научная статья по теме ГЕРБЕРТ РИД: ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРУ С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА Философия

Текст научной статьи на тему «ГЕРБЕРТ РИД: ВЗГЛЯД НА КУЛЬТУРУ С ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФИИ ИСКУССТВА»

Герберт Рид: взгляд на культуру с позиций философии искусства

М.О. КЕДРОВА

Статья посвящена выдающемуся английскому философу, поэту, писателю и художественному критику Герберту Риду (1893-1968). Автор пытается реконструировать философию культуры Рида прежде всего с помощью анализа его понимания искусства, а также анализа его социально-философских воззрений.

The article is devoted to a famous Enlish philosopher, poet, writer and art critic, Sir Herbert Read (1893-1968). This paper is an attempt of reconstruction of Read's philosophy of culture through the analysis of his speculation about art and social life.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Герберт Рид, философия культуры, философия искусства, органическая форма, эстетическое воспитание.

KEY WORDS: Herbert Read, philosophy of culture, philosophy of art, organic form, aesthetic education.

Герберт Рид - мыслитель, во многом определивший интеллектуальную атмосферу XX в. Его влияние испытали на себе художники, такие как Генри Мур, Бен Николсон, Барбара Хепворт, Наум Габо, Антуан Певзнер, Пол Нэш и др.; группы художников и поэтов, например, "Новый Апокалипсис" и "Геометрия страха". Благодаря Риду изменилось отношение к целому направлению в искусстве; он был одним из организаторов выставки сюрреалистов в 1936 г. в Лондоне1 и издателем сборника "Сюрреализм" (1936 г.), который включал тексты Бретона, Элюара и др. Рид способствовал возрождению интереса к творчеству старшего поколения английских романтиков; две его книги "Краткая история современной живописи" (1959 г.) и "Краткая история современной скульптуры" (1964 г.) стали бестселлерами уже при жизни автора, были переведены на множество языков и изданы огромными тиражами. Ведущий теоретик модернизма, "последний романтик", философ, поэт, прозаик, художественный критик, педагог и общественный деятель - таков не полный перечень сфер, в которых проявилась его личность. Наследие Рида огромно: его библиография насчитывает более тысячи наименований, однако на русском языке опубликована лишь ничтожная часть из написанного им [Рид 2004; Рид 2009; Рид 2012; Рид 2015]. Это связано прежде всего с тем, что уже в 1930-е гг. и позже Рид выступал с

© Кедрова М.О., 2015 г.

резкой критикой тоталитаризма, и из-за этого долгое время его работы не переводились на русский язык.

Его философские идеи тяготеют к трем направлениям: философия искусства, социальная философия и философия культуры. Нужно отметить, что Рид - не систематический философ в классическом смысле. Особенности его письма во многом связаны с анархистской позицией, которую он занимал, и с "анархистским" типом личности самого Рида. В целом для его философского стиля характерны широкий, панорамный взгляд на проблему, попытка рассмотреть её в разных проекциях, в том числе в историко-культурном и социальном измерениях, и, что особенно важно учитывать исследователю - отсутствие строгих дефиниций и достаточно вольное употребление терминов. Многие его книги -это сборники тематически объединённых и композиционно упорядоченных статей. Он не часто писал большие тексты, не выстраивал стройную и строгую систему своих взглядов, но эта кажущаяся бессистемность вовсе не означает хаотичности. Из его взглядов на искусство, природу, человека и общество можно вычленить вполне последовательные культурфилософские воззрения. В данной статье я предложу набросок возможной реконструкции философии культуры Рида, акцентировав его основные идеи, и прежде всего -его эстетические воззрения.

В центре его философии, безусловно, находится искусство. Рид строит собственную философию искусства, в значительной степени ориентируясь на таких современных ему мыслителей, как Р.Дж. Коллингвуд, А. Бергсон, А.Н. Уайтхед, К.Г. Юнг, В. Воррингер. В то же время понятие "органическая форма" (organic form) он заимствует у Кольрид-жа, разработавшего это понятие. Кольридж утверждает принцип органического единства духа и природы, в соответствии с которым любая её часть содержит в себе "свойства всей материальной Вселенной" [Кольридж 1987, 24]. Принцип "органического единства" предполагает процесс роста организма из некоей первоосновы, в которой уже заложены признаки целого. Рид видит суть романтической традиции в иррациональном начале, он говорит, что иррациональное вмещает в себя и инстинкт, и интуицию, и воображение. Задачу современного искусства он усматривает в том, чтобы соединить иррациональное начало с началом реалистическим, сознательным. Лишь то искусство, которое поднимается над реальностью, может осуществить этот синтез и примирить противоречия, заложенные в самой природе нашего опыта. Именно таким искусством, по мысли Рида, является модернизм, создающий силовое поле между этими двумя полюсами, и в высших своих проявлениях стремящийся к синтезу иррационального и рационального начал.

Итак, существует "двуполярная ось", на одном конце которой помещается абстракция, а на другом конце - реализм. Но было бы неправильно предположить, что эти две тенденции выступают в качестве догматической фиксации той или иной крайности, или что выбор того или иного полюса навязывается художнику извне. Напротив, Рид подчеркивает, что эта "ось" существует также внутри самого художника, и он (художник) может создавать произведения, относящиеся и к тому, и к другому полюсам: Рид приводит немало примеров, в том числе скульптуры Генри Мура - "Лежащую фигуру" (1938 г.) и "Мадонну с младенцем" (1943-1944 г.) - и подчеркивает амбивалентность этого процесса. Переход от реализма к абстракции или от абстракции к реализму, говорит Рид, происходит достаточно легко и не всегда сопровождается каким-то глубоким психологическим переворотом. Что действительно является общим и постоянным, так это воля к форме. На одном полюсе эта воля выражается в создании новых форм, того, что можно назвать "свободной формой", а на другом полюсе воля к форме выражается в выборочном утверждении какого-то определенного аспекта органического мира. Рассматривая формотворческую способность человека, Рид утверждает, что по мере становления индустриального общества человек начал утрачивать целостность. В поисках того, как преодолеть дезинтеграцию личности, восстановить расколотого человека, Рид вновь обращается к идеям английских романтиков, в частности, к их рассуждениям о роли искусства в формировании личности. По мнению Рида, искусство не только освобождает человека, позволяет проявиться всем лучшим сторонам его личности, но и переводит негативные силы человеческой психики в область творчества. Его социальный идеал - это деидеологизированное сообщество

уникальных гармонично развитых людей, а гармоничное развитие личности - это прежде всего эстетическое развитие.

Рид утверждает, что эстетическое развитие (и главным образом, эстетическое воспитание) может осуществляться двумя способами. Первый способ предполагает развитие у человека его врожденных способностей, то есть задача воспитания и образования состоит в том, чтобы помочь человеку стать самим собой. Второй способ представляет собой переделывание человека, в результате такого воспитания и образования человек должен стать тем, кем он не является, должен стать другим. Первый способ подразумевает, что в каждом человеке заложены те или иные таланты, и задача педагога - обнаружить их и помочь их развитию. Согласно второму подходу, задача педагога состоит в том, чтобы нивелировать, искоренить врожденные особенности и привести характер человека в соответствие с тем идеалом, который принят в данном обществе.

Тезис, что искусство должно быть основой образования, восходит ещё к Платону. Рид придерживается гипотезы "естественной нейтральности" (natural neutrality), утверждая, что первобытный человек или новорожденный ребенок находится "по ту сторону добра и зла". В книге "Воспитание средствами искусства" (1943 г.) Рид заявляет: «Моя цель - показать, что самая важная функция образования связана с психологической "ориентацией" [обучаемого. - М.К.], и в связи с этим развитие эстетической восприимчивости приобретает важнейшее значение» [Рид 1958, 7]. Рид имеет в виду не просто "художественное образование" как таковое: речь идет о целостном эстетическом воспитании, о воспитании чувств, на которых зиждется в конечном счёте человеческая индивидуальность. Но для этого нужны особые социальные условия и культурные установки, благодаря которым в основе эстетического воспитания была бы прежде всего свобода. При этом Рид ссылается на Платона, который в "Государстве" говорит (536e, перевод А.Н. Егунова): "Питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого" [Платон 1971, 349].

Итак, человек должен вновь обрести утраченное единство с миром - Рид называл этот процесс "освобождением робота" (redemption of robot), - и именно в связи с этим встает проблема эстетического воспитания и образования. В работах "Воспитание средствами искусства" и "Освобождение робота: мой опыт воспитания средствами искусства" (1966 г.) эта тема у Рида становится главной. Изучая особенности детского творчества, детской психологии, детского мировосприятия, Рид ввёл понятие "невинный взор" (innocent eye) для обозначения чистого, не "загрязнённого" опытом, восприятия. Вот как А. Маслоу характеризует этот концепт: «Герберт Рид указал на то, что ребёнок обладает "невинным зрением", способностью видеть нечто так, как будто он видит это в первый раз (зачастую он действительно видит это впервые в жизни). Поэтому он может смотреть на него в изумлении, изучая все его аспекты, замечая все его качества, ибо для ребенка в этой ситуации ни одно свойство незнакомого объекта не может быть более важным, чем другие его свойства. Он не организует объект: он просто на него смотрит» [Маслоу 1999, 124]. По мнению Рида, ещё до того как дать ребенку в руки карандаш или кисть, лучше всего дать ему возможность тактильно ощутить материал: "Ребенок может с огромным удовольствием погрузить пальцы в краску и осмысленно, намеренно наносить её на чистый лист бумаги. А там, где есть целеполагание, уже есть зачатки некоторой упорядоченности" [Рид 19

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком