научная статья по теме ФРАГМЕНТ САРКОФАГА ПЕТЕХОНСУ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ФРАГМЕНТ САРКОФАГА ПЕТЕХОНСУ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА»

в МУЗЕЙНЫХ СОБРАНИЯХ МИРА

© 2014 г.

Н. В. Лаврентьева

ФРАГМЕНТ САРКОФАГА ПЕТЕХОНСУ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГМИИ ИМ. АС. ПУШКИНА

Статья представляет собой уточнение провенанса и датировки фрагмента антропоидного саркофага жреца Амона Петехонсу, сына Хонсумеса, из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Ключевые слова: саркофаг, древнеегипетская коллекция ГМИИ, коллекция В.С. Голенище-ва, III Переходный период.

ВГМИИ им. А.С. Пушкина, располагающим лучшей отечественной коллекцией древнеегипетского искусства1, хранится несколько саркофагов разного времени, в том числе большой фрагмент деревянного расписного антропоидного саркофага Петехонсу, сына Хонсумеса, жреца бога Амона (№ I, 1а. 5316)2 (рис. 1). До поступления в музей фрагмент входил в состав коллекции В.С. Голенищева (ИГ 5402). О месте находки памятника и обстоятельствах его приобретения владельцем коллекции (не оставившим на этот счет сведений) ничего не было известно, и до последнего времени история памятника прослеживалась начиная лишь с его поступления в ГМИИ в составе голенищевского собрания.

Вплоть до начала 2000-х годов памятнику не было посвящено ни одной отдельной публикации. В 2002 г. он находился в экспозиции выставки ГМИИ «Путь к бессмертию» и вошел в ее каталог3, где был представлен лишь небольшой фотографией. Авторами каталога памятник атрибутирован как «торцовая стенка головной части саркофага «жреца Амона» Петехонсу (Pi-diw-Hnsw), сына Хонсу...» и датирован эпохой Нового царства.

В ходе разысканий автора данной статьи выяснилось, что саркофаг уже был ранее частично воспроизведен (рис. 2). Изображение одной из сцен фрагмента содержится во втором томе известнейшего трехтомного прекрасно иллюстрированного хромолитографиями труда «L'Histoire de l'Art égyptien d'après les monuments, depuis les temps les plus reculés jusqu'à la domination romaine. Atlas» (далее - «Атлас») Э. Присс д'Авенна4 - одного из пионеров египтологии, блестящего художника, оставившего после себя огромное и широко известное «египетское» наследие. Общая композиция сцены, ее декоративные элементы,

Лаврентьева Ника Владимировна - кандидат искусствоведения, научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина.

1 Основу коллекции составило ценнейшее частное собрание В.С. Голенищева, приобретенное музеем в 1909 г. и поступившее в него в 1911 г.

2 Выражаю глубокую признательность хранителю отдела Древнего Востока О.П. Дюжевой за предоставление возможности работы с памятником.

3 Берлев, Ходжаш 2002, 40-41. Ил. 41.

4 Prisse d'Avennes 1878, 69.

6*

163

совпадение текста и имени покойного на рисунке Присс д'Авенна не оставляют сомнений в его тождестве верхней части «голенищев-ского» фрагмента (разумеется, с поправкой на особенности художественного стиля и обычное для второй половины XIX в. стремление «реставрировать» памятник, изображая его в идеальном состоянии).

Публикация в «Атласе» содержит также сведения о происхождении фрагмента, который представлен как «Offrande à Osiris. Stèle peinte sur un cercueil de momie (nécropole de Thèbes - XXe dynastie)»5. Отсутствие этой информации в прежней историографии памятника объясняется, возможно, тем, что сама специфика «Атласа» - издания научно-художественного - до поры не способствовала обращению к нему в поисках аналогий для музейного артефакта.

Согласно свидетельству Присс д'Авенна, фрагмент был привезен им во Францию6. Однако после его кончины (в 1879 г.) объект, насколько известно, не поступил ни в один из французских музеев. Видимо, он какое-то время выставлялся на продажу, когда В.С. Голенищев и приобрел его, возможно, у какого-то европейского антиквара. Для коллекции, большинство предметов которой В.С. Голенищев привез из Египта, это редкий случай. Был ли ему известен прежний владелец фрагмента и отождествлял ли он свое приобретение с публикацией в «Атласе», сказать затруднительно. Как бы то ни было, сам «Атлас» Присс д'Авенна, разумеется, В.С. Голенищеву не мог быть не известен. Таким образом «голенищевский» фрагмент обретает длительную историю, ведущую из Египта во Францию, а затем в Россию, и объединяет имена двух знаменитых египтологов.

Рис. 1. Фрагмент днища антропоидного саркофага жреца Амона Петехонсу, сына Хонсумеса. XXII династия (ГМИИ, инв. № I. 1а 5316). Фото автора

5 Prisse d'Avennes 1878, 69. Заметим, что возможное происхождение саркофага из гробницы XX династии само по себе не может подтвердить его датировки. Большинство частных фиванских гробниц рамессидского времени (XIX-XX династий) позднее использовались повторно и неоднократно узурпировались. К сожалению, автор «Атласа» не сообщает имени владельца гробницы и ее точного местонахождения, но свидетельство Присс д'Авенна о фиванском происхождении саркофага несомненно ценно.

6 Prisse d'Avennes 1879, 427.

Рис. 2. Фрагмент саркофага Петехонсу. Верхний регистр. Рисунок из «Атласа» Присс д'Авенна

Анализ конструктивных и художественных особенностей памятника, интересного своим иконографическим решением и стилистическим своеобразием, новые детали, сообщающие о его провенансе, а также материалы, собранные специалистами в результате исследований сакофагов в последние десятилетия, привели автора настоящей статьи к заключению о необходимости уточнения его атрибуции и датировки.

Описание

Фрагмент (85 х 44 см) имеет продолговатую форму, несколько суживающуюся книзу (min 36 см) и в своем нынешнем состоянии скругленную вверху по бокам (рис. 3). Он составлен из нескольких плоских досок узловатого, неоднородного по структуре дерева (возможно, сикоморы), во многих местах порченого жучком-точильщиком. Правый край фрагмента обломан, по левому видны углубления для круглых в сечении деревянных гвоздей - креплений для сочленения частей саркофага. По верхней и нижней граням, вровень с разделительными полосами, ограничивающими верхний и нижний регистры соответст-

венно, доски ровно подпилены, возможно, при выравнивании формы фрагмента или в ходе расчленения саркофага на несколько частей для продажи их по отдельности. Таким образом, фрагмент приобрел форму, по которой не сразу можно определить, к какой части саркофага он относился.

По поверхности дерева наложен толстый слой гипсовой грунтовки, по которой, еще не полностью высохшей, производилась роспись. Это хорошо видно по краям досок, где в грунтовочную массу впечатались следы от вертикальных (боковых) стенок саркофага, под которые также затекала краска. Красочный слой, покрытый многочисленными глубокими (вплоть до основания грунтовки) трещинами, отстает от доски в нескольких местах. В центральной части видны следы потеков, обугливших сине-голубую краску и превративших ее в почти черные разводы. Заметны следы старой музейной реставрации (возможно, первой половины XX в.) с использованием воска для заполнения и скрепления трещин. Оборотная (внешняя) сторона фрагмента имеет плоскую поверхность и не раскрашена, но по краям кое-где видны остатки краски, свидетельствующие, что боковые грани саркофага также были расписаны.

Конструктивные особенности «го-ленищевского» фрагмента (плоская поверхность досок) заставляет внести коррективы в его атрибуцию. Объект преставляет собой скорее днище скругленного «в плечах» антропоидного саркофага, нежели «торцовую стенку» его головной части (которая должна была бы иметь сильный изгиб плоскости). Сохранившийся фрагмент днища приходился на торс и бедра мумии. При этом он несомненно ранее продлевался сверху «подголовной» частью, а снизу завершался частью, на которую приходились голени и ступни мумии. Верхняя и нижняя части ныне утрачены, однако их наличие безусловно предполагается формой фрагмента и срезанными верхней и нижней гранями с полосками уцелевшей росписи по краям (см. ниже).

Рис. 3. Фрагмент днища саркофага Петехонсу. Прорисовка автора

Роспись и надписи

Изобразительная поверхность фрагмента (в его нынешнем виде) в композиционном плане представляет два регистра, разграниченных «поясами». Последние образуются комбинацией изображения циновки, перевязанной в центре и по краям, знака ЬЬ (вв Wз) и голубой полосы. Циновка изображается как основа, подложенная под трон бога и является его подножием. Знак ЬЬ также может изображаться под троном бога или свидетельство-

вать о том, что изображенное над ним имеет ритуальное значение, связанное с религиозным празднеством и очищением. Голубая полоса, символизирующая воду, наряду с красной (символ огня) и черной (символ земли), является универсальным маркером отделения и ограничения изобразительного пространства7.

Росписи выполнены на желто-золотом фоне8, обычном для религиозного контекста, к примеру, композиций на виньетках заупокойных папирусов, а также царских и частных гробниц рамессидского времени.

Сверху по скругленной верхней части регистра нанесена голубая дугообразная линия, представляющая выгнутый знак неба р1 (СС N^1. Непосредственно под ним расположено изображение крылатого Солнечного диска. Однако остатки росписи уцелели и над изображением неба, деталь, насколько известно, не привлекавшая прежде внимания9. Это короткий горизонтально расположенный разделительный «пояс» (знак ЬЬ и изображение циновки), над которым очевидно располагались изображения. Таким образом, над двумя регистрами «голенищевского» фрагмента некогда находился еще один, ныне утраченный, который, несомненно, представлял собой декорированную «подголовную» часть днища (рис. 4)10.

Верхний регистр. Сюжет росписей верхнего (центрального по содержанию) регистра сам по себе относительно традиционен: жертвенное возлияние, совершаемое усопшим перед Осирисом, царем мертвых. Тем не менее росписи регистра содержат много деталей, способных служить датирующими признаками.

Осирис представлен в белых погребальных пеленах, с высвобожденными руками, сжимающими инсигнии царской власти (плеть-нехех и посох-хека). Он восседает на «кубическом» троне11, оформленном в виде портала «ложной двери» (как на росписях саркофагов, начиная с эпохи Среднего царства12). На голове бога надет традиционный длинный парик, под подбородком подвязана плетеная бородка «крючковатой» формы, как в иероглифе (вв С1). Парик и бородка -

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком