научная статья по теме ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМАТИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА "ПУТЕШЕСТВИЕ" (ОХОТА ЗА ИСТИНОЙ) Философия

Текст научной статьи на тему «ФИЛОСОФСКАЯ ТЕМАТИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА "ПУТЕШЕСТВИЕ" (ОХОТА ЗА ИСТИНОЙ)»

Философская тематизация концепта "путешествие" (охота за истиной)

А.А. ГРИГОРЬЕВ

Золотое руно, где же, ты золотое руно?

Всю дорогу шумели морские тяжелые волны, И покинув кораболь, натрудивший в морях полотно, Одиссей возвратился, пространством и временем полный

О. Мандельштам

По своему статусу концепт "путешествие" является фундаментальным семантическим "примитивом" любой культуры, пронизывая культурное бытие сверху донизу, от бытовых мелочей до высочайших произведений искусства и литературы. Эта семантическая аналогия а 1а Анна Вежбицка (один из интереснейших исследователей семантических примитивов в различных языках и культурах) призвана пока только декларировать то, что предполагается развернуть в предлагаемой работе - концепт "путешествие" глубочайшим образом укоренен в в основаниях культуры и языка1. Одно только жанровое разнообразие произведений литературы, использующих тему или концепт путешествия, насчитывает больше десятка позиций, это не считая исторических исследований, которые по сути своей представляются своеобразными путешествиями во времени.

В этом смысле можно говорить о той множественности смысловых Вселенных, которые организуются концептом "путешествие", тем не менее стягивающих эти вселенные к единому центру.

Итак, целью данной работы является философское осмысление "путешествия", т.е. определенное остранение (делание странным) всем известного и очевидного в своем значении слова. Грубо говоря, основную суть "путешествия" можно было бы выразить одной обыденной фразой - мир посмотреть и себя показать. Менее очевидным оказывается завуалированный смысловой контекст узнавания и понимания самого себя, возвращения к собственным культурным истокам, идентификация и разворачивание собственного

1 На первой странице книги С. Неретиной и А. Огурцова "Пути к универсалиям" в аннотации читаем: "В книге анализируется более чем двухтысячелетний путь философии в постижении универсалий. История путешествий к универсалиям началась с поиска универсалий как локального общего - с тотемных классификаций и привела к созданию первого универсального кода культуры -к античной философии, к выдвижению инвариантных смыслов изменчивых феноменов - эйдосов и идей у Платона, форм и материи у Аристотеля" (Выделено мной. - А.Г.)

культурного логоса, понимаемого здесь не только в формально-логическом плане, а как тот исходный культурно-логический синтез, который во многом предопределяет бытие человека в мире.

Однако, чтобы быть корректным в дальнейшем "разыскании истины", приведу в качестве беглого перечисления литературные жанры, связанные с темой путешествия крепкими узами:

- Эпические "путешествия" древности - "Одиссея" Гомера, "Энеады" Вергилия. Тема путешествия - характерный момент многих эпосов. В частности сюжет мифа о сошествии в ад (Аид) Орфея. Египетские книги мертвых, содержащие сюжет путешествия по загробному миру.

- Историко-географические "путешествия" представленные в следующих произведениях: "История" Геродота, "Анабасис" Ксенофонта, "География" Страбона, "Письма" Плиния Старшего, "Германия" Тацита, "Записки о галльской войне" Ю. Цезаря.

- Описания странствий купцов и путешественников в средние века: "Христианская топография вселенной" Космы Индикоплова, "Хожение за три моря" А. Никитина, "Хожение Даниила русския земли игумена", обширная литература пилигримов в Святую землю. Очень распространенный в средние века жанр визионерского путешествия...

- Путевые описания эпохи Великих географических открытий: документы плаваний Васко да Гама, Америго Веспуччи, дневник Пифагетты (спутник Магеллана); экспедиционные документы XVII-XVIII вв. - путешествия Дж. Кука, Ж.Ф. Лаперуза, В. Беринга и др.

- Утопические романы XVI-XVII вв., основанные на идее путешествия в неведомые страны, такие как "Утопия" Т. Мора, "Новая Атлантида" Ф. Бэкона, утопические романы Сирано де Бержерака.

- Просветительский роман XVIII в. напрямую включает в себя лексему "путешествие". К подобным произведениям принадлежат: "Приключения Робинзона Крузо" Д. Дефо, "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта, "Путешествие Гемфри Клинкера" Т. Смоллетта, "Путешествие Нильса Клима под землей" Л. Хольберга, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева и др.

- XIX век уже пестрит таким многообразием различных видов путешествий, что можно упомянуть только бегло перечислить далеко не полный список: "Паломничество Чайльд Гарольда" Дж. Байрона, "Путешествие на Гарц" Г. Гейне, "Путешествие в Арзрум" А.С. Пушкина, «Фрегат "Паллада"» И.А. Гончарова, "Остров Сахалин" А.П. Чехова, Научные путешествия Ч. Дарвина, Ф. Нансена, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая.

Хочется обратить особое внимание на то, что такое далекое от темы путешествия произведение как "Архипелаг ГУЛАГ" в силу своей псевдо-географической привязки (архипелаг) тесно связано с путешествием. Например, это произведение можно трактовать как своеобразное сошествие в мир мертвых, ибо персонажи концлагерей для социума "мертвы" - "Входящие, оставьте упования" начертано на вратах дантовского Ада или как это описывается в романе Домбровского "Факультет ненужных вещей" (Домбровский цитирует Гоголя) - ".но уже открыл глаза свои как мертвец".

Список, естественно, можно уточнять и пополнять достаточно долго, но попытаемся в сравнительно коротком текстовом объеме показать, что один из главных мотивов всей истории философии и философской работы вообще заключается в экспликации концепта путешествия как целенаправленного движения к одному-единственному конечному пункту - истине, как той непотаенности бытия, которая открывая одновременно и скрывает свои глубочайшие основания, строго храня свою тайну (по Хайдеггеру). В зависимости от различных способов задавания пути следования и понимания того, что скрывается за словом истина, возникают разные варианты не только движения, но и самой цели, которая оказывается неотделимой от своеобразия движения. Более того -форма, тип, манера, вид "путешествующего" движения одновременно создает само пространство движения.

Еще одной особенностью путешествия является его непредсказуемость. Буквально в соответствии с русской поговоркой: "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что". Искали философский камень - понаоткрывали огромное количество веществ, дотоле не известных человечеству, заложив фундамент будущей экспериментальной химии. Отправились открывать кратчайшие пути в Индию, а открыли Америку. Полученный "побочный" результат зачастую по значимости на порядки превосходит исходную цель.

Какую цель преследует путешественник? В зависимости от ответа мы получим смысловое наполнение лексемы путешествие как концепта, т.е. смысловым образом организованного действия, преследующего определенную цель. Тем самым мы тематизируем путешествие уже в развернутую концепцию, в которой концепт путешествия играет основополагающую роль.

Слово путешествие является двусоставным. Одна его лексическая составляющая -путь, предполагает прежде всего пространственные характеристики (знакомые или не знакомые действующему лицу), другая - шествие как определенным образом понятое и организованное движение.

Опираясь на представленное выше жанровое многообразие путешествий, попытаемся выстроить смысловой ряд своеобразной "классификации" путешествий, считая, что представленный схематизм послужит не обеднению, а, наоборот, более четкому уяснению смыслового многообразия вселенных концепта путешествие, которые отличаются друг от друга и по структурным и по функциональным особенностям.

1. Путешествие как своеобразный "чувственный" туризм. Четко организованное действие в определенный период времени, имеющее предельно конкретную цель - отдых, с определенными нюансами: солнце, море, загар и т.д.; или героическое преодоление порогов рек высшей категории сложности; или покорение очередных прежде недоступных горных восьмитысячников. Получивший в последнее время распространение экстремальный туризм - определенный способ пощекотать нервы и "погонять" адреналин, тоже входит в рассматриваемый класс.

2. Путешествие как своеобразный "интеллектуальный" туризм, которому очень близок по смыслу термин экскурсия. Экс-курс - целенаправленное посещение исторических мест, художественных галерей, архитектурных памятников и т.д.2

3. Путешествие как приключение - модификацию путешествия, в котором основная цель - острота ощущений, но которое не избирается сознательно, т.е. по собственной воле. С человеком может приключиться про-ис-шествие. Когда в путешествии случается что-нибудь экстраординарное, обычно говорят о пережитых приключениях. В этом смысле мировая литература "кишит" произведениями, имеющими в своем названии титул "приключения". Например, "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" М. Твена, произведения Ф. Купера, М. Рида, К. Мая, Р. Хаггарда, т.е. огромная приключенческая литература. В современной литературе - это необъятное количество путешествий, представленных в жанре фантастики.

4. Путешествие как паломничество. Поклонение и прикосновение к святыням. Исцеление собственной души, обретение душевного равновесия. Сопряженные с паломничест-

2 "Смысл предпринимавшейся экскурсии виделся не в том, чтобы доставлять участникам возвышенный отдых после труда и поднять настроение их души высокими наслаждениями от красоты нового мира, который должен открыться перед очами. Задача имелась в виду более строгая и деловая: продолжить с методическою последовательностью и ригористическим напряжением труд, начатый среди лабораторной обстановки семинария, перенеся его в новую среду, действуя при помощи новых источников; изучать те же культурные явления, с которыми ознакомление происходило раньше по письменным текстам, переданным от далекого прошлого, за книгой у библиотечного стола, в стране, далекой от их родины, - изучать их теперь по вещественным следам, переместившись на ту самую почву, где слагались творившие их процессы. Будущие участники звались, по преимуществу, не к заманчивым восприятиям, как таковым, а к углублению знаний, проверке понятий, образованию идей и уточнению приемов и навыков их добывания" [4, с. 9

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком