeton, 1929. P. 44-45, 104.

5 Idem. Iranians and Greeks... P. 136; Ростовцев М.И. Сарматские и индо-скифские древности // ZKY0IKA. Избранные работы академика М.И. Ростовцева. СПб., 1993 (ПАВ. 5). С. 44; Rostovtzeff. The Animal Style. P. 41-42.

6 Rostovtzeff. Iranians and Greeks. P. 145-146; Ростовцев. Сарматские и индо-скифские древности. С. 45-46; Rostovtzeff. The Animal Style. P. 41-42; Rostowzew M. Skythien und der Bosporus. Bd I. Kritische Übersicht der schriftlichen und archaologischen Quellen. B., 1931. S. 604, 606.

7 Ростовцев. Сарматские и индо-скифские древности. С. 40-41, 45.

8 Тревер К.В. Памятники греко-бактрийского искусства. М.-Л., 1940. С. 34-38.

тельница вела поиск параллелей изображениям на фаларах исключительно в этом направлении. Интересно при этом отметить, что на территории самой Гре-ко-Бактрии подобных предметов до сих пор не обнаружено. В качестве аналогий эллинистическим растительным орнаментам на фаларах Старобельского клада К.В. Тревер приводит каменные плакетку и кубок из Таксилы, глиняную бутыль из Иоткана, сасанидские рельефы и блюдо9. Изображенных здесь же животных она рассматривала как «божества местного пантеона» - инкарнацию ведийских божеств Индры и Вишну10. Отмеченное К.В. Тревер сходство одного из животных на фаларе из Старобельска с изображением на фаларе из станицы Успенской (Прикубанье), которая находится намного ближе к городу Старо-бельск (Луганская обл.), чем Средняя Азия, было рассмотрено в пользу отнесения и этого предмета к греко-бактрийскому искусству11. Аналогичные старо-бельским по форме и технике изготовления фалары из Галиче, Янчокрака и Таганрога были также определены как предметы, изготовленные в Греко-Бактрии12. Подобным образом были интерпретированы и другие произведения торевтики из Северного Причерноморья13.

В результате на долгие годы за этой категорией предметов в отечественной литературе закрепилось название «фалары греко-бактрийского стиля»14, а их греко-бактрийское происхождение не подвергалось сомнению.

Иной взгляд на происхождение сарматских фаларов впервые высказал Н. Феттих15. Исследуя новые находки на территории Венгрии и Румынии и привлекая для анализа фалары, найденные на территории Украины и Южной России, он впервые сопоставил их с материалами дакийских кладов. К этой группе вещей он отнес не все известные к тому времени фалары степного пояса Евразии, как было принято до этого, но фалары из комплексов Северного и Западного Причерноморья: Янчокрак, Таганрог, Балаклея, Галиче, Серче и Хера-штреу. Он сделал также вывод об изготовлении всех этих предметов в Ольвии во второй половине I в. до н.э.16, т.е. в период царствования Буребисты17. Н. Феттих перечислил основные декоративные особенности рассматриваемой группы материала - графические орнаменты в виде рядов точек, полос треугольников, зигзага, бегущей волны и ов18. В своей работе Н. Феттих исходил из идеи М.И. Ростовцева о том, что фалары являлись сарматским этническим индикатором и предназначались исключительно для украшения конской сбруи. Наличие в дакийском материале фибул, выполненных в том же стиле, он объяс-

9 Там же. С. 54.

10 Там же. С. 53.

11 Там же.

12 Там же. С. 55.

13 Там же. С. 51, 60-61.

14 Критику этой интерпретации см. Мордвинцева В.И. Так называемый «греко-бактрийский стиль» в эллинистической торевтике // Археология Волго-Уральского региона в эпоху раннего железного века и средневековья. Волгоград, 1999. С. 102-123.

15 Fettich N. Archäologische Beiträge zur Geschichte der sarmatisch-dakischen Beziehungen // Acta Archaeologica. 3. 1953. S. 127-178.

16 Ibid. S. 171.

17 Ок. 55 г. до н.э. Ольвия была разрушена гетами. Во второй половине I в. до н.э. город переживал глубокий кризис, в это время были разрушены агора и теменос, засыпаны резервуары гидросистемы (Vinogradov JG., Kryzickij S.D. Olbia. Eine altgriechische Stadt im nordwestlichen Schwarzmeerraum. Leiden-New York-Köln, 1995. S. 18).

18 Fettich. Op. cit. S. 139-144.

6* 163

нял вторичным использованием фаларов19. Ольвия представлялась ему центром, где мастерские изготавливали изделия сарматского облика (фалары) для сарматов, а изделия дакийского облика (гривны, браслеты) - для даков и гетов20.

Специальный раздел в своей книге посвятил фаларам Янош Харматта21. В отличие от Н. Феттиха он не разбирает их стилистические особенности, полагаясь в этом полностью на мнение М.И. Ростовцева. В то же время Я. Харматта отметил, что «М. Ростовцев не имел ясной картины той эпохи причерноморской сарматской истории, к которой могут быть отнесены фалары, и, следовательно, он не мог ни определить исторических рамок материала находок, ни локализовать их этнически». По его мнению, в случае с фаларами необходимо было в первую очередь разобраться в этнической обстановке или по крайней мере не ставить ее в зависимость от изображений на фаларах и их стиля 2. Широкое распространение фаларов в степном поясе Евразии он считал общеисторическим феноменом. В то же время, по мнению Я. Харматты, решение этнических вопросов возможно через выделение отдельных стилистических групп фаларов. В этом смысле их причерноморская группа выглядит достаточно обособленно,

23

что позволяет отнести ее к какой-то конкретной этнической группе .

Дальнейшие выводы исследователя были построены исключительно исходя из его представлений об исторической обстановке в Северном и Северо-Западном Причерноморье во II—I вв. до н.э. Я. Харматта датировал группу причерноморских фаларов периодом между 110 и 61 гг. до н.э.24 и связал ее с западной конфедерацией сарматских племен, главную роль в которой он отводил царским сарматам. Комплекс из Галиче, найденный на территории, которая, по мнению исследователя, не могла принадлежать западным сарматам, был якобы связан с краткосрочной оккупацией сарматами территории трибаллов25. Таким образом, фалары воспринимались Я. Харматтой как неотъемлемая принадлежность, этнический признак культуры западных сарматов, который, будучи обнаруженным в комплексах на других (именно западных) территориях, является свидетельством военного присутствия сарматов. Местом изготовления причерноморских фаларов Я. Харматта в отличие от Н. Феттиха считал Пантикапей, поскольку Ольвия в очерченный им промежуток времени не могла, в соответствии с его историческими разработками, производить подобные вещи26.

Мнение Я. Харматты поддержал Т. Сулимирский, который полагал, что фа-лары, найденные в Северном Причерноморье, были изготовлены пантикапей-скими ювелирами27. Начало их производства в Северном Причерноморье, по его мнению, было связано с прибытием в Крым в конце II в. до н.э. понтийской армии Диофанта и с Митридатовыми войнами первой половины I в. до н.э.

19 Ibid. S. 136.

20 Ibid. S. 171, 177.

21 «The Sarmatian Phalerae and their Easten Relations» (Harmatta J. Studies in the History and Language of the Sarmatians. Szeged, 1970 (Acta Universitatis de Attila Jozsef Nomi-natae. Acta antiqua et archaeologica. XIII). P. 34-39).

22 Ibid. P. 36-37.

23 Ibid. P. 37.

24 Опорными комплексами для обоснования этих крайних дат послужила находка у станицы Северской (нижняя дата) и фалары с надписью Митридата Евпатора из собрания Кабинета медалей Парижской национальной библиотеки (верхняя дата). Даты остальных находок Я. Харматта не приводит и не обсуждает (Ibid. P. 34).

25 Ibid. P. 38.

26 Ibid. P. 99-100. Прим. к с. 37.

27 Sulimirski T. The Sarmatians. Southampton, 1970. P. 141.

Выводы венгерских и польских ученых о местном, причерноморском происхождении фаларов почти не отразились на концепции сарматской культуры Северного Причерноморья, разрабатываемой советскими археологами.

Так, К.Ф. Смирнов в своей книге,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком